Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 16 августа 2016 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Песоцкого В.В.,
судей Брянского В.Ю., Товчигречко М.М.,
при секретаре Антонове А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы дела по апелляционной жалобе П.А.В., М.Л.В., Л.О.М., Т.В.И., О.А.В. на решение Предгорного районного суда Ставропольского края от 16 мая 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению П.А.В., М.Л.В., Л.О.М., Т.В.И., О.А.В. к администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края о признании незаконными постановлений, градостроительного плана и разрешения на строительство.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю., выслушав выступления участников процесса, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
П.А.В., М.Л.В., Л.О.М., Т.В.И., О.А.В. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края о признании незаконным постановления от 29 июня 2015 года N " ... " "Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: " ... ", для размещения проектируемого объекта капитального строительства "Жилой дом квартирного типа от 3-х и более этажей, в том числе со встроено-пристроенными помещениями" и Градостроительного плана земельного участка " ... " от 29 июня 2015 года; постановления от 26 августа 2015 года N " ... " "О выдаче М.Е.С. разрешения на строительство объекта капитального строительства "Многоквартирный дом со встроенными магазинами и нежилыми строениями в цокольном этаже станица " ... "" на предоставленном в собственность земельном участке по адресу: " ... ""; постановления от 08 сентября 2015 года N " ... " "О внесении изменений в постановление администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края от 26 августа 2015 года N " ... ""; разрешения на строительство объекта капитального строительства "Многоквартирный дом со встроенными магазинами и нежилыми помещениями в цокольном этаже станица " ... " (6 этажей), N " ... " от 08 сентября 2015 года" и возложении обязанности на администрацию Предгорного муниципального района Ставропольского края прекратить действие вышеуказанного разрешения.
В обоснование иска административные истцы указали, что в станице " ... ", ведется строительство многоквартирного жилого шестиэтажного дома застройщиком М.Е.С. на земельном участке, принадлежащем ей на праве собственности на основании договора дарения от 21 апреля 2010 года. Разрешённое использование земельного участка - для ведения личного подсобного хозяйства, под жилую тройку, площадью " ... " кв.м.
М.Е.С. обратилась с заявлением к главе муниципального образования Ессентукский сельсовет Предгорного района об изменении вида разрешённого использования её земельного участка с вида "для ведения иного подсобного хозяйства под жилую застройку" - состав зоны Ж-1 на вид "строительство жилых домов квартирного типа от трех и более этажей, в том числе со встроенно-пристроенными помещениями" - состав зоны Ж-3.
Решением Совета депутатов муниципального образования Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края изменён состав зоны "Ж-1 Зона застройки индивидуальными жилыми домами" в отдельно взятом из данной зоны земельном участке по адресу: " ... ", на состав жилой зоны "Ж-3 Зона многоэтажной застройки (от трех этажей и выше)".
Принятие данного решения позволило М.Е.С. получить разрешение на строительство многоквартирного дома (шесть этажей), со встроенными магазинами и нежилыми помещениями в цокольном этаже.
Административные истцы полагают, что указанный земельный участок на сегодняшний день находится в зоне Ж-1 и, следовательно, в соответствии с Правилами землепользования и застройки станицы Ессентукской и поселка Горный Предгорного района, по-прежнему предназначен для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства. Все вышеназванные документы, принятые и выданные администрацией Предгорного муниципального района Ставропольского края, являются недействительными, нарушают нормы действующего законодательства, права и законные интересы административных истцов.
Административные истцы просили суд: признать Постановление администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края от 29 июня 2015 года N " ... " "Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: " ... ", для размещения проектируемого объекта капитального строительства "Жилой дом квартирного типа от 3-х и более этажей, в том числе со встроено-пристроенными помещениями", градостроительный план земельного участка от 29 июня 2015 года, постановление администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края от 26 августа 2015 года N " ... " "О выдаче М.Е.С. разрешения на строительство объекта капитального строительства "Многоквартирный дом со встроенными магазинами и нежилыми строениями в цокольном этаже станица " ... "" на предоставленном в собственность земельном участке по адресу: " ... "", постановление администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края от 08 сентября 2015 года N " ... " "О внесении именений в постановление администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края от 26 августа 2015 года N " ... "", разрешение на строительство объекта капитального строительства многоквартирный дом со встроенными магазинами и нежилыми помещениями в цокольном этаже станица " ... " (6 этажей), N " ... " от 08 сентября 2015 года, незаконными полностью, как не соответствующие законодательным актам Российской Федерации и нарушающие конституционные права, свободы и законные интересы административных истцов;
Обязать административного ответчика прекратить действие разрешения на строительство объекта капитального строительства "Многоквартирный дом со встроенными магазинами и нежилыми помещениями в цокольном этаже станица " ... " (6 этажей), N " ... " от 08 сентября 2015 года.
