Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего Быстрова О.В.
судей Калединой Е.Г. и Турлаева В.Н.
при секретаре Дугужевой Б.Х.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 июля 2016 года
дело по апелляционной жалобе заместителя начальника Управления ПФР Гриценко И.Н.
на решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 24 марта 2016 года по гражданскому делу по иску Литвиненко Г.Г. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по г.Георгиевску и Георгиевскому району Ставропольского края о возложении обязанности включить в трудовой стаж период нахождения на второй группе инвалидности и выплатить задолженность недоплаченной пенсии
заслушав доклад судьи Калединой Е.Г.
УСТАНОВИЛА:
Литвиненко Г.Г. обратился в суд с иском к ГУ-УПФ РФ по г.Георгиевску и Георгиевскому району, в котором с учетом дополнения и уточнения исковых требований просил суд обязать ответчика включить в его страховой стаж при расчете пенсии по старости период нахождения на инвалидности второй группы с 08.09.2000 года по 31.12.2001 года и выплатить задолженность недоплаченной пенсии по старости с 08.09.2000 года по 01.11.2015 года, обязать ответчика начиная с 01.11.2015 года включить в страховой стаж Литвиненко Г.Г. при расчете пенсии по старости и инвалидности период нахождения его на второй группе инвалидности с 28.07.1994 года по 31.12.2001 года и выплатить задолженность недоплаченной пенсии по старости и по инвалидности за период с 01.11.2015 года по 01.03.2016 года.
В обоснование исковых требований истец Литвиненко Г.Г.указал, что принимал участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с 22.05.1987 года по 11.08.1987 года, в 1994 году ему установлена инвалидность 2 группы впервые, в 1999 году установлена инвалидность 2 группы повторно бессрочно. С момента установления группы инвалидности Литвиненко Г.Г. была назначена и выплачивалась пенсия по инвалидности на основании Закона РФ N 340-1 от 20.11.1990 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и ст. 29 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС".
Согласно статье 29 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на ЧАЭС, в том числе установленной до вступления настоящего Закона в силу, по их желанию в соответствии с ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" или Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В ранее действующей редакции данной нормы за указанной категорией граждан закреплялось право на получение пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания. Согласно п. 2 названной статьи гарантируется назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС и при этом выполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы. Из содержания подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", определяющего право на одновременное получение двух пенсий, следует, что гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.
Истец является получателем пенсии по старости. При определении размера пенсии по старости в общий трудовой стаж не был включен период нахождения на 2 группе инвалидности. При обращении в ГУ-УПФ РФ по Георгиевску и Георгиевскому району он получил отказ во включении в его общий трудовой стаж спорного периода времени нахождения на инвалидности 2 группы, что повлекло нарушение его прав. Отказ считает незаконным, поскольку инвалидность, связанная с чернобыльской катастрофой, считается профессиональным заболеванием, в соответствии с п. "а" ст. 92 закона РСФСР от 20.11.1990 года, инвалидность 1 и 2 групп, связанная с чернобыльской катастрофой, подлежит зачету в трудовой стаж для назначения пенсии наравне с работой. 11.07.2015 года он обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера пенсии, но получил отказ. Считает, что ему не доплачивают пенсию, в соответствии с п. 2 ст. 23 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", ответчик должен ему выплатить задолженность недоплаченной пенсии без ограничения каким-либо сроком.
Решением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 24 марта 2016 года исковые требования Литвиненко Г.Г. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Георгиевску и Георгиевскому району Ставропольского края о включении в общий трудовой стаж период нахождения на II группе инвалидности, взыскании задолженности удовлетворены. Суд обязал Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Георгиевску и Георгиевскому району Ставропольского края включить в страховой стаж Литвиненко Г.Г. при расчете пенсии по старости период его пребывания на инвалидности 2-ой группы с 08.09.2000 года по 31.12.2001 года, и выплатить Литвиненко Г.Г. задолженность недоплаченной пенсии по старости за период с 08.09.2000 года до 01.11.2015 года. Суд обязал Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Георгиевску и Георгиевскому району Ставропольского края начиная с 01.11.2015 года включить в страховой стаж Литвиненко Г.Г. период его пребывания на инвалидности 2-ой группы с 28.07.1994 года по 31.12.2001 года при расчете пенсии по старости и по инвалидности, и выплатить Литвиненко Г.Г. задолженность недоплаченной пенсии по старости и по инвалидности с 01.11.2015 года по 01.03.2016 года.
