Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 26 июля 2016 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Песоцкого В.В.,
судей Брянского В.Ю., Строчкиной Е.А.,
при секретаре Антонове А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы административного дела по апелляционной жалобе К.Н.Ф. на решение Ипатовского районного суда Ставропольского края от 05 апреля 2016 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе города Ростов-на-Дону к К.Н.Ф. о взыскании недоимки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2014 год.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе города Ростов-на-Дону обратилось в суд с административным иском к К.Н.Ф. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на финансирование страховой части трудовой пенсии за 2014 год в размере " ... ", пени в размере " ... ", взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2014 год в размере " ... ", пени в размере " ... ", а также возмещении расходов по уплате государственной пошлины в размере " ... ".
В обоснование заявленных требований указывалось, что К.Н.Ф. являлась индивидуальным предпринимателем, впоследствии на основании решения Арбитражного суда Ростовской области 12 мая 2014 года была признана банкротом. В силу действующего законодательства ответчик, являясь индивидуальным предпринимателем, была обязана уплачивать взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Поскольку взносы на пенсионное и медицинское страхование являются платежами, неразрывно связанными с личностью ответчика, признание его банкротом не является основанием для освобождения от обязанности по погашению заявленных платежей.
Решением Ипатовского районного суда Ставропольского края от 05 апреля 2016 года административные исковые требования Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе города Ростов-на-Дону удовлетворены.
В апелляционной жалобе К.Н.Ф. просит отменить решение суда первой инстанции и прекратить производство по делу на основании определения Арбитражного суда Ростовской области от 12 апреля 2016 года, которым завершено конкурсное производство в отношении нее, как индивидуального предпринимателя, и все требования кредиторов считаются погашенными.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
К.Н.Ф., представитель Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе города Ростов-на-Дону, уведомленные о дате, времени и месте заседания судебной коллегии, в судебное заседание не явились. От ведущего специалиста-эксперта Ф.Е.А. поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя управления.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отложения дела не имеется, в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ судебная коллегия находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 15.12.2001г. N 167-ФЗ) индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее Федеральный закон от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ) страхователи, в том числе индивидуальные предприниматели, являются плательщиками страховых взносов, в соответствии с частью 2 статьи 28 указанного Федерального закона, обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 г. N212- ФЗ, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Статьей 28 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2009 г. N212- ФЗ.
При этом, Федеральным законом от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ обязанность индивидуального предпринимателя уплачивать страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, не ставится в зависимость от факта ведения им предпринимательской деятельности и получения дохода.
Обязательство по уплате страховых взносов возникает в силу закона и не изменяется из-за отсутствия денежных средств (дохода) у предпринимателя.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Согласно п. 1 ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212- ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (в редакции Федерального закона от 01.12.2014г. N 408-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с 01.01.2014 г. установлен в сумме 5554 руб. 00 коп. в месяц.
В силу ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ для всех плательщиков страховых взносов применяются следующие тарифы страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом: 1) Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов; 3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - с 1 января 2012 года - 5,1 процента.
Таким образом, в 2014 году уплате индивидуальными предпринимателями подлежит сумма в размере 17328,48 руб. (1МРОТ х 26% х 12).
Согласно п.9, 10 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 настоящей статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.
Налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, повлекших занижение доходов от деятельности. Указанные данные направляются в течение пяти дней после вступления в силу решения налогового органа о привлечении соответствующего налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с ч. 11 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212- ФЗ сведения о доходах налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных нарушениях, переданные налоговиками ПФР, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по ним. Если же плательщик взносов не представит налоговую отчетность в инспекцию до окончания расчетного периода и в связи с этим у органов ПФР не будет информации о доходах такого лица, то взносы за соответствующий расчетный период будут взысканы в максимальном размере - произведение восьмикратного МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз (8МРОТ х 26% х 12).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Куценко Н.Ф. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 13 июня 2013 года, и прекратила предпринимательскую деятельность 12 мая 2014 года в связи с банкротством.
В силу вышеуказанных норм закона административный ответчик К.Н.Ф. была обязана к уплате страховых взносов не позднее 31 декабря текущего года, однако, возложенную на нее законом обязанность не исполнила, а также представить налоговую отчетность в инспекцию до окончания расчетного периода.
Межрайонной ИФНС России N26 по Ростовской области была предоставлена информация, согласно которой отчетность за 2014 год в налоговый орган К.Н.Ф. не предоставила. Указанное обстоятельство подтверждается представленными административным истцом в суд сведениями.
Таким образом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период с 01.01.2014 года по 12.05.2014 года подлежали взысканию с административного ответчика в размере, определяемом в соответствии с ч. 11 ст. 14 Закона N 212-ФЗ (8МРОТ х 26% х 12). При этом сумма недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование составляет " ... " рубля, которая подлежала взысканию с К.Н.Ф.
В соответствие с ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плетельщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Между тем, согласно ч. 8 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 г. N212-ФЗ, в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения их деятельности включительно.
Возложенную законом обязанность административный ответчик К.Н.Ф. не исполнила.
Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями.
Согласно статье 25 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ, пенями признается денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты сумм страховых взносов и определяются в процентах от неоплаченной суммы страховых взносов.
Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
За неуплату в установленный срок (не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения деятельности включительно) страховых взносов за 2014 г., а так же на задолженность по страховым взносам за предыдущие периоды, административному ответчику было произведено начисление пеней на общую сумму " ... " рубля, которая подлежала взысканию с К.Н.Ф.