Решением Предгорного районного суда Ставропольского края от 16 мая 2016 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе П.А.В., М.Л.В., Л.О.М., Т.В.И., О.А.В. выражают свое несогласие с решением суда, просят его отменить полностью и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления. Считают решение суда незаконным и необоснованным, поскольку обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, неправильно определены судом и не приняты во внимание. Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам административного искового заявления.
В возражениях на апелляционную жалобу М.Е.С. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
П.А.В., М.Е.С. в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции. Сведений об уважительности причин неявки, ходатайств об отложении слушания дела не представили.
Т.В.И., М.Л.В. в суд апелляционной инстанции не явились, извещение о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции вернулось в адрес суда в связи с истечением срока хранения.
Неполучение лицами, участвующими в деле, направляемого судом извещения о времени и месте рассмотрения дела, при отсутствии уведомления судебной коллегии об изменении адреса места жительства свидетельствует об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав.
Судебная коллегия признает уведомление Т.В.И., М.Л.В. о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным, а присутствующие лица не возражали против рассмотрения дела в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав Л.О.М., О.А.В., поддержавших доводы, изложенные в апелляционной жалобе в полном объеме, представителя администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края Г.Н.Д., просившую решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, Г.Т.Р. в интересах М.Е.К., поддержавшую возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом, М.Е.С. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью " ... " кв.м., расположенный в станице " ... ", с кадастровым номером " ... ", с видом разрешенного использования - строительство жилых домов квартирного типа от трех и более этажей, в том числе со встроено-пристроенными помещениями, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23 июня 2015 года " ... ". Свидетельство серии " ... " от 26 декабря 2014 года, на которое ссылаются административные истцы, погашено, о чем имеется соответствующая запись регистрирующего органа от 23 июня 2015 года.
На момент обращения в администрацию о подготовке, утверждению градостроительного плана и получении разрешения на строительство, М.Е.С. принадлежал указанный выше земельный участок с видом разрешенного использования - строительство жилых домов квартирного типа от трех и более этажей, в том числе со встроенно-пристроенными помещениями.
В июне 2015 года по заявлению М.Е.С. администрацией подготовлен и утвержден постановлением администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края N " ... " от 29 июня 2015 года градостроительный план земельного участка для размещения проектируемого объекта капитального строительства "Жилой дом квартирного типа от трех и более этажей, в том числе со встроено-пристроенными помещениями".
На основании указанного постановления, градостроительный план зарегистрирован с присвоением номера " ... ".
М.Е.С. выдано разрешение на строительство за N " ... ", (постановление администрации Предгорного района Ставропольского края N " ... " от 26 августа 2015 года). В дальнейшем, администрацией внесены изменения в данное постановление и 08 сентября 2015 года М.Е.С. выдано разрешение на строительство N " ... " (постановление администрации N " ... " от 08 сентября 2015 года).
В соответствии со статьей 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
В составе градостроительного плана земельного участка указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения; границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Ни одна из этих характеристик земельного участка не устанавливается собственно градостроительным планом. Они утверждаются в результате действий правообладателя земельного участка, уполномоченных органов публичной власти и организаций, совершаемых не в рамках подготовки градостроительного плана.
Из содержания статьи 44 ГрК РФ следует, что градостроительный план земельного участка относится к градостроительной документации и является документом, который не устанавливает каких-либо прав и ограничений, а содержит сведения, позволяющие идентифицировать земельный участок и определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, объектам недвижимости, линейным объектам, другим объектам и зонам.
Согласно части 2 приведенной нормы, подготовка градостроительного плана земельного участка может осуществляться в виде отдельного документа вне проекта межевания территории. Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок подготовки таких планов регламентирован в части 17 статьи 46 ГрК РФ, из которой следует, что, в случае обращения физического или юридического лица в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Градостроительный план земельного участка, по своей правовой природе, выполняет информационную функцию, поскольку в нем собрана информация обо всех строительных характеристиках предназначенного для застройки земельного участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях.
Градостроительный план земельного участка, выданный М.Е.С., соответствует форме, утвержденной Приказом Минрегионразвития Российской Федерации от 10 мая 2011 года N 207, выдан уполномоченным лицом в соответствии с законом и территориальным зонированием.
Оспариваемый градостроительный план, в котором указаны предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельного участка объекта капитального строительства, максимальный процент застройки в границах земельного участка и иные показатели, воспроизводит положения статей 30 и 38 ГрКРФ.
Возможность отмены ранее выданного градостроительного плана земельного участка ГрК РФ не предусмотрена.
Правовой акт, как нормативный, так и ненормативный характеризуют его последствия: возникновение, изменение либо прекращение прав и обязанностей у адресатов правового акта. Издание таких актов осуществляется в рамках исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти.
