Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 02 августа 2016 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Песоцкого В.В.,
судей Брянского В.Ю., Шеховцовой Э.А.,
при секретаре Антонове А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы дела по апелляционной жалобе комитета градостроительства администрации города Ставрополя на решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 07 апреля 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению Н.А.В. к комитету градостроительства администрации города Ставрополя о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги "выдача разрешения на строительство".
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю., выслушав выступление участника процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Н.А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к комитету градостроительства администрации города Ставрополя о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги "выдача разрешения на строительство".
В обоснование иска административный истец указал, что согласно свидетельству о праве собственности от 16 июля 2014 года N " ... " ему принадлежит земельный участок с кадастровым номером " ... ", назначение: земли населенных пунктов - ИЖС, расположенный по адресу: " ... ", площадью " ... " кв.м.
На основании административного регламента комитета градостроительства администрации города Ставрополя, утвержденного приказом комитета градостроительства администрации города Ставрополя от 29 июня 2015 года N 35-од, 24 ноября 2015 года им подано заявление и представлен предусмотренный законодательством пакет документов на выдачу разрешения на строительство объекта капитального строительства - индивидуального жилого дома на принадлежащем ему земельном участке.
Однако письмом комитета от 27 ноября 2015 года N " ... " ему отказано в предоставлении муниципальной услуги в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома.
В своем отказе комитет сослался на несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, поскольку земельный участок по улице " ... " расположен в зоне Р-2 "Зона городских озелененных территорий общего пользования", виды разрешенного использования которой не предполагают строительство объектов индивидуального жилищного строительства.
С учетом того, что земельный участок, расположенный по указанному выше адресу был сформирован и предоставлен для строительства индивидуального жилья до введения в действие установленных требований градостроительного регламента, предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 36 ГрК РФ, в соответствии с которым градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны, комитет градостроительства принял решение об отказе.
При данных обстоятельствах, а также учитывая, что право собственности на земельный участок, в установленном законом порядке не оспаривалось, недействительным не признано, вопрос о выкупе объекта недвижимости принадлежащего административному истцу, в установленном порядке не решался, полагает, что это свидетельствует об отсутствии оснований для запрета осуществления строительства индивидуального жилого дома, на принадлежащем ему земельном участке по улице " ... ".
Считает, что принадлежащий ему на праве собственности земельный участок имеет разрешенный вид использования, а именно под индивидуальную жилую застройку.
Указывает, что является законным правообладателем земельного участка с иным видом разрешенного использования, который возник до принятия правил землепользования и застройки, отказ в выдаче разрешения на строительство жилого дома считает незаконным.
Просил суд признать незаконным отказ комитета градостроительства администрации города Ставрополя в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером " ... ", расположенном по адресу: " ... ".
Обязать комитет градостроительства администрации города Ставрополя оказать муниципальную услугу, выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером " ... " по адресу: " ... ".
Решением Ленинского районного суда города Ставрополя от 07 апреля 2016 года административное исковое заявление удовлетворено.
Признан незаконным отказ комитета градостроительства администрации города Ставрополя в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, на земельном участке с кадастровым номером " ... ", расположенном по адресу: " ... ".
На комитет градостроительства администрации города Ставрополя возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав свобод и законных интересов Н.А.В. путем выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером " ... " по адресу: " ... ".
В апелляционной жалобе представитель комитета градостроительства администрации города Ставрополя Ш.Г.Н. выражает свое несогласие с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Н.А.В. отказать в полном объеме.
Считает решение суда незаконным, вынесенным с нарушением норм материального права.
Указывает, что строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства могут осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом. Для решения вопроса о возможности изменения территориальной зоны заявителю необходимо обратиться в комиссию по землепользованию и застройке города Ставрополя.
Доказательств нарушения органом местного самоуправления прав и интересов административного истца оспариваемым уведомлением в материалы дела не представлено.
Административным истцом не доказано, что уведомление не соответствует нормативным правовым актам.
Полагает, что у комитета градостроительства администрации города Ставрополя не имеется правовых оснований для выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома и отказ комитета в выдаче разрешения на строительство является законным.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Представитель комитета градостроительства администрации города Ставрополя, надлежащим образом уведомленный о дате, времени и месте заседания судебной коллегии, в судебное заседание не явился, сведений об уважительности причин неявки не представил, об отложении слушания дела ходатайств не заявил.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным, а присутствующее лицо не возражало против рассмотрения дела в отсутствие надлежащим образом извещенного и не явившегося в судебное заседание лица в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Н.А.В., просившего решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.
