Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 19 июля 2016 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда
в составе:
председательствующего Песоцкого В.В.
судей Строчкиной Е.А., Шеховцовой Э.А.
при секретаре Антонове А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 июля 2016 года
административное дело по апелляционной жалобе Бородина Е.К., Бутовой Н.Ю., Ледовского В.И. и Маркина В.В.
на решение Промышленного районного суда г.Ставрополя от 31 марта 2016 года
по административному делу по административному исковому заявлению Бородина Е.К., Бутовой Н.Ю., Ледовского В.И., Маркина В.В. к Администрации г.Ставрополя, главе администрации города Ставрополя Джатдоеву А.Х. о признании незаконными действия работников Администрации г. Ставрополя, о признании незаконными действий главы Администрации г.Ставрополя,
заслушав доклад судьи Строчкиной Е.А.
УСТАНОВИЛА:
Бородин Е.К., Бутова Н.Ю., Ледовской В.И., Маркин В.В. обратились в суд с административным иском к Администрации г.Ставрополя, главе администрации города Ставрополя Джатдоеву А.Х. о признании незаконными действий (бездействия) работников администрации г.Ставрополя - работников отдела приёма граждан администрации г.Ставрополя и комитета правового обеспечения администрации г.Ставрополя по неисполнению обязанности по передаче главе администрации г.Ставрополя Джатдоеву А.Х. адресованных ему запросов суда; о признании незаконными действий (бездействия) главы администрации города Ставрополя Джатдоева А.Х. по подбору кадров администрации г.Ставрополя, по руководству работой отдела приёма граждан администрации г.Ставрополя и комитета правового обеспечения администрации г.Ставрополя, не обеспечив исполнение ими обязанности по передаче главе администрации г.Ставрополя Джатдоеву А.Х. адресованных ему запросов суда; о возложении обязанности на главу администрации города Ставрополя Джатдоева А.Х. устранить указанные нарушения.
В обоснование заявленных требований указали, что они являются участниками гражданского процесса в Промышленном районном суде г.Ставрополя по иску Бутовой Н.Ю. к Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, ООО "Межрегиональный строительный альянс" о признании незаконным ведущегося капитального строительства перинатального центра, о запрете ведения капитального строительства, о признании незаконной вырубку деревьев на земельном участке (дело N2-4825/15).
Председательствующей судьей Такушиновой О.М. неоднократно направлялись запросы главе администрации г.Ставрополя Джатдоеву А.Х. с требованием предоставить документы. В связи с неисполнением требований суда определением судьи Такушиновой О.М. от 15.10.2015г. глава администрации г.Ставрополя Джатдоев А.Х. подвергнут штрафу в размере " ... " рублей.
Глава администрации г.Ставрополя Джатдоев А.Х. заявлением от 07.12.2015г. просил сложить штраф, указав, что запросы суда в администрацию г.Ставрополя поступали, но он их не получал.
Суд согласился с доводами главы администрации г.Ставрополя Джатдоева А.Х. и определением от 24.12.2015г. сложил с него судебный штраф в размере " ... " рублей.
Таким образом, вступившим в законную силу определением от 24.12.2015г. установлены следующие обстоятельства.
Глава администрации г.Ставрополя Джатдоев А.Х. не получает адресованные ему запросы суда.
Работники отдела приёма граждан администрации г.Ставрополя и комитета правового обеспечения администрации г.Ставрополя не передают главе администрации г.Ставрополя Джатдоеву А.Х. адресованные ему запросы суда.
Такие действия главы администрации г.Ставрополя Джатдоева А.Х. по подбору кадров администрации и по руководству администрацией г.Ставрополя, по мнению административных истцов, являются незаконными и нарушающими их права на осуществление местного самоуправления через органы местного самоуправления.
Действия работников администрации г.Ставрополя ? работников отдела приёма граждан администрации г.Ставрополя и комитета правового обеспечения администрации г.Ставрополя являются незаконными и нарушающими права истцов на осуществление местного самоуправления через органы местного самоуправления.
Решением Промышленного районного суда г.Ставрополя от 31 марта 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением суда Бородин Е.К., Бутова Н.Ю., Ледовской В.И. и Маркин В.В. подали на него апелляционную жалобу и дополнения к ней, в которых просят решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая, в частности, что суд рассмотрел дело в отсутствии главы администрации г.Ставрополя, не извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.
Возражения на апелляционную жалобу не поступили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Бородина Е.К., Бутову Н.Ю., Ледовского В.И., Маркина В.В., поддержавших доводы жалобы и дополнений к ней, а также представителя администрации г.Ставрополя и главы администрации г.Ставрополя Джатдоева А.Х. по доверенностям Божко О.Н., просившую решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия оснований для отмены постановленного по делу решения суда не находит по следующим основаниям.