Градостроительный план земельного участка является юридически значимым документом, не относящимся к правовым актам, поскольку, является документом, который не устанавливает каких-либо прав и ограничений, а содержит сведения, позволяющие идентифицировать земельный участок и определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства и т.д., а также сведения, необходимые для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах земельного участка.
Градостроительный план и решение о его утверждении не являются правовыми актами органов публичной власти, которые могут затрагивать чьи-то права и интересы и обжаловаться в судебных органах.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что правовых оснований для удовлетворения требований административных истцов о признании незаконным градостроительного плана земельного участка и постановления администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края N 1423 от 29 июня 2015 года не имеется.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что решение суда в части отказа в признании незаконным постановления администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края от 26 августа 2015 года N " ... " "О выдаче М.Е.С. разрешения на строительство объекта капитального строительства "Многоквартирный дом со встроенными магазинами и нежилыми строениями в цокольном этаже станица " ... "" на предоставленном в собственность земельном участке", постановления администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края от 08 сентября 2015 года N " ... " "О внесении изменений в постановление администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края от 26 августа 2015 года N " ... "", разрешения на строительство объекта капитального строительства "Многоквартирный дом со встроенными магазинами и нежилыми помещениями в цокольном этаже станица " ... " (6 этажей) N " ... " от 08 сентября 2015 года" подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября 2003 года в полномочия совета депутатов Ессентукского сельсовета Предгорного района не входили функции по утверждению внесения изменений в Правила землепользования и застройки станицы Ессентукской и поселка Горный Предгорного района Ставропольского края на момент принятия решения N " ... " от 27 мая 2015 года, поскольку с 01 января 2015 года такие полномочия перераспределены администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края. Таким образом, решение совета депутатов Ессентукского сельсовета N " ... " от 27 мая 2015 года отменено решением совета депутатов Ессентукского сельсовета N " ... " от 28 января 2016г., что свидетельствует о том, что в Правила землепользования и застройки фактически не вносились изменения относительно состава жилой зоны с Ж-1 на Ж-3.
Главой администрации Ессентукского сельсовета Предгорного района Ставропольского края принято постановление администрации Ессентукского сельсовета Предгорного района Ставропольского края N " ... " от 20 апреля 2016 года "Об отмене постановления администрации Ессентукского сельсовета Предгорного района Ставропольского края N " ... " от 03 июня 2015 года "О разрешении изменения одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид М.Е.С.".
При таких обстоятельствах, нельзя признать законными постановление о выдаче разрешения на строительство, само разрешение на строительство, с учетом внесенных в них последующих изменений.
Согласно статье 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1); пропуск срока на обращение в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8).
Судебная коллегия полагает не верным вывод суда первой инстанции о пропуске административными истцами срока на обращение в суд, поскольку оспариваемые акты стали иметь статус незаконных и нарушающих их права и законные интересы с 28 января 2016 года, после принятия советом депутатов муниципального образования Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края решения N " ... " "Об отмене Решения совета депутатов муниципального образования Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края от 27 мая 2015 года N " ... " "Об утверждении внесения изменения в Правила землепользования и застройки станицы Ессентукская и поселка Горный муниципального образования Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края".
О нарушении прав административным истцам стало известно 10 марта 2016 года из ответа исполняющего главы администрации Предгорного района Ставропольского края Л.С.В., в котором указано, что администрация не отменяет свои постановления.
Административное исковое заявление подано в суд 16 марта 2016 года в пределах установленного статьей 219 КАС РФ трехмесячного срока.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Предгорного районного суда Ставропольского края от 16 мая 2016 года в части отказа в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконным постановления администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края N " ... " от 29 июня 2015 года "Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: " ... ", для размещения проектируемого объекта капитального строительства "Жилой дом квартирного типа от трех и более этажей, в том числе со встроенно-пристроенными помещениями" и градостроительного плана земельного участка от 29 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Это же решение в части отказа в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконными постановления администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края от 26 августа 2015 года N " ... " "О выдаче М.Е.С. разрешения на строительство объекта капитального строительства "Многоквартирный дом со встроенными магазинами и нежилыми строениями в цокольном этаже станица " ... "" на предоставленном в собственность земельном участке", постановления администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края от 08 сентября 2015 года N " ... " "О внесении изменений в постановление администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края от 26 августа 2015 года N " ... "", разрешения на строительство объекта капитального строительства "Многоквартирный дом со встроенными магазинами и нежилыми помещениями в цокольном этаже станица " ... " (6 этажей) N " ... " от 08 сентября 2015 года" - отменить.
Принять по делу в этой части новое решение, которым удовлетворить административные исковые требования П.А.В., М.Л.В., Л.О.М., Т.В.И., О.А.В.
Обязать администрацию Предгорного муниципального района Ставропольского края устранить допущенные нарушения в полном объеме.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.