Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 09 августа 2016 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Песоцкого В.В.,
судей Брянского В.Ю., Мирошниченко Д.С.,
при секретаре Антонове А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы дела по апелляционной жалобе Б.А.А. на решение Изобильненского районного суда Ставропольского края от 16 июня 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению Б.А.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю в лице межмуниципального отдела по Изобильненскому и Труновскому району об оспаривании действий, взыскании судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю., выслушав выступление участника процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Б.А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю в лице межмуниципального отдела по Изобильненскому и Труновскому району об оспаривании действий, выразившихся в приостановлении государственной регистрации права собственности на земельный участок, взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя.
В обоснование иска административный истец указал, что 29 апреля 2016 года обратился в Управление Росреестра по Ставропольскому краю для государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером " ... ", расположенный по адресу: " ... ".
Уведомлением от 19 мая 2016 года государственная регистрация права приостановлена, поскольку нормы законодательства не предусматривают выдел земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения в счет части земельной доли, публикация в газете " ... " от 09 декабря 2015 года не соответствует требованиям пункта 14 статьи 13.1 Федерального закона N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" по причине отсутствия в объявлении сведений о необходимости направления возражений в орган кадастрового учета.
Считает действия регистрирующего органа по приостановлению государственной регистрации права собственности на земельный участок незаконными.
Указывает, что земельный участок в соответствии с действующим законодательством уже выделен и поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер.
Обращает внимание суда на то, что выдел земельного участка произведен в счет доли в размере " ... ", а не в счет части доли, о чем имеется редакция в объявлении газеты, межевом плане, проекте межевания, в решении об утверждении проекта.
Полагает, что регистрирующая служба не может пересматривать выводы кадастровой службы относительно законности постановки на кадастровый учет земельного участка, поскольку таким правом не обладает.
Поскольку действующее законодательство не предусматривает необходимости направления возражений в орган кадастрового учета, отсутствие этих сведений в извещении не может являться препятствием в государственной регистрации права на уже выделенный и поставленный на кадастровый учет земельный участок.
Просил суд признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю в лице государственного регистратора Межмуниципального отдела по Изобильненскому и Труновскому району М.М.С., выразившиеся в приостановлении государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером " ... ", расположенный по адресу " ... ", за Б.А.А. по заявлению N " ... ".
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю в лице государственного регистратора Межмуниципального отдела по Изобильненскому и Труновскому району М.М.С. зарегистрировать право собственности на указанный земельный участок за Б.А.А. по заявлению N " ... ".
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю в пользу Б.А.А. затраты на оплату услуг представителя в размере " ... " рублей.
Решением Изобильненского районного суда Ставропольского края от 16 июня 2016 года в удовлетворении административного искового заявления отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе Б.А.А. выражает свое несогласие с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований. Считает решение суда незаконным, необоснованным, принятым на основании неверно установленных обстоятельств по административному делу.
В возражениях на апелляционную жалобу главный специалист-эксперт Межмуниципального отдела по Изобильненскому и Труновскому району Управления Росреестра по Ставропольскому краю Л.А.И. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Бу.А.А., представитель Межмуниципального отдела по Изобильненскому и Труновскому району Управления Росреестра по Ставропольскому краю в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции. Сведений об уважительности причин неявки, ходатайств об отложении слушания дела не представили.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным, а присутствующее лицо не возражало против рассмотрения дела в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав представителя административного истца Ж.А.Н., поддержавшего доводы, изложенные в апелляционной жалобе в полном объеме, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда.
Судом первой инстанции установлено, что 29 апреля 2016 года Б.А.А. обратился в Управление Росреестра по Ставропольскому краю для государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером " ... ", расположенный по адресу: " ... ".
Из уведомления N " ... " от 19 мая 2016 года следует, что государственная регистрация приостановлена на основании того, что нормы законодательства не предусматривают выдел земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения в счет части земельной доли, публикация в газете " ... " от 09 декабря 2015 года не соответствует требованиям пункта 14 статьи 13.1 Федерального Закона N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" по причине отсутствия в объявлении сведений о необходимости направления возражений в орган кадастрового учета.
Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и иные вещные права на недвижимость, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации. Права, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 122-ФЗ от 21 июля 1997 года "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним носит заявительный характер обращения и проводится в соответствии со статьями 16-18 указанного федерального закона на основании заявления правообладателя, либо уполномоченного им на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, с приложением документов, необходимых для ее проведения.
Порядок проведения государственной регистрации установлен статьей 13 Федерального закона N 122-ФЗ от 21 июля 1997 года "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Выделение земельных долей, долей в праве из земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации регламентируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии со статьей 13 указанного федерального закона участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и упомянутым Федеральным законом.
Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников, долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4-6 статьи 13.
Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли. При этом площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется.
Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном статьей 13.1 настоящего Федерального закона.
Порядок определения размера выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка с учетом состояния и свойств его почвы устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Отсутствие указанного порядка не является препятствием для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.
Земли сельскохозяйственного назначения - это земли за чертой поселений, предоставленные для ведения сельского хозяйства. К ним относят как сельскохозяйственные угодья, так и участки, занятые дорогами, лесополосами и хозяйственными постройками. Пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями подлежат особой охране (являются наиболее ценными, в т.ч. и в стоимостном выражении). То есть в состав земельной доли входят все виды земель и не только пашня или пастбища.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации, как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности
Земельные доли, из которых состоит земельный участок, находящийся в общей долевой собственности граждан, представляют собой имущественное право участника долевой собственности на долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.
Собственник земельной доли не может использовать ее для ведения сельскохозяйственного производства либо передать в аренду. Для этого необходимо осуществить выдел доли в натуре. Это право может быть реализовано по усмотрению собственника доли, который не обязан представлять какие-либо обоснования другим участникам долевой собственности о причинах, побудивших его это сделать.
Выделение земельной доли в натуре - это переход части земельного участка, находящегося в общей собственности, в собственность участника долевой собственности. При этом, последний перестает быть участником долевой собственности.
Выдел доли в натуре, прежде всего, означает завершение права общей собственности, и появлении новых самостоятельных объектов права. Он возможен только при условии не причинения ущерба имуществу, нарушения прав третьих лиц.
Земельная доля, которую административный истец желает оставить в качестве доли в указанном земельном массиве невозможно в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно пунктам 3, 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. В соответствии с указанным Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
В действующем законодательстве отсутствуют нормы, регламентирующие выдел земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения в счет части земельной доли либо земельной доли меньше установленного размера в порядке приватизации сельскохозяйственных угодий.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований в полном объеме.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
С учетом изложенного решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Изобильненского районного суда Ставропольского края от 16 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.