Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Берко А.В.
судей Чернышовой Н.И., Свечниковой Н.Г.
при секретаре Горбань В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе начальника Управления ПФР М.В. Коноплевой
на решение Предгорного районного суда Ставропольского края от 20 июня 2016 года
по иску Шелухина С.И. к ГУ_УПФР РФ по городу-курорту г.Ессентуки о признании решения об отказе назначения досрочной страховой пенсии по старости незаконным,
заслушав доклад судьи Чернышовой Н.И.
УСТАНОВИЛА:
Шелухин С.И. обратился в суд с требованиями к ответчику ГУ - Управление Пенсионного фонда Российский Федерации по городу-курорту Ессентуки Ставропольского края (межрайонное) о признании решения об отказе назначения досрочной страховой пенсии по старости незаконным
В обосновании заявленных исковых требований указывает, что 27 октября 2015 года обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Ессентуки Ставропольского края (межрайонное) с заявлением о досрочном назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной п. 20 части 1 статьи 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
15.02.2016г. решением УПФ РФ по городу-курорту Ессентуки Ставропольского края N 708925X15 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия 25-летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа, независимо от возраста.
Принято к зачету в специальный стаж на день подачи заявления 27.10.2015 г. - 14 лет 2 месяца 5 дней.
Согласно вышеназванному решению следующие периоды трудовой деятельности истца не зачтены в специальный стаж: с 17.08.1998 г. по 22.08.2000 г. - в должности врача хирурга стационара Курского территориального медицинского объединения, поскольку Списком и Правилами N 1066 от 22.09.1999 Территориально-медицинские объединения (ТМО) не предусмотрены, а также в числе структурных подразделений организаций не предусмотрены стационары и больницы; с 12.05.2003 г. по 14.09.2005 г. - в должности заместителя главного врача по лечебной части, так как отсутствуют сведения о совмещении в данный период работы (зам. главного врача) должности врача (специалист) Курской центральной районной больницы; с 20.09.2005 г. по 31.10.2005 г. - в должности заведующего хирургическим отделением районной поликлиники "Предгорной центральной районной больницы", так как отсутствуют сведения о совмещении в данный период работы (заведующего отделением) должности врача (специалиста) поликлиники.
С указанным решением не согласен, считает его необоснованным и незаконным по следующим основаниям.
В адрес ответчика 30 декабря 2015 г. направлена справка за N 4094 с прежнего места моей работы - ГБУ Здравоохранения СК Курская центральная районная больница. В этой справке указаны периоды переименования медицинского учреждения, а также период совмещения истцом должностей заместителя главного врача и хирурга хирургического отделения стационара. Однако ответчик не принял эту справку.
Просит суд признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу- курорту Ессентуки Ставропольского края (межрайонное об отказе в назначении досрочной пенсии N 708925И5 от 15.02.2015 года в частности не включения в специальный стаж вышеуказанных периодов незаконным.
Обязать ответчика включить в специальный страховой стаж следующие периоды работы, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости: с 17.08.1998 г. по 22.08.2000 г. - в должности врача хирурга стационара Курского территориального медицинского объединения; с 12.05.2003 г. по 14.09.2005 г. - в должности заместителя главного врача по лечебной части; с 20.09.2005 г. по 31.10.2005 г. - в должности заведующего хирургическим отделением районной поликлиники "Предгорной центральной районной больницы".
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Ессентуки Ставропольского края (межрайонное) назначить Шелухину С.И. досрочную страховую пенсию по старости с момента подачи заявления с 27.10.2015 г., т.е. возникновения такого права.
Решением Предгорного районного суда Ставропольского края от 20 июня 2016 года исковые требования Шелухина С.И. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российский Федерации по городу-курорту Ессентуки Ставропольского края (межрайонное) о признании решения об отказе назначения досрочной страховой пенсии по старости незаконным- удовлетворено, возложена обязанность на ГУ Управление пенсионного фонда РФ по городу-курорту Ессентуки Ставропольского края включить в специальный страховой стаж следующие периоды работы, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 17.08.1998 года по 22.08.20000 года в должности врача-хирурга стационара Курского территориального медицинского объединения; с 12.05.2003 года по 14.09.2005 года - в должности заместителя главного врача по лечебной части, с 20.09.2005 года по 31.10.2005 года - в должности заведующего хирургическим отделением районной поликлиники "Предгорной центральной районной больницы". Признано незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Ессентуки Ставропольского края (межрайонного) N708925/15 от 15.02.2015 года в частности не включения в специальный стаж вышеуказанных периодов.
