Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 16 августа 2016 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Песоцкого В.В.,
судей Брянского В.Ю., Товчигречко М.М.,
при секретаре Антонове А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы дела по апелляционной жалобе Р.Е.А. на решение Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 20 июня 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю к Р.Е.А. об установлении административного надзора.
В отношении Р.Е.А. установлен административный надзор сроком на восемь лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с установлением следующих административных ограничений: запрет выезда за пределы Ставропольского каря без разрешения органа внутренних дел по месту жительства или пребывания; с возложением обязанности являться для регистрации два раза в месяц в отдел МВД России по избранному месту жительства или пребывания.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю. об обстоятельствах рассматриваемого дела, существе апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Начальник ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Р.Е.А. на срок восемь лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с установлением следующих административных ограничений: запрет выезда за пределы Ставропольского каря без разрешения органа внутренних дел по месту жительства или пребывания; с возложением обязанности являться для регистрации два раза в месяц в отдел МВД России по избранному месту жительства или пребывания.
Решением Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 20 июня 2016 года административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Р.Е.А. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Нефтекумского района Г.В.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю, прокуратуры Нефтекумского района Ставропольского края, Р.Е.А., надлежащим образом уведомленные о дате, времени и месте заседания судебной коллегии, в судебное заседание не явились, сведений об уважительности причин неявки не представили, об отложении слушания дела ходатайств не заявили.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным, а присутствующее лицо не возражало против рассмотрения дела в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав заключение прокурора Л.Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается для предупреждения совершения преступлений и других правонарушений, оказания на поднадзорных лиц индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно части 1 статьи 3 ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор в обязательном порядке применяется к совершеннолетним лицам, освобождаемым или освобожденным из мест лишения свободы, если они имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего.
В силу части 3 статьи 3 ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
Частью 1 статьи 4 ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" предусмотрены административные ограничения, которые могут устанавливаться в отношении поднадзорного лица.
В соответствии со статьей 5 ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается в отношении: 1) лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости; 2) лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания; срок административного надзора исчисляется в отношении: 1) лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лица, указанного в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания; 2) лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Р.Е.А. отбывает наказание в ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю по приговору Георгиевского городского суда Ставропольского края от 01 июля 2011 года за совершение преступления, предусмотренного " ... " УК РФ в виде " ... " лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Срок наказания осужденному исчисляется с 01 июля 2011 года, с зачетом в срок отбывания наказания время содержания под стражей с 14 апреля 2011 года по 30 июня 2011 года. По состоянию на 20 июня 2016 года неотбытый осужденным срок лишения свободы составляет " ... ".
Из приговора Георгиевского городского суда Ставропольского края от 01 июля 2011 года следует, что в деяниях Р.Е.А. установлен опасный рецидив преступлений.
В соответствии с представленной на осужденного характеристикой и иными материалами, Р.Е.А. за время отбывания наказания в местах лишения свободы имеет девять дисциплинарных взыскания, одно из которых погашено давностью срока наложения, восемь являются действующими, поощрений не имеет.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об установлении в отношении Р.Е.А. административного надзора сроком на восемь лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с возложением административных ограничений, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, представленным доказательствам, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в их совокупности в соответствии со ст. 84 КАС РФ, а также требованиям закона, которым руководствовался суд, подробно изложив их в обжалуемом решении.
Частью 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц.
Тем самым ограничения, установленные Федеральным законом N 64-ФЗ, согласуются с положениями Конституции Российской Федерации, и подлежат применению в отношении определенной категории граждан, в данном случае в отношении Р.Е.А.
На основании ст. 10 Федерального закона N 64-ФЗ Р.Е.А., как поднадзорное лицо в дальнейшем вправе обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также частичной отмене установленных судом административных ограничений.
В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона N 64-ФЗ, административный надзор может быть прекращен судом по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные указанным законом и положительно характеризуется по месту работы и (или) учебы.
Доводы жалобы являются несостоятельными, поскольку возможность установления в судебном порядке административного надзора прямо предусмотрена законом. Административный надзор не является наказанием за совершенное преступление, не устанавливает и не отягчает ответственность.
Приводимые Р.Е.А. в апелляционной жалобе доводы в обоснование несогласия с решением, не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о незаконности решения, не могут быть приняты во внимание, поскольку не являются основанием к отмене решения суда.
В частности, доводы Р.Е.А. о том, что суд первой инстанции не обеспечил участие защитника, тем самым, лишив его права на защиту, опровергается материалами дела. На листе дела 25 имеется ходатайство Р.Е.А. о рассмотрении административного искового заявления ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по СК без его участия, указав, что срок установления административного надзора и основания обращения административного истца в суд с административным иском ему понятны. Согласно имеющейся в материалах дела расписке с правами и обязанностями, предусмотренными Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, он ознакомлен.
При таких обстоятельствах решение суда является законным, принятым при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 20 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.