Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 09 августа 2016 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Песоцкого В.В.,
судей Брянского В.Ю., Мирошниченко Д.С.,
при секретаре Антонове А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы дела по апелляционной жалобе Л.Д.А. на решение Буденновского городского суда Ставропольского края от 02 июня 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению Л.Д.А. к администрации города Буденновска об оспаривании постановления от 04 апреля 2016 года N " ... " "О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях" и возложении обязанности восстановить в очереди по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с даты постановки на указанный учет.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю., выслушав выступление участника процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Л.Д.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города Буденновска об оспаривании постановления от 04 апреля 2016 года N " ... " "О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях" и возложении обязанности восстановить в очереди по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с даты постановки на указанный учет.
В обоснование иска административный истец указал, что с 19 января 2004 года состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по категории ветеран боевых действий.
Постановлением администрации города Буденновска Ставропольского края от 04 апреля 2016 года N " ... " "О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещения" он снят с учета на основании протокола N " ... " заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации города Буденновска от 01 апреля 2016 года в соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Считает указанное решение общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации города Буденновска и постановление администрации города Буденновска Ставропольского края необоснованным и нарушающим его права, предусмотренные Федеральным законом "О ветеранах", поскольку он относиться к категории ветеран боевых действий, жилого помещения в собственности не имеет и нуждается в нем для постоянного проживания, его супруга и дети не являются нанимателями жилых помещений по договорам социальной найма, в собственности жилых помещений не имеют.
Просил суд признать незаконным постановление администрации города Буденновска Ставропольского края от 04 апреля 2016 года N " ... " "О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях" в части снятия с учета в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по категории ветеран боевых действий.
Возложить на администрацию города Буденновска Ставропольского края обязанность восстановить в очереди по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты постановки на указанный учет.
Решением Буденновского городского суда Ставропольского края от 02 июня 2016 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Л.Д.А. выражает свое несогласие с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
Считает, что решение суда является незаконным и необоснованным, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Указывает, что ветераны боевых действий отнесены к специальной категории граждан, поэтому трактовка основания снятия с учета в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, исходя из общих норм жилищного законодательства, противоречит положениям Федерального закона "О ветеранах" о предоставлении жилья ветеранам боевых действий, как лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вне зависимости от положений пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В возражениях на апелляционную жалобу глава города Буденновска Ш.В.В. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Указывает, что в соответствии с произведенным расчетом обеспеченности жилой площадью, на каждого члена семьи Л.Д.А. приходится более учетной нормы, при которой гражданин признается нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Л.Д.А., представитель общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации города Буденновска в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции. Сведений об уважительности причин неявки, ходатайств об отложении слушания дела не представили.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным, а присутствующее лицо не возражало против рассмотрения дела в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав представителя администрации города Буденновска П.О.В., просившую решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий предоставляется такая мера социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона N 5-ФЗ.
На основании пункта 1 статьи 23.2 Федерального закона N 5-ФЗ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 Федерального закона N 5-ФЗ категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г., и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона N 5-ФЗ категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Граждане, перечисленные в подпункте 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 г. (инвалиды и ветераны боевых действий, военнослужащие и лица, к ним приравненные, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), могут быть обеспечены жильем путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.В соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 17 декабря 2008 года N 200-п "О предоставлении субсидий на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" данная выплата осуществляется при наличии волеизъявления указанных граждан, выраженного в поданном ими письменном заявлении в орган, осуществляющий их жилищный учет.
Субсидии предоставляются гражданам в порядке очереди, исходя из даты принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Органы местного самоуправления поселений уточняют списки граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в сроки, установленные федеральными законами, и ежегодно до 20 декабря представляют в министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края в порядке, им определяемом, уточненные списки граждан, исходя из даты принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Органы местного самоуправления несут ответственность за полноту и достоверность представляемых в министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края списков.
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 13 ноября 2010 года N 186 "О Порядке представления в министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края списков граждан, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" ежегодно до 20 декабря органы местного самоуправления уточняют списки граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, включенных в списки текущего года на обеспечение жильем в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации": проверяют право на обеспечение жильем, исключают умерших, выбывших и утративших право на обеспечение жильем, включают в список принятых на жилищный учет в текущем году граждан.
Согласно статье 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений.
Судом первой инстанции установлено, что на основании Постановления Главы города Буденновска Ставропольского края от 19 января 2004 года N " ... " и протокола N " ... " от 08 января 2004 года заседания общественной комиссии по жилищным при администрации города Будённовска Л.Д.А. поставлен на квартирный учет, как участник боевых действий, проживающий в жилом помещении, расположенном по адресу: " ... ", жилой площадью (2-х комнат) - " ... " кв.м. Вместе с ним по договору найма проживали его мать, сестра и сожитель матери (всего четыре человека).
Согласно решению исполнительного комитета Ставропольского краевого совета народных депутатов от 21 ноября 1990 года N 325 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в крае" нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 9 кв. метров.
На день постановки на учет Л.Д.А., жилая площадь помещения составляла " ... " кв.м, и обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи составляла менее 9 кв.м.
При перерегистрации в декабре 2015 года Л.Д.А. представлены документы, согласно которым его мать Л.Н.В. стала собственником квартиры 55,56 в доме " ... ", площадью " ... " кв.м., и квартиры 1 дома N " ... " по улице " ... " села " ... ", общей площадью " ... " кв.м.
Изменился и состав семьи Ло.Д.А., жена Л.Н.С. 28 сентября 1987 года рождения, дети - сын Л.К.Д., 24 марта 2006 года рождения, дочь Л.А.Д., 06 января 2014 года рождения, которые зарегистрированы по месту жительства, по адресу: " ... ". Л.К.Д. и его мать Л.Н.В. прописаны и проживают в квартире N " ... " в доме " ... ".
В соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Следовательно, Л.Д.А. является членом семьи собственника жилых помещений.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется, исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Таким образом, Л.Н.В., членом семьи которой является административный истец Л.Д.А., на праве собственности принадлежат жилые помещения общей площадью " ... " кв. м.: квартира " ... ", по адресу: " ... ", общей площадью, согласно свидетельства о государственной регистрации права, " ... " кв.м., и квартира N " ... " по адресу: " ... ", общей площадью, согласно свидетельства о регистрации права, " ... " кв.м. Следовательно, на каждого члена семьи приходится " ... " кв.м., что более нормы, при которой гражданин признается нуждающимся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в крае.
Улучшение жилищных условий одного из членов семьи, ведет к улучшению жилищных условий всей семьи.
На основании части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации принято решение снять Л.Д.А. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что постановление администрации города Буденновска Ставропольского края от 04 апреля 2016 года N " ... " "О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещения" является законным.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
С учетом изложенного решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Буденновского городского суда Ставропольского края от 02 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.