Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 16 августа 2016 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Песоцкого В.В.,
судей Брянского В.Ю., Товчигречко М.М.,
при секретаре Антонове А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы дела по апелляционной жалобе К.О.А. на решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 17 февраля 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю об установлении административного надзора в отношении К.О.А.
В отношении Кравченко Олега Анатольевича установлен административный надзор сроком на восемь лет со дня постановки на учет в отделе МВД России по избранному месту жительства или пребывания, с установлением следующих административных ограничений: запрет на пребывание в кафе, барах, ресторанах и ночных клубах; запрет на посещение мест проведения массовых мероприятий - демонстраций, шествий, пикетов, забастовок, митингов и участия в них; запрет на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 22 часов до 06 часов каждых суток; запрет на выезд за пределы муниципального образования субъекта Российской Федерации по месту его жительства или пребывания; с возложением обязанности являться для регистрации два раза в месяц в отдел МВД России по месту его жительства или пребывания.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю. об обстоятельствах рассматриваемого дела, существе апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав выступление участников процесса, заключение прокурора, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Начальник ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении К.О.А. сроком на восемь лет со дня постановки на учет в отделе МВД России по избранному месту жительства или пребывания, с установлением следующих административных ограничений: запрет на пребывание в кафе, барах, ресторанах и ночных клубах; запрет на посещение мест проведения массовых мероприятий - демонстраций, шествий, пикетов, забастовок, митингов и участия в них; запрет на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 22 часов до 06 часов каждых суток; запрет на выезд за пределы муниципального образования субъекта Российской Федерации по месту его жительства или пребывания; с возложением обязанности являться для регистрации два раза в месяц в отдел МВД России по месту его жительства или пребывания.
Решением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 17 февраля 2016 года административное исковое заявление удовлетворено в полном объеме.
В апелляционной жалобе К.О.А. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, нарушающее его законные права и интересы.
В возражениях на апелляционную жалобу начальник ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю Б.Н.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Предствитель ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю, Ставропольский межрайонный прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях края, Георгиевский межрайонный прокурор Б.С.А., надлежащим образом уведомленные о дате, времени и месте заседания судебной коллегии, в судебное заседание не явились. От начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю Б.Н.А. поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным, а присутствующие лица не возражали против рассмотрения дела в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав К.О.А., его представителя Х.С.П., поддержавших доводы, изложенные в апелляционной жалобе в полном объеме, заключение прокурора Л.Е.В., указавшей на отсутствие предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, и на необходимость дополнения установленных ограничений указанием на запрет выезда за пределы муниципального образования субъекта Российской Федерации по месту его жительства или пребывания без разрешения органа внутренних дел, а также на установление административного надзора сроком на восемь лет со дня постановки на учет в отделе МВД России по избранному месту жительства или пребывания за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается для предупреждения совершения преступлений и других правонарушений, оказания на поднадзорных лиц индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно части 1 статьи 3 ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
В силу части 3 статьи 3 ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
Частью 1 статьи 4 ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" предусмотрены административные ограничения, которые могут устанавливаться в отношении поднадзорного лица.
В соответствии со статьей 5 ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается в отношении: 1) лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости; 2) лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания; срок административного надзора исчисляется в отношении: 1) лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лица, указанного в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания; 2) лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что К.О.А., 07 сентября 1974 года рождения, приговором Изобильненского районного суда Ставропольского края от 24 декабря 2013 года осужден по пункту "а" части 3 статьи 158 УК РФ к лишению свободы сроком на 2 года 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, в его действиях установлен опасный рецидив преступлений.
К.О.А. за период отбытия наказания в местах лишения свободы имеет тринадцать взысканий, одно из которых пучено до вступления приговора в законную силу, остальные у него действующие, характеризуюется отрицательно, является нарушителем установленного порядка отбывания наказания, где, посещая мероприятия воспитательного характера, соответствующие положительные выводы не делает и от воровских законов и традиций не отказался, до осуждения не работал, семьи, детей не имеет.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об установлении в отношении К.О.А. административного надзора сроком на восемь лет с возложением административных ограничений, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, представленным доказательствам, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в их совокупности в соответствии со ст. 84 КАС РФ, а также требованиям закона, которым руководствовался суд, подробно изложив их в обжалуемом решении.
Вместе с тем, судебная коллегия учитывает, что многие поднадзорные лица, встав на путь исправления и трудоустроившись, имеют сменный график работы, работают вахтовым методом, с командировками в различные регионы страны. Установление в отношении данных лиц таких административных ограничений, как запрет на выезд за пределы муниципального образования субъекта Российской Федерации по месту его жительства или пребывания и запрет на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 22 часов до 06 часов каждых суток, без учета характера работы, заведомо обрекает поднадзорное лицо на нарушение этих ограничений. С учётом этого судебная коллегия полагает необходимым изменить указанные ограничения, указав на запрет К.О.А. выезжать за пределы муниципального образования субъекта Российской Федерации по месту жительства или пребывания без разрешения органа внутренних дел, на запрет пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания с 22 часов до 06 часов каждых суток, за исключением случаев, когда такое отсутствие связано с характером его работы.
Кроме того, согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" решение суда необходимо дополнить указанием на установление административного надзора сроком на восемь лет со дня постановки на учет в отделе МВД России по избранному месту жительства или пребывания за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
При таких обстоятельствах, решение суда в указанной части следует изменить.
Частью 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц.
Тем самым ограничения, установленные Федеральным законом N 64-ФЗ, согласуются с положениями Конституции Российской Федерации, и подлежат применению в отношении определенной категории граждан, в данном случае в отношении К.О.А.
На основании ст. 10 Федерального закона N 64-ФЗ К.О.А., как поднадзорное лицо в дальнейшем вправе обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также частичной отмене установленных судом административных ограничений.
В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона N 64-ФЗ, административный надзор может быть прекращен судом по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные указанным законом и положительно характеризуется по месту работы и (или) учебы.
Доводы жалобы являются несостоятельными, поскольку возможность установления в судебном порядке административного надзора прямо предусмотрена законом. Административный надзор не является наказанием за совершенное преступление, не устанавливает и не отягчает ответственность.
Приводимые К.О.А. в апелляционной жалобе доводы в обоснование несогласия с решением, не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о незаконности решения, не могут быть приняты во внимание, поскольку не являются основанием к отмене решения суда.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 17 февраля 2016 года в части удовлетворения административных исковых требований об установлении административного надзора оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Это же решение в части установления административных ограничений в виде запрета на выезд за пределы муниципального образования субъекта Российской Федерации по месту его жительства или пребывания и запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 22 часов до 06 часов каждых суток изменить, дополнив административные ограничения указанием на запрет выезда за пределы муниципального образования субъекта Российской Федерации по месту жительства или пребывания без разрешения органа внутренних дел, на запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 22 часов до 06 часов каждых суток, за исключением случаев, когда такое отсутствие связано с характером работы, а также указать на установление административного надзора сроком на восемь лет со дня постановки на учет в отделе МВД России по избранному месту жительства или пребывания за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.