Статья 40 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу положений частей 3 и 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с требованиями статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.Правила землепользования и застройки - нормативные правовые акты, которые устанавливают порядок осуществления градостроительной деятельности на территориях населенных пунктов и обязательны для исполнения всеми лицами, осуществляющими градостроительную деятельность на территории этих населенных пунктов.
Согласно статье 30 Градостроительного Кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно положениям статьи 35 Градостроительного Кодекса РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В соответствии с пунктом 3 статьи 21 Правил землепользования и застройки города Ставрополя, утвержденных решением Ставропольской городской Думы от 27 октября 2010 года N 97, положения настоящих правил не затрагивают земельные участки или объекты капитального строительства, которые существовали до вступления в силу настоящих правил и виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют установленному настоящими Правилами градостроительному регламенту.
Однако, согласно пункту 4 статьи 21 указанных Правил строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства могут осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленный на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются Территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и внесение в него изменений. Карта градостроительного зонирования устанавливает границы территориальных зон.
На сегодняшний день Правила землепользования и застройки, утвержденные решением Ставропольской городской Думы от 27 октября 2010 года N 97, разработаны на основе генерального плана города Ставрополя в соответствии с градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и действуют на всей территории муниципального образования города Ставрополя.
Пункт 3 статьи 1 Правил предусматривают систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах города Ставрополя на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон.
В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальней ремонт.
Из материалов дела усматривается, что Н.А.В. на основании договора купли-продажи недвижимости от 01 июля 2014 года на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: " ... " и земельный участок, общей площадью " ... " кв.м, с кадастровым номером " ... ", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права " ... " от 16 июля 2014 года, свидетельством о государственной регистрации права " ... " от 16 июля 2014 года.
24 ноября 2015 года административным истцом в комитет градостроительства администрации города Ставрополя подано заявление и представлен пакет документов на выдачу разрешения на строительство объекта капитального строительства - индивидуального жилого дома на принадлежащем ему земельном участке.
Письмом комитета от 27 ноября 2015 года N " ... " Н.А.В. отказано в предоставлении данной услуги.
Из уведомления об отказе N " ... " от 27 ноября 2015 года при рассмотрении документов установлено, что согласно градостроительному плану земельного участка от 18 ноября 2015 года N " ... " земельный участок по улице " ... " расположен в зоне Р-2 "Зона городских озелененных территорий общего пользования", виды разрешенного использования которой не предусматривают строительство объектов индивидуального жилищного строительства, в связи с чем, оснований для выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома не имеется.
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка, расположенного по адресу: " ... ", с кадастровым номером " ... " разрешенное использование указанного земельного участка - под индивидуальную жилую застройку, с датой внесения сведений в государственный кадастр - 10 декабря 2005 года.
Единственным документальным подтверждением нахождения спорного объекта в территориальной зоне города Ставрополя является только документ, выданный комитетом градостроительства администрации города Ставрополя (градостроительный план, справка о нахождении земельного участка в той или иной зоне, выкопировка из системы обеспечения градостроительной деятельности).
Проектная документация, а именно схема планировочной организации земельного участка, являющаяся проектным документом, не соответствует градостроительному плану земельного участка в части градостроительного регламента, предусмотренного Правилами землепользования и застройки на территории города Ставрополя для данной территориальной зоны.
В связи с нахождением земельного участка в зоне Р-2 "Зона городских озелененных территорий общего пользования", виды разрешенного использования которой не предусматривают строительство объектов индивидуального жилищного строительства, комитет градостроительства администрации города Ставрополя законно отказал в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения административных исковых требований.
Постановленное судом решение суда первой инстанции не может быть признано отвечающим требованиям части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем, решение суда подлежит отмене.
Судебная коллегия полагает, что административный истец избрал ненадлежащий способ защиты права.
Административный истец не лишен возможности в целях восстановления своих прав обратиться в комиссию по землепользованию и застройке города Ставрополя для решения вопроса о возможности изменения территориальной зоны, на которой расположен земельный участок.
После этого Н.А.В. вправе обратиться за предоставлением муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 07 апреля 2016 года отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований Н.А.В.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.