Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Дубинина А.И.,
судей Муратовой Н.И., Селюковой З.Н.,
при секретаре Дроваль Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации Минераловодского городского округа СК Аванесовой О.В. на решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 18 ноября 2014 года по гражданскому делу по исковому заявлению Леонова П.П. к Администрации Ленинского поселения Минераловодского района Ставропольского края о признании отказа незаконным и возложении обязанности изменить вид разрешенного использования земельного участка,
заслушав доклад судьи Муратовой Н.И.,
установила:
В Минераловодский городской суд поступило исковое заявление Леонова П.П. к Администрации Ленинского поселения Минераловодского района Ставропольского края о признании отказа незаконным и возложении обязанности изменить вид разрешенного использования земельного участка.
В обосновании исковых требований указано, что Леонов П.П. на основании договора купли-продажи от 11.04.2014 является собственником земельного участка, кадастровый номер ... , площадью 289 кв.м, назначение: земли населенных пунктов под производственной базой, расположенный по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, поселок Змейка, улица ... , ... , что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 26- АИ 771088 от 29.05.2014. Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 09 сентября 2014 года, земельный участок, из земель населенных пунктов, общей площадью 289 квадратных метров, расположенный по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, поселок Змейка, улица ... , ... , имеет кадастровый номер ... Разрешенное использование - под производственную базу. На указанном земельном участке с разрешенным использованием под производственной базой, истцом осуществлено строительство магазина, в связи с чем, он обратился в Администрацию Ленинского поселения Минераловодского района Ставропольского края с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 289 кв.м, с кадастровым номером ... , принадлежащего ему на праве собственности, с "под производственной базой" на "под строительство магазина". Постановлением администрации Ленинского поселения Минераловодского района Ставропольского края от 20.06.2014 N 264 были назначены публичные слушания, объявление о проведении которых было опубликовано в газете "Минеральные Воды" 25.06.2014 N 27. Согласно Заключению комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки Ленинского поселения о результатах публичных слушаний по вопросу об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 289 м. с кадастровым номером ... , принадлежащего на праве собственности Леонову П.П., расположенного по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, пос. Змейка, ул. ... , N ... с "под производственной базой" на "под строительство магазина", Главе администрации Ленинского поселения Минераловодского района Ставропольского края было рекомендовано не принимать решение об изменении вида разрешенного использования по указанному участку. При этом, указано, что истцом не представлены согласия собственников участков, граничащих с его земельным участком, а также указан тот факт, что на принадлежащем истцу участке произведено самовольное строение магазин. Письмом главы администрации Ленинского поселения Минераловодского района Ставропольского края от 01.09.2014 N 295, на основании заключения комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки Ленинского поселения о результатах публичных слушаний по вопросу об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 289 кв.м, с кадастровым номером ... , принадлежащего ему на праве собственности, расположенного по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, пос. Змейка, ул. ... , N ... с "под производственной базой" на "под строительство магазина" от 29 июля 2014 г. в изменении вида разрешенного использования земельного участка истцу было отказано. Считает данный отказ ответчика незаконным и необоснованным. В настоящее время, право собственности на объект недвижимости - магазин, расположенный на земельном участке кадастровый номер ... , площадью 289 кв.м, назначение: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, поселок Змейка, улица ... , ... , не представляется возможным зарегистрировать, поскольку назначение земельного участка, принадлежащего ему, имеет разрешенное использование "под производственной базой". При этом, считает, что отказ главы администрации Ленинского сельсовета в изменении вида разрешенного использования земельного участка нарушает его права, как собственника земельного участка на свободное владение, пользование и распоряжение землей.
На основании изложенного истец просил суд признать незаконным отказ Администрации Ленинского поселения Минераловодского района в изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 289 кв.м, с кадастровым номером ... , принадлежащего Леонову П.П. на праве собственности, расположенного по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, пос. Змейка, ул. ... , N ... с "под производственной базой" на "под строительство магазина". Возложить на Администрацию Ленинского поселения Минераловодского района обязанность изменить вид разрешенного использования земельного участка, площадью 289 кв.м, с кадастровым номером ... , принадлежащего Леонову П.П. на праве собственности, расположенного по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, пос. Змейка, ул. ... , N ... с "под производственной базой" на "под строительство нежилого многофункционального помещения".
Решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 18 ноября 2014 года исковые требования Леонова П.П. к Администрации Ленинского поселения Минераловодского района Ставропольского края о признании отказа незаконным и возложении обязанности изменить вид разрешенного использования земельного участка удовлетворены.
Суд признал незаконным отказ Администрации Ленинского поселения Минераловодского района в изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 289 кв.м, с кадастровым номером ... , принадлежащего Леонову П.П. на праве собственности, расположенного по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, пос. Змейка, ул. ... N ... с "под производственной базой" на "под строительство магазина".
Суд возложил на Администрацию Ленинского поселения Минераловодского района обязанность изменить вид разрешенного использования земельного участка, площадью 289 кв.м, с кадастровым номером ... , принадлежащего Леонову П.П. на праве собственности, расположенного по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, пос. Змейка, ул. ... , N ... с "под производственной базой" на "под строительство нежилого многофункционального помещения".
В апелляционной жалобе представитель администрации Минераловодского городского округа СК Аванесова О.В. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и без учета обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к выводу о несоответствии постановленного по делу решения суда первой инстанции требованиям ст.195 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Так доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему.