В апелляционной жалобе заместитель начальника Управления ПФР Гриценко И.Н. просит решение суда отменить, указав, что судом нарушены нормы материального права. Литвтненко Г.Г. является получателем двух пенсий: с 28.07.1994 г. по инвалидности и с 01.05.2000 г. - по старости. Право на получение двух пенсий сторонами не оспаривается. Однако считает, что назначение трудовой пенсии по старости на основании ФЗ от 15.12.2001 г. N 173-ФЗ и ФЗ от 17.01.2001 г. исключает возможность зачета в общий трудовой стаж периода пребывания на инвалидности в связи с увечьем, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы в связи с аварией ЧАЭС ... Ошибочен вывод суда о том, что лица, пребывающие на военных сборах при ликвидации катастрофы на ЧАЭС, приравнены к военнослужащим по своему пенсионно-правовому статусу, но не по причине определения инвалидности. Причины инвалидности определяются в зависимости от обстоятельств наступления инвалидности. От установленных причин инвалидности зависит уровень пенсионного обеспечения инвалида, выплат компенсации и предоставления льгот. Причина инвалидности истца указана как увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанной с ликвидацией аварии на ЧАЭС. Законом закреплено право инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, как приравненным к инвалидам вследствие военной травмы, на получение одновременно двух пенсий - по инвалидности и по старости. Это право истцом реализовано. Период, включенный судом в общий трудовой стаж не подлежит включению, поскольку такой стаж может включаться только при указании причины инвалидности " увечье, связанное с производством или профзаболевание". У истца иная причина инвалидности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что пенсия по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС до 01.01.2002 года считалась пенсией вследствие трудового увечья (профессионального заболевания), в связи с чем, в общий трудовой стаж истца подлежит включению период пребывания его на инвалидности 2 группы с 28.07.1994 года по 31.12.2001 года.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального права.
Как следует из материалов дела, Литвиненко Г.Г. в период с 22.05.1987 года по 11.08.1987 года принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
28.07.1994 года ему установлена впервые инвалидность второй группы, причина инвалидности: "заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с аварией на ЧАЭС". 04.06.1999 года ему установлена повторно и бессрочно 2 группа инвалидности, причина инвалидности: "увечье получено при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с аварией на ЧАЭС".
Таким образом, судом правильно установлено, что Литвиненко Г.Г. является инвалидом II группы, вследствие участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и признан инвалидом II группы в связи с заболеванием, полученным им при исполнении служебных обязанностей, связанных с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС.
С момента установления II группы инвалидности - с 28.07.1994 года истцу назначена и выплачивалась пенсия по инвалидности на основании Федерального закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
С 01.05.2000 года Литвиненко Г.Г. является получателем также трудовой пенсии по старости.
В соответствии со ст. 29 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 года N 1244-1, гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона гарантируется назначение пенсии по инвалидности и пенсии по случаю потери кормильца вследствие Чернобыльской катастрофы, в том числе установленных до вступления настоящего Закона в силу, в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания
Как правильно указано судом, на истца распространяются положения Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", он относится к категории лиц, поименованных в статье 13 указанного закона, поскольку принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, и сталинвалидомв результате указанной деятельности.
Согласно п.п. 3, 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включается, в том числе, период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания.
Аналогичное правило было предусмотрено пунктом "а" ст. 92 Закона РФ N 340-1 от 20.11.1990 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего на момент установления истцам инвалидности впервые и до 01.01.2002.
В силу ст. 92 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 года N 340-1, в общий трудовой стаж включается наравне с работой периоды инвалидности I и II групп вследствие увечья, связанного с производством или профессионального заболевания.
Согласно ст. 39 указанного Закона инвалидностью вследствие трудового увечья, признается инвалидность, наступившая вследствие несчастного случая, произошедшего при выполнении государственных обязанностей, а также заданий советских или общественных организаций, деятельность которых не противоречит Конституции Российской Федерации.
Редакция п. 1 ст. 29 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 N 1244-1 утратила силу в связи с вступлением в силу Федерального закона от 18.07.2006 N 112-ФЗ, которым п. 1 ст. 29 изложен в новой редакции, действие этой редакции распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2002.
Согласно п.п. 9, 10 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "Отрудовыхпенсияхв Российской Федерации" при оценке пенсионныхправ застрахованных лиц во внимание принимается порядок исчисления и подтверждения трудовогостажа, в том числестажана соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственныхпенсийдо дня вступления в силу настоящего закона - 01 января 2002 года.Периодпребываниянаинвалидности1-й и2-й группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания, приравнивается к работе, на которой получено указанное увечье или заболевание. Справками ВТЭК причинаинвалидностиистцаопределяласькак заболевание, связанное с аварией на ЧАЭС.
Таким образом, в спорный период нахождения истца на инвалидности государство приравнивало инвалидность в связи с увечьем, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы связи с аварией на ЧАЭС, к инвалидности вследствие трудового увечья.
В силу требований ст. 23 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
В этой связи, установив, что на день возникновения права на получение пенсии по старости и включении в трудовой стаж истца спорных периодов все необходимые основания имелись, суд первой инстанции обоснованно своим решением обязал ответчика произвести перерасчет трудовой пенсии и выплатить задолженность.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности судебного решения и несостоятельности доводов апелляционной жалобы. Доводы жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, оснований для отмены судебного решения жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 24 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заместителя начальника Управления ПФР Гриценко И.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.