Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 19 июля 2016 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Песоцкого В.В.,
судей Брянского В.Ю., Шеховцовой Э.А.,
при секретаре Антонове А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы дела по апелляционной жалобе представителя Некоммерческого партнерства санаторий " ... " Ч.П.Л. на решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 03 марта 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению Некоммерческого партнерства санаторий " ... " к Главному Управлению Министерства юстиции РФ по Ставропольскому краю, Межрайонной ИФНС N 11 по Ставропольскому краю об обязании принять решение о государственной регистрации начала процедуры реорганизации, об обязании внести в ЕГРЮЛ запись о нахождении в процессе реорганизации в форме преобразования.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю., выслушав выступление участников процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Некоммерческое партнерство санаторий " ... " обратилось в суд с административным исковым заявлением к Главному Управлению Министерства юстиции РФ по Ставропольскому краю, Межрайонной ИФНС N 11 по Ставропольскому краю об обязании принять решение о государственной регистрации начала процедуры реорганизации, об обязании внести в ЕГРЮЛ запись о нахождении в процессе реорганизации в форме преобразования.
В обоснование иска административный истец указал, что Некоммерческое партнерство санаторий " ... " города Ессентуки создано на основании решения участников общего собрания членов партнерства путем реорганизации санатория " ... ".
19 ноября 2015 года внеочередным общим собранием членов партнерства принято решение о реорганизации партнерства в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью.
Однако в государственной регистрации некоммерческого партнерства отказано в связи с принятием решения о реорганизации в форме преобразования, направив директору партнерства уведомление об отказе в государственной регистрации начала процедуры реорганизации некоммерческой организации от 25 ноября 2015 года N " ... ".
Считает, что отказ в государственной регистрации начала процедуры реорганизации некоммерческой организации от 25 ноября 2015 года N " ... " является незаконным, нарушает права и интересы партнерства.
Административный ответчик не выполнил предписанные законом действия по внесению в ЕГРЮЛ записи о том, что партнерство находится в процессе реорганизации, нарушив тем самым права партнерства на свободу экономической деятельности, а также на реорганизацию.
Просил суд признать незаконным отказ в государственной регистрации начала процедуры реорганизации некоммерческого партнерства санатория " ... ", изложенный в уведомлении Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю от 25 ноября 2015 года N " ... ", обязать Главное управление Министерства юстиции РФ по Ставропольскому краю принять решение о государственной регистрации начала процедуры реорганизации некоммерческого партнерства санатория "Нива" в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью, обязать Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы России N11 по Ставропольскому краю внести в ЕГРЮЛ запись о том, что некоммерческое партнерство санаторий "Нива" находится в процессе реорганизации в форме преобразования в общество с ограниченной ответственности.
Определением суда от 03 марта 2016 года принят отказ представителя административного истца от части административного иска о признании незаконным отказа в государственной регистрации начала процедуры реорганизации некоммерческого партнерства санатория " ... ", изложенный в уведомлении Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю от 25 ноября 2015 года N " ... ", производство в данной части административного иска прекращено.
Решением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 03 марта 2016 года административное исковое заявление Некоммерческого партнерства санаторий " ... " оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель Некоммерческого партнерства санаторий " ... " по доверенности Ч.П.Л. выражает свое несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение, обязав Главное управление Министерства юстиции РФ по Ставропольскому краю принять решение о государственной регистрации начала процедуры реорганизации некоммерческого партнерства санатория " ... " в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью.
Считает, что решение суда является незаконным и необоснованным ввиду неправильного применения норм материального права.
Указывает, что статья 23 Федерального закона от 08 августа 2001 года N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации, среди которых не указано такое основание, как отсутствие прямого указания в федеральном законе на порядок преобразования некоммерческого партнерства в хозяйственное общество.
В возражениях на апелляционную жалобу заместитель начальника МИФНС России N 11 по Ставропольскому краю К.Е.В. просит суд отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, оставив решение суда первой инстанции без изменения. Считает решение законным и обоснованным, поскольку все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены, им дана надлежащая правовая оценка, представленные сторонами доказательства исследованы и оценены, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
В соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав представителя Некоммерческого партнерства санаторий " ... " - Ч.П.Л., поддержавшего доводы, изложенные в апелляционной жалобе в полном объеме, представителя ГУ Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю К.Э.В. и представителя МИФНС России N 11 по Ставропольскому краю К.Е.В., просивших решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Некоммерческое партнерство санаторий " ... " создано на основании решения участников общего собрания членов партнерства от 28 июня 1996 года путем реорганизации санатория " ... ".
Сведения о партнерстве внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 04 ноября 2002 года, ОГРН " ... ".
19 ноября 2015 года внеочередным общим собранием членов партнерства принято решение о реорганизации партнерства в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью.
В соответствии со статьями 9, 13.1, 15 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" партнерство представило в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю уведомление о начале процедуры реорганизации по форме " ... ", протокол внеочередного общего собрания членов партнерства от 19 ноября 2015 года, что подтверждается распиской ответчика от 20 ноября 2015 года вх. N " ... ".