В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора административному ответчику было выставлено и направлено по почте заказным письмом Требование N " ... " от 27.01.2015 г. об уплате недоимки по страховым взносам и пеней в добровольном порядке в срок до 17.02.2015 года. Факт направления требования ответчику подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 28.01.2015 года, имеющимся в материалах дела.
В соответствии с п. 7 ст. 22 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009г. в случае направления требования по почте заказным письмом, оно считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
Согласно реестру поступления платежей, до настоящего времени указанная задолженность по страховым взносам и пеням административным ответчиком не оплачена, что послужило основанием для обращения в суд, поскольку нарушены права ПФР, как страховщика по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 21 Федерального закона от 24.07.2009 г. N212-ФЗ в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно ч. 1.2. ст. 21 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ заявление о взыскании подается органом контроля за уплатой страховых взносов в суд, если общая сумма страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 500 рублей, за исключением случая, предусмотренного частью 2.2 настоящей статьи.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано органом контроля в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Административный истец обратился в суд с ходатайством о восстановлении срока для подачи административного искового заявления, полагая, что исковое заявление было подано с соблюдением сроков.
В соответствии с ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
В силу ч. 4 ст. 93 КАС РФ в случае, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока, срок не считается пропущенным.
Согласно п.5.5 ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Судом установлено, что УПФ РФ в Октябрьском районе г. Ростова-на-Дону исковое заявление было направлено мировому судье судебного участка N7 Октябрьского района г. Ростова-на-Дону 17 июля 2015 года. Определением мирового судьи судебного участка N 7 Октябрьского района г. Ростова-на-Дону от 14 сентября 2015 года гражданское дело направлено по подсудности мировому судье соответствующего судебного участка Ипатовского района Ставропольского края.
Определением мирового судьи судебного участка N 3 Ипатовского района Ставропольского края от 17.11.2015 года производство по делу прекращено по п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ в связи со вступлением ФЗ-N 21 "О введении в действие кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 года.
13 января 2016 года УПФ РФ в Октябрьском районе г. Ростова-на-Дону было направлено в Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону административное исковое заявление к К.Н.Ф. о взыскании недоимки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
Определением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 08 февраля 2016 года административное дело направлено по подсудности в Ипатовский районный суд Ставропольского края.
Поскольку первоначально исковое заявление УПФ РФ в Октябрьском районе г. Ростова-на-Дону к К.Н.Ф. о взыскании недоимки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование направлено в установленный процессуальным законом срок, то есть в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, который в настоящее время истек, суд первой инстанции обоснованно признал причину пропуска срока для подачи административного искового заявления УПФ РФ в Октябрьском районе г. Ростова-на-Дону уважительной, в связи с чем, восстановил процессуальный срок на подачу административного иска.
Удовлетворяя административные исковые требования Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе города Ростов-на-Дону, суд первой инстанции исходил из того, что прекращение К.Н.Ф. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием Арбитражным судом Ростовской области 12 мая 2014 года решения о признании ее несостоятельным (банкротом) и открытии в отношении нее конкурсного производства, не освобождает ее от обязанности возмещения недоимки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, поскольку требование N " ... " от 27 января 2015 года об уплате недоимки по страховым взносам и пеней за 2014 год было выставлено после даты принятия заявления о признании должника банкротом, а следовательно данные обязательные платежи в силу п. 1 ст. 5 Федерального закона от 26 октября 2002 года N127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" являются текущими платежами.
Требования же кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве. Удовлетворение требований кредиторов по текущим платежам в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, производится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (п. п. 2, 3 ст. 5 Федерального закона от 26 октября 2002 года N127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").
Согласно разъяснений, содержащихся в п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 г. N 60 "О некоторых вопросах, связанных с применением Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", требования кредиторов по текущим платежам подлежат предъявлению в суд в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, вне рамок дела о банкротстве (п. п. 2 и 3 ст. 5 Закона).
Вместе с тем, судебная коллегия учитывает, что после вынесения судом первой инстанции решения 05 апреля 2016 года, Арбитражным судом Ростовской области 12 апреля 2016 года вынесено определение о завершении конкурсного производства в отношении индивидуального предпринимателя К.Н.Ф., в котором указано, что требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника с этого момента считаются погашенными, за исключением требований кредиторов о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора.
В п. 28 Постановления Пленума ВАС РФ N 51 от 30.06.2011 года указано, что "после завершения конкурсного производства гражданин считается свободным от исполнения всех оставшихся неудовлетворенными обязательств, связанных с его предпринимательской деятельностью, а также обязательных платежей, основанием для возникновения которых послужила предпринимательская деятельность должника, независимо от того, заявлялись ли указанные требования или обязательные платежи в деле о банкротстве (пункт 4 статьи 25 ГК РФ, пункт 1 статьи 212 Закона о банкротстве). Должник также освобождается от исполнения не связанных с предпринимательской деятельностью и оставшихся неудовлетворенными обязательств и обязательных платежей, которые были предъявлены и учтены в деле о банкротстве в соответствии с пунктом 2 статьи 215 Закона о банкротстве".
Поскольку оставшиеся не исполненными обязательства К.Н.Ф. в виде обязательных платежей возникли именно в связи с осуществлением ею предпринимательской деятельности, а не связаны неразрывно с ее личностью, требования Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе города Ростов-на-Дону на основании п. 9 ст. 142 Федерального закона от 26 октября 2002 года N127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" на момент апелляционного производства считаются погашенными, а К.Н.Ф. считается свободной от внесения заявленных обязательных платежей.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ипатовского районного суда Ставропольского края от 05 апреля 2016 года - отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе города Ростов-на-Дону к К.Н.Ф. о взыскании недоимки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2014 год - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.