Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Быстрова О.В.
судей Шурловой Л.А., Калединой Е.Г.
при секретаре Дугужевой Б.Х.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по апелляционной жалобе представителей администрации г.Ставрополя Якимова А.А., Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя Перепелицыной Н.В. на решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 05 мая 2016 года по гражданскому делу по иску Масалова Р.В. к администрации г.Ставрополя, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ставрополя о предоставлении в аренду земельного участка, заслушав доклад судьи Шурловой Л.А.,
установила:
Масалов Р.В. обратился в суд с иском к администрации г.Ставрополя, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г.Ставрополя, уточнив требования в порядке ст.39 ГПК РФ, просил:
обязать администрацию г.Ставрополя, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.Ставрополя предоставить Масалову Р.В. в аренду земельный участок на срок 20 лет;
утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории со следующими характеристиками: условный номер земельного участка N 26:12:031002:ЗУ1 площадью 1500 кв.м. с координатами точек границ участка, территориальная зона- Ж-3 (блокированной и усадебной застройки), вид разрешенного использования - под усадебный жилой дом (код вида разрешенного использования земельного участка - 2.1); категория земель - земли населенных пунктов;
присвоить указанному земельному участку почтовый адрес: СК г.Ставрополь ул.Эльбрусская,**.
Исковые требования мотивированы тем, что 29.05.2015 года решением комиссии при Комитете по управлению муниципальным имуществом истец поставлен на учет граждан, имеющих трех и более детей, в целях получения земельного участка для индивидуального жилищного строительства. На территории Ставропольского края его семья проживает более трех лет и не имеет в аренде земельного участка. С целью реализации права на предоставление земельного участка обратился с заявлением от 11.12.2015г. за предоставлением муниципальной услуги, письмом N 08/14-188с от 15.01.20016г. ему отказано в предоставлении муниципальной услуги, а именно: в предоставлении в аренду земельного участка по ул.Авангардная * г.Ставрополя.
Такой отказ в предоставлении земельного участка в границах земель муниципального образования считает незаконным и нарушающим его права на получение в аренду земельного участка. Ранее с аналогичным заявлением обращалась его супруга и ей было также отказано. Тогда как в силу действующего законодательства орган местного самоуправления в месячный срок с момента поступления такого обращения обязан собрать информацию о наличии свободного участка и при наличии такового предоставить его заявителю путем заключения договора аренды.
03.03.2016г. им поданы документы в МКУ "МФЦ в городе Ставрополе" для предоставления муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории" в отношении земельного участка площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: ул.Эльбрусская **, и на следующий день подано настоящее заявление в суд.
Определением от 09.03.2016г. судом приняты обеспечительные меры по заявлению истца в виде запрета ответчикам утверждать третьим лицам схему расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории.
Решением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 05.05.2016 года заявленные требования Масалова Р.В. - удовлетворены.
В апелляционных жалобах представители администрации г.Ставрополя Якимов А.В., Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя Перепелицына Н.В. указывали о несогласии с решением, как незаконным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Полагали, что при постановке Масалова Р.В. на учет, как лица, имеющего право на бесплатное предоставление земельного участка, не нарушены нормы законодательства РФ и Ставропольского края и права истца. Согласно нормам ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Закона СК от 09.04.2015г N36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", ст.6 Земельного Кодекса РФ рассмотрение вопроса о предоставлении земельного участка в аренду возможно после установления его границ, площади и других координат на местности. Масалов Р.В. с заявление о подготовке схемы расположения земельного участка в уполномоченный орган не обращался, заявленный им земельный участок не сформирован, не прошел государственный кадастровый учет, ему не присвоен кадастровый номер, границы не описаны и не удостоверены, в связи с чем, не может быть объектом гражданских правоотношений. Кроме того, постановленным решением нарушены права иных граждан льготной категории, поставленных на учет ранее истца.
В возражении на апелляционные жалобы представитель истца по доверенности Мазур К.Н. просил оставить решение без изменения
Представитель администрации города Ставрополя в суд апелляционной инстанции не явился, в силу статей 167, 327 ГПК РФ препятствия для рассмотрения дела в апелляционной инстанции, отсутствуют.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражения, выслушав выступление представителя ответчика по доверенности Валимухаметову А.Р., поддержавшей доводы апелляционных жалоб и просившей об их удовлетворении, истца и его представителя Мазур К.Н. об оставлении апелляционных жалоб без удовлетворения, решение без изменения, судебная коллегия полагает о наличии оснований к удовлетворению апелляционных жалоб, а решение подлежащим отмене ввиду неправильного применения норм материального права по следующим основаниям.