Судом не исследовался вопрос правил застройки, действующих на территории поселения, в соответствии с которыми земельный участок отнесен к территориальной зоне - ЖЗ-13, которая не предусматривает такой вид разрешенного использования как строительство нежилого многофункционального помещения, суд не вправе был подменять процедуру изменения одного вида разрешенного использования на другую. Изменение вида разрешенного использования земельного участка не соответствует документам территориального планирования, градостроительного зонирования и градостроительному регламенту территории. Отсутствуют соответствующие разрешения органов пожарной охраны, санитарного надзора, архитектурного, строительного контроля. Изменение вида разрешенного использования возможно только через изменение земельного участка из жилой зоны на общественно-деловую зону путем проведения публичных слушаний и только после внесения изменений в Правила застройки и землепользования, изменения градостроительного регламента и карты градостроительного зонирования. В случае изменения вида разрешенного использования применяются положения статей 31-33 ГрК РФ, в связи с чем, не обосновано было удовлетворено требование заявителя об обязательстве ответчика, минуя предписания статей 31-33 ГрК РФ, поменять вид разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка. Кроме того, судом не учтено обстоятельство того, что заявитель обращался в орган местного самоуправления с заявлением об изменении вида разрешенного использования с "под производственную базу" на "под строительство магазина". С заявлением об изменении вида разрешенного использования на "под строительство нежилого многофункционального помещения" истец не обращался. В июле 2014 года согласно заключению из протокола публичных слушаний N 5 от 29.07.2014 г. было рекомендовано не принимать решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка "под строительство магазина".
Данные доводы заслушивают внимания по следующим основаниям.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, согласно распоряжения администрации Ленинского поселения от 28.10.2013 г. утвержден градостроительный план земельного участка N RU-26516206 с кадастровым ... , площадью 289 кв.м. расположенного по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, п. Змейка, ул. ... , с видом разрешенного использования для размещения малоэтажной жилой застройки.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 26-АИ 771088 от 29.05.2014 г. Леонову П.П. принадлежит на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, п. Змейка, ул. ... , что также подтверждается договором купли продажи от 11.04.2014 г.
Согласно заключению из протокола публичных слушаний N 5 от 29.07.2014 г. главе Ленинского поселения было рекомендовано не принимать решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка расположенного по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, п. Змейка, ул. ... , ... , "под строительство магазина".
Материалами дела подтверждается, что уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в силу п. 10 ст. 3 ФЗ "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации" являются муниципальные районы и городские округа.
Суд первой инстанции, разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, указал, что поскольку у Леонова П.П. возникло право собственности на земельный участок, то правообладатель свободен в выборе способа их использования. При этом суд сослался на ст. 1, 7, 25, 26, 40 Земельного кодекса РФ, ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, ст.2 ФЗ N 210-ФЗ от 27.07.2010 г. "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Кроме того, суд указал, что в соответствии с п.2 ст.7 ЗК РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Данные выводы суда нельзя признать правомерными, так как они сделаны в нарушение норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии со ст.30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:
1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;
2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;
3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
2. Правила землепользования и застройки включают в себя:
1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
2) карту градостроительного зонирования;
3) градостроительные регламенты.
3. Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения:
1) о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления;
2) об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами;
3) о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления;
4) о проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки;
5) о внесении изменений в правила землепользования и застройки;
6) о регулировании иных вопросов землепользования и застройки.
4. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
5. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения. Границы указанных зон и территорий могут отображаться на отдельных картах.
6. В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:
1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьи 31 и 32 ГрК РФ регламентируют порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки и его утверждения.
В силу ст.33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.
2. Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются:
1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений;
2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
3. Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются:
1) федеральными органами исполнительной власти в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства федерального значения;
2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства регионального значения;
3) органами местного самоуправления муниципального района в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства местного значения;
4) органами местного самоуправления в случаях, если необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройки на соответствующих территории поселения, территории городского округа, межселенных территориях;
5) физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.
5. Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.
В соответствии с п.п.20 п.1, пунктами 3 и 4 статьи 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", утверждение правил землеиспользования и застройки на территории сельских поселений осуществляется органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Согласно ст.37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
2. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
3. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
4. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
5. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
6. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
Статья 85 Земельного кодекса РФ регламентирует обязательность исполнения градостроительных регламентов всеми собственниками земельных участков, землепользователями, земледельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
В соответствии с требованиями ст.51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В материалах дела отсутствуют доказательства обращения Леонова П.П. в установленном законом порядке за получением разрешения на строительство магазина, а также получения данного разрешения, которое подтвердило бы соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории.
Вышеперечисленные нормы градостроительного кодекса регулируют правила изменения вида разрешенного использования земельного участка, при этом, Леоновым П.П. не представлено доказательств, что при обращении в муниципальные органы с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 289 кв.м. с кадастровым номером ... им были соблюдены все требования указанного федерального законодательства.
При таких обстоятельствах, решение нельзя признать законным, оно подлежит отмене с вынесением нового решение, которым в удовлетворении исковых требований Леонову П.П. следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 328,329,330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 18 ноября 2014 года отменить. Вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Леонова П.П. к Администрации Ленинского поселения Минераловодского района Ставропольского края о признании отказа незаконным и возложении обязанности изменить вид разрешенного использования земельного участка - отказать в полном объеме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.