Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
судьи-председательствующего Криволаповой Е.А.,
судей: Киселева Г.В., Тепловой Т.В.,
при секретаре судебного заседания Горбань В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика - Министерства имущественных отношений Ставропольского края, поданной представителем по доверенности Воропаевым И.А. на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 28 апреля 2016 года
по иску заместителя Буденновского межрайонного прокурора Шейкина В.В., действующего в защиту интересов Миронова Ю.А. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
заслушав судью-докладчика Киселева Г.В.,
установила:
14 марта 2016 года заместитель Буденовского межрайонного прокурора Шейкин В.В., действуя в защиту интересов Миронова Ю.А. обратился в Ленинский районный суд г. Ставрополя с данным иском, указав, что в ходе проведённой Буденовской межрайонной прокуратурой проверки установлен факт нарушения Министерством имущественных отношений Ставропольского края гарантированного федеральным законодательством права Миронова Ю.А. на предоставление жилья. Нарушенное право подлежит восстановлению по следующим основаниям. Миронов Ю.А. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имеющих право на получение жилья. Мать Миронова Ю.А. - Миронова Г.Б. решением Буденовского городского суда от 19 января 1999 года лишена родительских прав. Отец Миронов А.Г. умер 02 февраля 1998 года. В настоящее время Миронов Ю.А. на государственном обеспечении не находится, что подтверждает его право на получение жилья. Миронов Ю.А. обратился с письменным заявлением о предоставлении ему соответствующего жилого помещения в Министерство имущественных отношений Ставропольского края. Просил суд обязать Министерство имущественных отношений Ставропольского края в срок до 01 сентября 2016 обеспечить Миронова Ю.А., *** 1983 года рождения, уроженца г. Буденновска Ставропольского края, жилым помещением, площадью, не ниже установленных социальных норм по договору найма специализированного жилищного фонда (л.д.3-4).
Обжалуемым решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 28 апреля 2016 года удовлетворены исковые требования заместителя Буденновского межрайонного прокурора Ставропольского края, действующего в защиту интересов Миронова Ю.А. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. На Министерство имущественных отношений Ставропольского края возложена обязанность предоставить Миронову Ю.А., *** 1983 года рождения, жилое помещение в виде дома (квартиры) специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям Буденновского района Ставропольского края по нормам предоставления площади жилого помещения (л.д.62-68).
В апелляционной жалобе ответчик - Министерство имущественных отношений Ставропольского края в лице представителя по доверенности Воропаева И.А. просит решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 28 апреля 2016 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать, указав, что суд не принял во внимание, что Миронов Ю.А. обратился в Министерство имущественных отношений Ставропольского края с заявлением о предоставлении ему жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края лишь 04 сентября 2015 года, в журнале учёта заявление зарегистрировано под N1565, при этом, жилые помещения предоставляются данной категории граждан однократно согласно регистрации их заявлений в журнале регистрации заявлений, при наличии незаселённых специализированных жилых помещений необходимой общей жилой площади, соответствующей норме предоставления, по месту жительства указанных лиц в границах соответствующего муниципального района или городского округа Ставропольского края. Первоочередное предоставление благоустроенных жилых помещений законодательством не предусмотрено, так как будут нарушены конституционные права и свободы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрированных в журнале регистрации до Миронова Ю.А. (л.д.70-72).
Возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Исследовав материалы гражданского дела N2-3968/16, обсудив доводы изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда нет.
Согласно положений ст.7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1). В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч.2). Положениями ч.1 ст.17 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Как следует из положений п."ж" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
Приведённые конституционные гарантии согласуются со статьями 3 и 18 Конвенции о правах ребёнка одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, согласно которым государства-участники во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяют наилучшему обеспечению интересов ребёнка, обязуются обеспечить ребёнку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия. Статьей 27 Конвенции о правах ребёнка предусмотрено, что Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребёнка (п.1). Государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем (п.3).
С учётом основополагающих принципов Конституции Российской Федерации и норм международного права, ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" от 24 июля 1998 года N124-ФЗ среди приоритетных целей государственной политики в интересах детей указывает формирование правовых основ гарантий прав ребёнка, гарантирование осуществления прав детей, закреплённых Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, восстановление их прав в случаях нарушений, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, реализации личности ребёнка в интересах общества.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилыми помещениями, является ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ, определяющий общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц, ст.8 которого указывает, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз.1 настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (ч.1). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений (ч.2). Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п.1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абз.1 п.1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п.1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (ч.3). По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п.1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (ч.7). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п.8). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.9).
Надлежащие письменные доказательства исследованные судом первой инстанции в условиях состязательности процесса свидетельствуют о следующем.
Миронов Ю.А. родился *** 1983 года (л.д.41).
Отец Миронова Ю.А. - Миронов А.Г. умер 02 февраля 1998 года (л.д.40).
Мать Миронова Ю.А. - Миронова Г.Б. лишена родительских прав вступившим в законную силу заочным решением Буденовского городского суда Ставропольского края от 19 января 1999 года (л.д.38-39).
Постановлением Главы Буденновской территориальной государственной администрации Ставропольского края от 27 ноября 1998 года N1268 Шаболдасова Л.П. назначена опекуном над несовершеннолетним Мироновым Ю.А. (п.1). За несовершеннолетним закреплена жилая площадь в г. Буденновске, микрорайон 7, общежитие 13 б, комната 603 (п.2) (л.д.37).