Статьей 7 Конституции РФ, Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что семья истца Масалова Р.В. проживающая на территории города Ставрополя более трех лет и воспитывающая троих детей: Масалова В. **** года рождения, Масалову А.**** года рождения, Масалова М. **** года рождения, является многодетной.
Комиссией органа местного самоуправления по рассмотрению заявлений и распределению земельных участков гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края, принято решение о постановке истца Масалова Р.В. на учет граждан, имеющих трех и более детей. Истец внесен в список и книгу учета граждан указанной категории под номером 1577, о чем уведомлен письмом N08/15-15-3915 от 05.06.2015 г.
11.12.2015 г. Масалов Р.В. обратился с заявлением в администрацию города Ставрополя с просьбой о предоставлении ему земельного участка по ул.Авангардная * г.Ставрополя с КН 26612:010601:255.
15.01.2016 г. администрацией города Ставрополя заявителю дан ответ за исходящим номером N.188с, в котором указывалось, что внеочередное предоставление земельного участка повлечет за собой нарушение прав иных многодетных граждан, нуждающихся в получении земельных участков, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для заключения договора аренды испрашиваемого земельного участка. В дополнение было сообщено, что при формировании земельного массива, предназначенного для выделения земельных участков для указанной категории граждан заявитель будет приглашен на заседание комиссии в порядке очередности, для выбора земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Масалов Р.В. самостоятельно произвел поиск земельного участка, свободного от прав третьих лиц, на территории города Ставрополя и по его заявлению кадастровым инженером А.П. Федоровым была подготовлена схема расположения на кадастровом плане территории земельного участка по ул. Эльбрусская ** г.Ставрополя с условным номером земельного участка 26:12:031002:ЗУ1 площадью 1500 кв.м., к схеме пояснительная записка не приложена.
03.03.2016г. истцом поданы документы в МКУ "МФЦ в городе Ставрополе" для предоставления муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории" в отношении указанного им земельного участка по ул. Эльбрусская ** г.Ставрополя и на следующий день 04.03.2016г. инициирован настоящий иск.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции указал, что государственная собственность на земли, из которых образуется испрашиваемый истцом земельный участок по ул. Эльбрусской ** г.Ставрополя, не является основанием для отказа от исполнения обязанности ответчиками по утверждению схемы расположения спорного земельного участка и отказа в его предоставлении. Основанием к отказу истцу не является и то, что спорный земельный участок не сформирован, не прошел государственный кадастровый учет, ему не присвоен кадастровый номер, поскольку в схеме расположения земельного участка указаны его координаты и площадь, следовательно, участок может являться объектом гражданско-правовых отношений.
С выводами суда первой инстанции о наличии правовых оснований к удовлетворению иска судебная коллегия согласится не может по следующим основаниям.
Обращаясь в суд с иском, Масалов Р.В. в обоснование заявленных требований указал, что нарушены его права как имеющего льготу на бесплатное предоставление в аренду земельного участка под ИЖС, поскольку письмом от 15.01.2016г. исх.N.188 с отказано в предоставлении земельного участка по ул.Авангардная * г.Ставрополя.
При этом, в просительной части иска Масалов Р.В. заявил требования в отношении иного земельного участка по ул.Эльбрусская ** г.Ставрополя.
В пункте 18 административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного постановлением администрации г.Ставрополя от 21.05.2015г N 962.
Основанием для отказа в предоставлении такой услуги являются: несоответствие состава, формы и содержания представленных документов требованиям законодательства; обращение с заявлением о предоставлении муниципальной услуги лица, не обладающего правом на предоставление услуги в соответствии с Административным регламентом.
Основанием для отказа в предоставлении Масалову Р.А. услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории послужило отсутствие документов, подтверждающих право на последующее приобретение формируемого земельного участка.
В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего. Основанием для принятия решения суда о признании незаконным отказа является одновременное несоответствие этого отказа закону, а также нарушение прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Признание незаконным решения, действий/бездействия органа местного самоуправления является условием для возложения соответствующей обязанности на такой орган. Таких обстоятельств по настоящему делу не установлено.
В силу положений статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно пунктам 7 - 9 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Порядок и случаи предоставления земельных участков многодетным семьям без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов относятся к компетенции органов государственной власти субъектов РФ.
В ст. 19 Закона Ставропольского края от 09.04.2015 N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" (принят Думой Ставропольского края 26.03.2015) в п.п. 9 указано, что выбор земельного участка для предоставления в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, согласование данного выбора с гражданами, имеющими трех и более детей, и предоставление им информации о наличии свободных земельных участков осуществляются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации в порядке, устанавливаемом органом местного самоуправления.