Согласно ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Часть 8 статьи 226 КАС РФ предусматривает, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9 статьи 226 КАС РФ).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) ( часть 11 статьи 226 КАС РФ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона
от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Статья 2 Федерального закона предусматривает что для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины и понятия: вопросы местного значения это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона граждане Российской Федерации (далее также - граждане) осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
В соответствии со ст.13 Устава города Ставрополя (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления являются: местный референдум; муниципальные выборы; наказы избирателей; голосование по отзыву депутата Ставропольской городской Думы; голосование по вопросам изменения границы города Ставрополя, преобразования города Ставрополя; правотворческая инициатива граждан; территориальное общественное самоуправление; публичные слушания; собрание граждан; конференция граждан (собрание делегатов); опрос граждан; обращения граждан в органы местного самоуправления города Ставрополя; публичные мероприятия; гражданские инициативы; общественные совещательные органы; иные формы.
Статья 34 Федерального закона предусматривает, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст.51 Устава города Ставрополя администрация города Ставрополя является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Ставрополя.
Глава администрации города Ставрополя назначается на должность Ставропольской городской Думой из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса в соответствии с Положением о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации города Ставрополя, утверждаемым Ставропольской городской Думой, на срок полномочий, определяемый настоящим Уставом. Контракт с главой администрации города Ставрополя заключается на срок полномочий Ставропольской городской Думы, принявшей решение о назначении лица на должность главы администрации города Ставрополя (до дня начала работы Ставропольской городской Думы нового созыва), но не менее чем на два года.
Глава администрации города Ставрополя формирует администрацию города Ставрополя в соответствии со структурой администрации города Ставрополя, утвержденной Ставропольской городской Думой по представлению главы администрации города Ставрополя, и руководит ею на принципах единоначалия.
Статья 52 Устава города Ставрополя предусматривает, что администрация города Ставрополя наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения, полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ставропольского края, а также полномочиями по решению вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из компетенции органов местного самоуправления города Ставрополя федеральными законами и законами Ставропольского края, при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета Ставропольского края).
Полномочия администрации города Ставрополя и главы администрации г.Ставрополя, в том числе по решению вопросов местного значения, определены частями 2, 4 статьи 52 Устава города Ставрополя.
В соответствии с вышеуказанной нормой глава администрации города Ставрополя, в том числе обеспечивает осуществление администрацией города Ставрополя полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Ставрополя федеральными законами и законами Ставропольского края; руководит деятельностью администрации города Ставрополя на принципах единоначалия, назначает на должность и освобождает от должности должностных лиц администрации города Ставрополя и иных лиц, замещающих высшие должности муниципальной службы администрации города Ставрополя, руководителей органов администрации города Ставрополя, обладающих правами юридического лица, в порядке, предусмотренном действующим законодательством и настоящим Уставом, а также назначает на должность и освобождает от должности работников администрации города Ставрополя, применяет к ним меры поощрения и взыскания; осуществляет систематический контроль за исполнением должностными лицами администрации города Ставрополя и ее органов полномочий по решению вопросов местного значения, а также отдельных государственных и иных полномочий.
В соответствии с вышеизложенным и в совокупности со ст.13 Устава города Ставрополя деятельность администрации города Ставрополя и главы администрации не относятся к формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления, следовательно, действия главы администрации по подбору кадров администрации и по руководству администрацией г.Ставрополя, и действия работников администрации г.Ставрополя - работников отдела приёма граждан администрации г.Ставрополя и комитета правового обеспечения администрации г.Ставрополя не нарушают права истцов на осуществление местного самоуправления.
Доводы апелляционной жалобы о существенном нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, влекущим безусловную отмену постановленного решения суда, судебная коллегия находит подлежащими отклонению по следующим основаниям.
В силу требований ст. 310 КАС РФ решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае рассмотрения административного дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Как следует из материалов дела, извещением от 17 марта 2016 года, направленным в адрес администрации г.Ставрополя и главы администрации города Ставрополя указанные лица извещены о назначении судебного заседания на 31 марта 2016 года (л.д.22).
В соответствии со ст. 54 КАС РФ, если настоящим Кодексом не предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей. Личное участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.
От имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде руководители либо представители указанных органов.
Как следует из материалов дела, в судебном заседании 30 марта 2016 года принимала участие представитель администрации г.Ставрополя и главы администрации г.Ставрополя Божко О.Н., действовавшая на основании доверенностей. При этом участие главы администрации в судебном разбирательстве не признано судом обязательным.
Кроме того, главой администрации города Ставрополя постановленное по делу решение суда не обжалуется, а Бородин Е.К., Бутова Н.Ю., Ледовской В.И. и Маркин В.В. не представили судебной коллегии доверенности от главы администрации г.Ставрополя, предусматривающей право на подписание и подачу от его имени апелляционной жалобы на постановленное решение суда с указанием на нарушение его права на участие в судебном разбирательстве.
Иные доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования суда первой инстанции и мнение суда относительно них изложены в постановленном по делу решении. Данные доводы, по мнению коллегии, не являются основанием для отмены обжалуемого решения суда.
На основании изложенного и в соответствии со ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленного районного суда г.Ставрополя от 31 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.