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Ессентуки Ставропольского края (межрайонное) возложена обязанность назначить Шелухину С.И. досрочную страховую пенсию по старости с момента подачи заявления с 27.10.2015 года, т.е. с момента возникновения такого права.
В апелляционной жалобе начальник Управления ПФР М.В. Коноплева просит решение отменить, как незаконное и необоснованное, поскольку истцом не представлены приказы на совмещение должностей.
Письменных возражений не поступило.
Представитель ГУ-УПФ РФ в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайства об отложении судебного заседания в суд апелляционной инстанции не направил, доказательств уважительности причины неявки не представил. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Шелухина С.И., просившего решение оставить без изменения, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-Ф3 трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 27 Закона N 173-Ф3).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила).
В разделе "Наименование должностей" Списка N 781 право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения имеют врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей- статистиков), в том числе врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность.
Таким образом, работа в качестве руководителя лечебного учреждения может быть включена в специальный трудовой стаж, если наряду с административной и организационной работой врач-руководитель осуществляет лечебную деятельность по одной из врачебных специальностей.
В соответствии с пунктом 4 Правил в случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
Как следует из материалов дела 27 октября 2015 года истец обратился к ответчику ГУ - Управление Пенсионного фонда Российский Федерации по городу-курорту Ессентуки Ставропольского края (межрайонное) для реализации своих пенсионных прав, то есть о назначении ему страховой пенсии по старости.
15.02.2016 года решением УПФ РФ по городу - курорту Ессентуки Ставропольского края N 708925/15 ему было отказано. В решении указано следующее. В стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 N 2-П. подлежат зачету следующие периоды работы:
с 23.08.2000 по 11.05.2003 - в должности врача хирурга стационара Курской центральной районной больницы (сельская местность, льготное исчисление один год работы за один год и 6 месяцев);
с 01.11.2005 по 31.01.2009 - в должности врача врача-хирурга 1-го хирургического отделения Предгорной центральной районной больницы (сельская местность, календарное исчисление один год работы за один год и 6 месяцев);
с 01.02.2009 по 28.02.2015 - в должности врача травматолога- ортопеда травматологического отделения Предгорной центральной районной больницы (сельская местность, календарное исчисление один год работы за один год и 6 месяцев);
с 02.03.2015 по 27.10.2015 - в должности врача травматолога -ортопеда травматологического отделения Предгорной центральной районной больницы (сельская местность, календарное исчисление один год работы за один год и 6 месяцев).
В стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, не подлежат включению в стаж лечебной деятельности следующие периоды работы: -17.08.1998 по 22.08.2000 - в должности врача хирурга стационара Курского территориального медицинского объединения, поскольку Списком и Правилами N 1066 от 22.09.1999 Территориально-медицинские объединения (ТМО) не предусмотрены, а также в числе структурных подразделений организаций не были предусмотрены стационары и больницы; -с 12.05.2003 по 14.09.2005 - в должности заместителя главного врача по лечебной части, так как отсутствуют сведения о совмещении в данный период работы (зам.главного врача) должности врача (специалиста) Курской центральной районной больницы; -с 20.09.2005 по 31.10.2005 - в должности заведующего хирургическим отделением районной поликлиники "Предгорной центральной районной больницы", так как отсутствуют сведения о совмещении в данный период. 22.09.1999 Территориально-медицинские объединения (ТМО) не предусмотрены, а также в числе структурных подразделений организаций не были предусмотрены стационары и больницы; -с 12.05.2003 по 14.09.2005 - в должности заместителя главного врача по лечебной части, так как отсутствуют сведения о совмещении в данный период работы (зам.главного врача) должности врача (специалиста) Курской центральной районной больницы; -с 20.09.2005 по 31.10.2005 - в должности заведующего хирургическим отделением районной поликлиники "Предгорной центральной районной больницы", так как отсутствуют сведения о совмещении в данный период работы (заведующего отделением) должности врача (специалиста) поликлиники.
С учетом вышеизложенного, стаж работы Шелухина С.И., дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, составляет 14 лет 2 месяца 5 дней, что не дает права на досрочное пенсионное обеспечение.
В материалах дела имеется справка N 743 от 21.03.2016 года, из которой следует, что истец Шелухин С.И. с. 12.05.2003 года по 14.09.2005 года состоял в должности заместителя главного врача по лечебной части в МУЗ "Курская центральная районная больница" (приказ N 46 п.2 от 12.05.2003 года). Кроме того с 12.05.2003 года (приказ N 135 от 12.05.2003 года ) предоставлено совместительство 0,5 ставки врача хирурга хирургического отделения стационара(л.д.27).