В целях реализации статьи 19 Закона Ставропольского края от 09 апреля 2015 г. N36-кз разработан Порядок выбора земельного участка для предоставления в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, согласования данного выбора с гражданами, и предоставления им информации о наличии свободных земельных участков.
В пункте 2 приведенного Порядка указано, что выбор земельных участков для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, осуществляется при наличии свободных земельных участков на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края, предусмотренных корректировкой генерального плана города Ставрополя на 2010 - 2030 годы, утвержденной решением Ставропольской городской Думы от 03 сентября 2009 года N 98 "Об утверждении корректировки генерального плана города Ставрополя на 2010 - 2030 годы", и Правилами землепользования и застройки города Ставрополя, утвержденными решением Ставропольской городской Думы от 27 октября 2010 года N 97 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Ставрополя".
При наличии свободных земельных участков (пункт 4 порядка) на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края Комиссия в порядке очередности с учетом даты и времени поступления заявлений предлагает гражданину, имеющему трех и более детей, выбрать земельный участок из имеющихся в наличии земельных участков (с приложением ситуационных схем размещения земельных участков).
В силу изложенного, предоставление земельных участков в приведенных случаях осуществляется с проведением работ по их формированию. Указанные участки предоставляются в соответствии с документами территориального планирования и правилами землепользования и застройки без торгов и без предварительного согласования мест размещения объектов.
Часть 2 ст. 6 Земельного кодекса РФ определяет земельный участок как часть поверхности земли, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке.
Из вышеприведенных норм и содержания определения земельного участка, следует, что его формирование осуществляется путем проведения мероприятий по описанию и удостоверению границ, для определения которых используются данные земельного кадастра, сведения о земельном участке вносятся в государственный земельный кадастр. Рассмотрение вопроса о предоставлении земельного участка в собственность возможно только после уточнения его границ, площади и других координат на местности.
Из материалов дела следует, что семья Масаловых относится к многодетной семье, следовательно, имеет право на однократное и бесплатное предоставление земельного участка в силу действующего законодательства.
Испрашиваемый истцом земельный участок расположен в кадастровом квартале N26:12:031001 согласно представленной им схеме, сведения о проведении кадастровых работ в отношении земельного участка отсутствуют.
Из материалов дела следует, что истец с заявлением в органы кадастрового учета о подготовке схемы расположения земельного участка не обращался, земельный участок не сформирован и не прошел государственный кадастровый учет, не присвоен кадастровый номер, границы земельного участка не описаны и не удостоверены в соответствии с требованиями земельного законодательства, в связи с чем, он не может являться объектом гражданско-правовых отношений.
В предоставленной истцом к иску схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории не указан вид разрешенного использования образуемого земельного участка, не указаны минимальная и максимальная площади земельных участков, установленные градостроительным регламентом данной зоны; фактическое использование земельного участка.
В собственность либо в аренду граждан и юридических лиц может быть передан только сформированный как объект гражданских правоотношений земельный участок.
Более того, полномочия по утверждению схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующих территорий возложены на Комитет градостроительства администрации города Ставрополя.
В заявленном иске истец просил суд присвоить указанному участку почтовый адрес: ул.Эльбрусская ** г.Ставрополя, тогда как указанные полномочия относятся к ведению органов местного самоуправления.
Федеральным законом, Законом Ставропольского края не предусмотрен внеочередной порядок предоставления земельных участков данной категории граждан. Само по себе наличие у заявителя права на получение земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, не означает обязанность соответствующего органа предоставлять земельный участок без соблюдения соответствующей процедуры, закрепленной законодательно.
При таких обстоятельствах, решение суда не может быть признано законным и обоснованным, а потому подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в иске, апелляционные жалобы удовлетворению.
В то же время, судебная коллегия отмечает несостоятельные доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства (КАС РФ), поскольку основной вопрос, поставленный истцом на разрешение суда - приобретение в аренду земельного участка, т.е. в данном случае фактически разрешается спор о праве на земельный участок, следовательно,
спор подлежит разрешению в порядке гражданского процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 05 мая 2016 года- отменить. Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Масалова Р.В. к администрации города Ставрополя, Комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя о возложении обязанности предоставить Масалову Р.В. в аренду земельный участок на срок 20 лет, утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории со указанными характеристиками, присвоить земельному участку почтовый адрес: СК г.Ставрополь ул.Эльбрусская,** - отказать.
Апелляционные жалобы администрации города Ставрополя, Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Ставрополя -удовлетворить.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.