Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Криволаповой Е.А.,
судей Меньшова С.В., Сицинской О.В.,
с участием секретаря судебного заседания Калининой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Титаренко А.А. по доверенности Кумченко С.В. на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 09 июня 2016 года,
по исковому заявлению Титаренко А.А. к ГУ МВД России по Ставропольскому краю о включении стажа учебы в выслугу лет и назначение пенсии по выслуге лет,
заслушав доклад судьи Меньшова С.В.,
УСТАНОВИЛА:
Титаренко А.А. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Ставропольскому краю, в котором просил обязать ответчика включить в выслугу лет для назначения пенсии период действительной военной службы в календарном исчислении курсантом Калужского авиационно-технического училища ДОСААФ с 01 сентября 1989 года по 01 марта 1992 года, обязать ГУ МВД России по Ставропольскому краю назначить Титаренко А.А. пенсию по выслуге лет с 06 мая 2010 года в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Обжалуемым решением Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 09 июня 2016 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца Титаренко А.А. по доверенности Кумченко С.В. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, ссылаясь на неправильность произведённой судом первой инстанции правовой оценки обстоятельств дела.
В возражениях на апелляционную жалобу ГУ МВД России по Ставропольскому краю просит решение суда оставить без изменения, а доводы апелляционной жалобы без удовлетворения, ввиду их несостоятельности.
Исследовав материалы гражданского дела, заслушав присутствующих в судебном заседании лиц, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к их удовлетворению не нашла.
Из материалов дела следует, что Титаренко А.А. уволен с 05 мая 2010года приказом начальника ГУВД по Ставропольскому краю от 29 апреля 2010 года N 322 л/с по пункту "а" части 7 статьи 19 Закона Российской Федерации "О милиции" от 18 апреля 1991 года N 1026-1 (по собственному желанию) (л.д. 6). Выслуга лет по состоянию на 05 мая 2010 года составила 19лет 01 месяц 29 дней.
17 марта 2016 года из отдела МВД России по Кочубеевскому району Титаренко А.А. истцу поступил ответ, из которого следует, что период учебы в Калужском авиационном среднетехническом училище с 01 сентября 1989 года по 25 марта 1992 года, был произведён расчёт согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий, лицам проходившим службу в органах внутренних дел РФ" - в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывать время обучения их до поступления на службу в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях в пределах пяти лет из расчёта два месяца учёбы за один месяц службы (л.д. 67).
Указанные обстоятельства правильно установлены судом первой инстанции, не оспариваются сторонами и подтверждаются надлежащими доказательствами по делу.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона N 76-ФЗ от 27мая 1998 года "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчёта один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву - один день военной службы за два дня работы.
В силу статьи 1 части 3 статьи 18 Закона Российской Федерации N4468-1 от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, рядового и начальствующего состава, проходившим службу в органах внутренних дел Российской Федерации, определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993 года "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе и их семьям в Российской Федерации" военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачёту в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлечённых к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
В соответствии с пунктом 2 вышеуказанного Постановления в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать время обучения их до поступления на службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях в пределах пяти лет из расчёта два месяца учебы за один месяц службы.
В силу пунктов "а", "б" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации N 4468-1 от 12 февраля 1993 года право на пенсию за выслугу лет имеют лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более, а также лица, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Таким образом, выслуга лет выступает в качестве самостоятельного правового основания для назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, и по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе прохождения соответствующей службы.
Согласно пункту 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР N 2777-VII от 19 июня 1968 года, подготовка офицеров запаса лётного и лётно-технического состава из числа граждан призывных возрастов может проводиться в учебных организациях ДОСААФ СССР.
В соответствии с пунктом 3 данного Указа, лицам, проходящим подготовку в соответствии со статьями 1 и 2 настоящего Указа, время обучения на офицеров запаса засчитывается в срок действительной военной службы, а время практической лётной подготовки также в выслугу лет в Вооруженных Силах СССР и в трудовой стаж. Действие настоящей статьи распространяется на лиц, окончивших подготовку по специальности летчика - офицера запаса в системе ДОСААФ СССР до выхода настоящего Указа, но не ранее 01 января 1961 года.
Аналогичные положения содержались в Приказе Министра обороны СССР "О введении в действие Положения о подготовке лётно-технического состава запаса Военно-Воздушных Сил в системе ДОСААФ СССР" от 07 июля 1967 года N 0167.
Таким образом, законодателем и ведомственным правовым актом прямо установлено, что время обучения на офицеров запаса как лётного, так и лётно-технического состава, будучи засчитанным в срок действительной военной службы, освобождает курсантов от реального прохождения службы по призыву.
Однако, для целей выслуги лет в Вооруженных Силах СССР и учёта трудового стажа, дающих право на соответствующее пенсионное обеспечение, подлежит учёту только время практической лётной подготовки.
Из материалов дела следует, что Титаренко А.А. с 01 сентября 1989 года по 01 марта 1992 года проходил обучение в Калужском авиационно-технического училища ДОСААФ с присвоением воинского звания младший лейтенант (л.д. 10).
Указанные обстоятельства истец Титаренко А.А. подтвердил и в суде апелляционной инстанции, указав, что в училище он проходил обучение, будучи курсантом, и практическая лётная подготовка им не осуществлялась, в связи с чем ссылка в апелляционной жалобе на Указ Президиума Верховного Совета СССР N 2777-VII от 19 июня 1968 года, по мнению судебной коллегии является не состоятельной, поскольку для учёта трудового стажа, дающего право на соответствующее пенсионное обеспечение, подлежит принятию только время практической лётной подготовки.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда Ставропольского края от 09 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Титаренко А.А. по доверенности Кумченко С.В. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.