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции обоснованно приняты в качестве доказательств совмещения истцом должности главного врача и врача-хирурга справка N 743 от 21.03.2016, а также копии карт проведенных Шелухиным С.И. операций.
С учетом изложенного, судом с достоверностью установлено, что периоды работы истца с 12.05.2003 года по 14.09.2005 года в качестве оперирующего врача в стационаре подтверждены материалами дела.
Ответчиком не включен в специальный стаж период работы истца в должности врача хирурга стационара Курского территориального медицинского объединения, в связи с тем, что в числе структурных подразделений организаций не были предусмотрены стационары и больницы.
Между тем эти объединения созданы и утверждены Минздравом РФ, а именно приказом Минздрава РФ от 23.11.1993 N 273 "Об утверждении Положения о территориальном медицинском объединении, Положения о поликлинике восстановительного лечения". Основными задачами ТМО являются: удовлетворение потребности населения в квалифицированной лечебно профилактической помощи, обеспечение взаимосвязи и преемственности между лечебно - профилактическими учреждениями, входящими в его состав, эффективного использования имеющихся ресурсов. То есть цель создания таких организаций и цель их деятельности напрямую связана с оказанием медицинской помощи населению, а характер работы гражданина, а зачастую и наименование его должности, Спискам соответствует.
В постановлении Пленума Верховного Суда от 11 декабря 2012 г. N 30 указано, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений, - работа в организациях любых иных организационно-правовых форм, кроме учреждений, в специальный стаж включаться не может. Единственное исключение сделано для организаций, имевших организационно-правовую форму учреждения, измененную впоследствии на иную, однако при условие, что сохранился прежний характер деятельности работников.
Шелухиным С.И. суду предоставлена справка N 4094 - ГБУ Здравоохранения СК Курская центральная районная больница, в которой указаны периоды переименования медицинского учреждения, а также период совмещения им должностей заместителя главного врача и хирурга хирургического отделения стационара. Указанная справка также направлена истцом ответчику.
Согласно справке, Курская центральная районная больница переименована в Курское территориально- медицинское объединение (Курское ТМО) на основании приказа Министерства здравоохранения Ставропольского края N 11 от 16.03.1992.
Курское территориальное медицинское объединение переименовано в Государственное учреждение здравоохранения "Курская центральная районная больница" на основании Распоряжения Главы Курской Районной Государственной администрации Ставропольского края N 187-р от 22.08.2000 года. На основании приказа Министерства здравоохранения Ставропольского края N 21- рп от 26.01.2005 года "О безвозмездной передаче государственных учреждений здравоохранения из государственной собственности Ставропольского края в муниципальную собственность муниципальных районов Ставропольского края" и решения главы Курского муниципального района Ставропольского края N59 от 19.05.2005 года государственное учреждение здравоохранения "Курская центральная районная больница" переименовано в Муниципальное учреждение здравоохранения "Курская центральная районная больница" с 21.06.2005 года (Устав Муниципального учреждения здравоохранения "Курская центральная районная больница"). Муниципальное учреждение здравоохранения "Курская центральная районная больница" находится на территории Курского сельского совета, обслуживает население ст. Курской и Курского района и является сельским лечебным учреждением.
Муниципальное учреждение здравоохранения "Курская центральная районная больница" переименовано в Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Курская центральная районная больница" на основании постановления администрации Курского муниципального района Ставропольского края от 22.09.2011г. N 561.
Согласно распоряжению Правительства Ставропольского края от 28 декабря 2012г.N586-рп муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Курская центральная районная больница" передано в государственную собственность Ставропольского края. В связи со сменой учредителя с 01.01.2013г. Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Курская центральная районная больница" переименовано в государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольского края "Курская центральная районная больница".
При таких обстоятельствах суд правильно указал, что Курское ТМО являлось в период с 17.08.1998 года по 22.08.2000 года учреждением здравоохранения, осуществлявшим лечебную и профилактическую работу.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с мнением суда о том, Шелухин С.И. имеет законное право на включение в специальный спорного периода и на назначение пенсии по старости ранее общеустановленного законом возраста.
Решение постановлено судом при правильном установлении юридически значимых обстоятельств с соблюдением требований процессуального и материального права.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, свидетельствуют о несогласии с оценкой обстоятельств дела, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, основаны на ошибочном толковании и применении положений законодательства.
Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда не установлено.
Руководствуясь ст.ст.327-329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Предгорного районного суда Ставропольского края от 20 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.