Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 16 августа 2016 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Песоцкого В.В.,
судей Брянского В.Ю., Товчигречко М.М.,
при секретаре Антонове А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы дела по апелляционной жалобе Г.Р.В. на решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 26 мая 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению МИФНС России N 13 по Краснодарскому краю к Г.Р.В. о взыскании задолженности по налогам и пени.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
МИФНС России N 13 по Краснодарскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к Г.Р.В. о взыскании задолженности по налогам и пени.
В обоснование иска административный истец указал, что Г.Р.В. в связи с наличием у нее в собственности земельного участка, являлась в 2012-2013 году плательщиком земельного налога в соответствии со статьей 388 НК РФ.
Налогоплательщику были направлены налоговые уведомления: за 2012 год N" ... " с расчетом земельного налога по сроку уплаты до 01 ноября 2013 года, за 2013 год N " ... " с расчетом имущественного, земельного и транспортного налогов, со сроком уплаты до 05 ноября 2014 года. Согласно уведомлению общая сумма подлежащих уплате налогов составила " ... " рубля.
В установленный законом срок налогоплательщик уплату налога не произвел, что послужило основанием для направления Г.Р.В. требования об уплате налога N" ... " от 19 ноября 2013 года со сроком погашения задолженности до 09 декабря 2013 года, N" ... " от 19 декабря 2014 года со сроком погашения задолженности до 04 февраля 2015 года. Однако данные требования оставлены налогоплательщиком без исполнения.
МИФНС России N 13 по Краснодарскому краю обратилась к мировому судье судебного участка N187 Отрадненского района с заявлением на выдачу судебного приказа. Судебный приказ был вынесен 23 апреля 2015 года, однако, определением мирового судьи судебного участкаN187 Отрадненского района от 06 мая 2015 года судебный приказ отменен.
Административный истец просил суд взыскать с Г.Р.В. сумму неуплаченного земельного налога и пени в размере " ... " рубля.
Обязать перечислить в УФК по Краснодарскому краю земельный налог в сумме " ... " рубля, пени по земельному налогу в сумме " ... " рубль.
Решением Ленинского районного суда города Ставрополя от 26 мая 2016 года административные исковые требования удовлетворены частично.
Взыскана с Г.Р.В. сумма неуплаченного земельного налога и пени за 2013 год в сумме " ... " рубль " ... " копеек, из которых налог " ... " рублей " ... " копейки, пени в размере " ... " рублей " ... " копеек и возложена обязанность перечислить указанную сумму в УФК по Краснодарскому краю.
В удовлетворении требования о взыскании с Г.Р.В. суммы неуплаченного земельного налога и пени за 2012 год в сумме " ... " рубля " ... " копеек, из которых налог " ... " рублей " ... " копейки, пени в размере " ... " рублей " ... " копейки - отказано.
В апелляционной жалобе Г.Р.В. выражает свое несогласие с решением суда, просит его отменить в части взыскания суммы неуплаченного земельного налога и пени за 2013 год и принять новое решение об отказе в удовлетворении указанного требования.
Полагает, что административный истец обратился в суд с требованием о взыскании земельного налога и пени за 2013 год с пропуском шестимесячного срока, установленного пунктом 3 статьи 48 НК РФ.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Г.Р.В., представитель МИФНС России N 13 по Краснодарскому краю в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции. Сведений об уважительности причин неявки, ходатайств об отложении слушания дела не представили.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отложения дела не имеется, в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ судебная коллегия находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.
Из пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 гда N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" также следует, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в реестре.
Пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 29 ноября 2004 года N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установлено, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на земельные участки и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с действующим законодательством имеют равную юридическую силу, с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно пункту 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организацией и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Пункт 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что обязанность по уплате налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Для налогоплательщика, являющегося физическим лицом, налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, представленных органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации)
Налоговым периодом для уплаты земельного налога признается календарный год (ст. 393 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим периодом.
Статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Согласно пункту 2 этой же статьи Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 324-ФЗ) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Как установлено судом, согласно свидетельству, представленному Главой Попутненского сельсовета поселения Отрадненского района, N " ... " от 16 декабря 1992 года, Г.Р.В. является собственником земельного участка по адресу: " ... ". Указанное свидетельство составлено в двух экземплярах, один из которых выдан Г.Р.В., что подтверждается ее личной подписью на свидетельстве. Свидетельство является временным документом и действует до выдачи государственного акта на право собственности на землю.
Право собственности на указанный земельный участок у административного ответчика возникло до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Свидетельство N " ... " от 16 декабря 1992 года имеет равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Кроме того, в кадастровом паспорте земельного участка по адресу: " ... " в качестве правообладателя земельного участка указана Г.Р.В., вид права - собственность.
Г.Р.В. в соответствии со статьей 388 НК РФ является плательщиком земельного налога.
МИФНС N 13 по Краснодарскому краю произведено начисление по земельному налогу за 2012 и 2013 год.
Для уплаты налога за 2012 год Г.Р.В. направлено налоговое уведомление N " ... ", в котором указано на обязанность уплатить земельный налог до 01 ноября 2013 года в размере " ... " рублей " ... " копейки
В связи с тем, что в сроки, установленные законодательством, Г.Р.В. не оплатила налог за 2012, ей в порядке досудебного урегулирования направлено требование N " ... " об уплате земельного налога и пени в срок до 09 декабря 2013 года.
Для уплаты налога за 2013 год Г.Р.В. направлено налоговое уведомление N " ... ", в котором указано на обязанность уплатить земельный налог до 05 ноября 2014 года в размере " ... " рублей " ... " копейки
В связи с тем, что в сроки, установленные законодательством, Г.Р.В. не оплатила налог за 2013, ей в порядке досудебного урегулирования направлено требование N " ... " об уплате земельного налога и пени в срок до 04 февраля 2015 года.
Поскольку срок исполнения требования о взыскании земельного налога за 2012 год до 09 декабря 2013 года, установленный статьей 48 НК РФ срок на обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности по налогу за 2012 истекает 10 июня 2014 года.
Поскольку срок исполнения требования о взыскании земельного налога за 2013 год до 04 февраля 2015 года, установленный статьей 48 НК РФ срок на обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности по налогу за 2013 истекает 05 августа 2015 года.
Согласно определению мирового судьи судебного участка N 187 Отрадненского районного суда от 06 мая 2015 года отменен судебный приказ от 23 апреля 2015 года по заявлению МИФНС N 13 по Краснодарскому краю о взыскании с Г.Р.В. задолженности по земельному налогу и пени.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, о пропуске административным истцом срока на предъявление административного иска о взыскании задолженности по земельному налогу за 2012 год. Заявления о восстановлении пропущенного процессуального срока административным истцом не представлено. Административное исковое заявление о взыскании задолженности по налогу за 2013 год подано в установленной срок, поскольку согласно материалам дела административное исковое заявление направлено в суд почтовой связью 05 ноября 2015 года (л.д. 27), с соблюдением срока, а уже в суд поступило 09 ноября 2015 года.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении административного искового заявления в части взыскания с Г.Р.В. неуплаченного земельного налога за 2013 год в размере: налог " ... " рублей " ... " копейки, пени в размере " ... " рублей " ... " копеек, что подтверждается расчетом административного истца.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
С учетом изложенного решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 26 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.