При проведении правовой экспертизы в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 23.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" уполномоченный специалист установил, что представленные для государственной регистрации документы некоммерческой организации противоречат законодательству Российской Федерации.
Уведомлением от 25 ноября 2015 года N " ... " Главное управление Министерства юстиции РФ по Ставропольскому краю отказало административному истцу в государственной регистрации начала процедуры реорганизации, указав, что в связи с внесением изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и признанием утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации с 01 сентября 2014 года некоммерческое партнерство может быть преобразовано в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд.
Федеральным законом от 05 мая 2014 года N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" внесены изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, вступившие в силу с 01 сентября 2014 года, за исключением положений, для которых статьей 3 указанного закона установлены иные сроки вступления их в силу.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции указанного Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. По правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 4 статьи 3 Закона N 99-ФЗ предусмотрено, что до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 99-ФЗ) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 99-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона N 99-ФЗ со дня вступления в силу указанного закона юридические лица создаются в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них главой 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 99-ФЗ).
При этом, из пп. 5 п. 8 ст. 3 Закона N 99-ФЗ следует, что со дня его вступления в силу к созданным до дня его вступления в силу юридическим лицам соответственно применяются нормы главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 99-ФЗ): к некоммерческим партнерствам, объединениям работодателей, объединениям профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленным, нотариальным и адвокатским палатам - об ассоциациях (союзах) (статьи 123.8 - 123.11 ГК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 123.8 ГК РФ (в редакции Закона N 99-ФЗ) ассоциация (союз) по решению своих членов может быть преобразована в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" названый Федеральный закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, поскольку иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно статье 16 Федерального закона N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть реорганизована в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Норма, предусматривающая возможность некоммерческому партнерству преобразоваться в фонд или автономную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество (п. 1 ст. 17 Закона N 7-ФЗ) противоречит положениям ГК РФ (в редакции Закона N 99-ФЗ), следовательно, может применяться только в части не противоречащей положениям Кодекса (вправе преобразоваться в фонд или автономную некоммерческую организацию). Кроме того, сама формулировка указанной нормы о преобразовании некоммерческого партнерства в хозяйственное общество носит отсылочный характер и указывает на то, что такое преобразование возможно в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом.
Поскольку ни одним федеральным законом не предусмотрено преобразование некоммерческого партнерства в хозяйственное общество, а п. 1 ст. 17 Федерального закона N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в указанной части противоречит ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что преобразование некоммерческого партнерства в общество с ограниченной ответственностью не предусмотрено законодательством, в связи с чем, отказ ГУ Минюста по Ставропольскому краю является законным и обоснованным.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 13.1 Федерального закона N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций. Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), или его территориальным органом.
Согласно Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 455 "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций" таким уполномоченным органом является Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 13.1 Закона N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" внесение в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган) на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной Налоговой Службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 года N506, Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Исходя из указанных норм, регистрирующий (налоговый) налоговый орган осуществляет внесение в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений на основании принятого Министерством юстиции Российской Федерации или его территориальным органом решения о государственной регистрации.
Пунктом 8 статьи 13.1 Закона N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусмотрено, что уполномоченный орган - Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальный орган направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
На основании указанного решения и представленных Министерством юстиции Российской Федерации или его территориальным органом сведений и документов регистрирующий (налоговый) орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в Министерство юстиции Российской Федерации. Орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации - Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальный орган, не позднее трех рабочих дней со дня получения от регистрирующего органа информации о внесении в ЕГРЮЛ записи о некоммерческой организации выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации.
Действующим законодательством о государственной регистрации некоммерческой организации не предусмотрена возможность принятия регистрирующим (налоговым) органом самостоятельного решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений.
Согласно абзацу 2 пункта 8 статьи 13.1 Закона N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" взаимодействие уполномоченного органа (Министерства юстиции Российской Федерации) или его территориального органа с регистрирующим (налоговым) органом по вопросам государственной регистрации некоммерческой организации осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом по согласованию с регистрирующим органом.
Приказом Минюста РФ от 12 ноября 2010 года N 343 утвержден соответствующий порядок взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций.
Указанным Порядком не предусмотрены основания для возврата регистрирующим (налоговым) органом Министерству юстиции Российской Федерации или его территориальному органу представленных документов для внесения записи в ЕГРЮЛ, регистрирующий налоговый орган не вправе самостоятельно выносить решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации некоммерческих организаций, в отношении которых установлен специальный порядок регистрации.
Принятие Министерством юстиции Российской Федерации или его территориальным органом решения о государственной регистрации является основанием для внесения регистрирующим (налоговым) органом записи в государственный реестр, предъявления самостоятельных требований к регистрирующему органу в виде обязания внести запись в государственный реестр не требуется.
Требование о возложении на Межрайонную ИФНС России N 11 по Ставропольскому краю обязанности внести запись о начале процедуры реорганизации в отсутствие предъявленного к регистрирующему органу административного иска о признании незаконными решений, действий (бездействия) государственного органа, противоречит положениям главы 22 КАС РФ.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного иска в полном объеме.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
С учетом изложенного решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 03 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.