Согласно аттестата об основном общем образовании А N6597090, выданном 15 июня 1999 года, Миронов Ю.А. окончил среднюю общеобразовательную школу N6 г. Буденновска (л.д.36).
Как следует из домовой книги по адресу: Ставропольский край, Буденновский район, п. Тихий, пер. Тихий, Миронов Ю.А. зарегистрирован по указанному адресу 28 января 2010 года (л.д.25-34).
14 февраля 2014 года Миронов Ю.А. обратился с заявлением в Орган опеки и попечительства Буденовского муниципального района об отмене п.2 Постановлением Администрации Буденовского муниципального района от 11 марта 2014 года N199 в связи с передачей жилья в собственность в порядке приватизации Бережняк Т.В. (л.д.22).
Из акта обследования жилищных условий от 26 февраля 2014 года следует, что занимаемое Мироновым Ю.А. жилое помещение по адресу: п. Тихий, пер. Тихий, принадлежащее Мироновой Г.Б. требует капитального ремонта (л.д.23-24).
Постановлением Администрации Буденовского муниципального района от 11 марта 2014 года N199 отменён п.2 постановления главы Буденновской территориальной государственной администрации от 27 ноября 1998 года N1268 (л.д.20-21).
19 марта 2014 года Миронов Ю.А. обратился с заявлением в Орган опеки и попечительства Буденовского муниципального района о включении его в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в 2014 году (л.д.19).
Как следует из справки Буденновского филиала ГУП "Бюро кадастровых инженеров" от 25 марта 2014 года N199 Миронов Ю.А. собственником недвижимого имущества не значится (л.д.16).
Из Уведомления Управления "Росреестра" по Ставропольскому краю от 27 июня 2014 года N00-00-4001/5016/2014-3068 следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о наличии недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности Миронову Ю.А. отсутствуют (л.д.12-13).
Согласно выписки из протокола N7/2014 от 29 августа 2014 года заседания Комиссии по защите жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, Миронов Ю.А., *** 1983 года рождения включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилищного фонда на территории г. Буденновска (л.д.9-10).
09 сентября 2014 года Миронов Ю.А. обратился с заявлением в Орган опеки и попечительства Буденовского муниципального района о включении его в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в 2015 году (л.д.71).
Из Уведомления Управления "Росреестра" по Ставропольскому краю от 08 декабря 2014 года N00-00-4001/5040/2014-5311 следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о наличии недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности Миронову Ю.А. отсутствуют (л.д.7-8).
03 сентября 2015 года Миронов Ю.А. обратился с заявлением на имя Министра имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края с учётом положений абз.3 п.1 ст.7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 года N7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края, утверждённого постановлением Правительства Ставропольского края от 20 июня 2013 года N240-п (л.д.5).
Согласно данных Журнала регистрации заявлений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края Министерства имущественных отношений Ставропольского края, заявление Миронова Ю.А. зарегистрировано 04 августа 2015 года под N1565 (л.д.55).
Миронов Ю.А. обратился к Буденовскому межрайонному прокурору Ставропольского края с заявлением об оказании содействия в получении жилья.
Поскольку право Миронова Ю.А. на обеспечение жилым помещением не было реализовано, Буденовский межрайонный прокурор Ставропольского края обратился в Ленинский районный суд г. Ставрополя с данным иском.
Формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, имеет в числе иных целей, определение потребности в соответствующих объёмах ежегодного финансирования, выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Приведённые положения ст.8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и иные статьи указанного закона не устанавливают очередность в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учёт нуждающихся в жилом помещении.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, несмотря на то, что с 01 января 2013 года установлен новый порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения, судам следует учитывать, что подходы к разрешению вопросов о круге лиц, на которых распространяется действие ст.8 ФЗ от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ), о месте жительства этих лиц, о своевременности их обращения с требованием предоставить жилое помещение, а также о том, когда у органа исполнительной власти возникает обязанность предоставить жилое помещение и каким требованиям оно должно соответствовать, остаются прежними.
С учётом изложенного судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск прокурора о возложении на Министерство имущественных отношений Ставропольского края обязанность предоставить Миронову Ю.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения.
Судебная коллегия считает несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что при первоочередном представлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края истцу, будут нарушены конституционные права и свободы тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые зарегистрированы в журнале регистрации заявлений до Миронова Ю.А., поскольку суд первой инстанции правомерно указал, что исходя из содержания положений ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставление жилья указанной категории граждан не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учёт, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а так же от иных условий. Положения указанных норм не содержат указаний и на срок предоставления данной категории граждан жилых помещений, что предполагает возникновение такого права незамедлительно после его возникновения.
По мнению судебной коллегии выводы суда, положенные в основание обжалуемого решения соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены исследованными судом в условиях состязательности процесса доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости
, содержат исчерпывающие суждения, следующие из установленных фактов. Нормы материального права, подлежащие применению к данному правоотношению судом применены верно, существенных нарушений процессуальных норм не допущено.
Доводы апелляционной жалобы ответчика - Министерства имущественных отношений Ставропольского края направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции в соответствии с положениями статей 12, 56, 67 ГПК РФ, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 28 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - Министерства имущественных отношений Ставропольского края без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.