Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 23 августа 2016 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Песоцкого В.В.,
судей Брянского В.Ю., Шеховцовой Э.А.,
при секретаре Антонове А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы дела по апелляционной жалобе комитета градостроительства администрации города Ставрополя на решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 17 мая 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению Г.Ж.А. к администрации города Ставрополя о признании незаконным бездействия.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю., выслушав выступление участника процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Г.Ж.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации города Ставрополя о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии в установленный срок решения по ее заявлению от 26 октября 2015 года по вопросу признания жилого дома по улице " ... " непригодным для проживания.
В обоснование иска административный истец указал, что проживает в аварийном доме в городе Ставрополе по улице " ... " на основании договора продажи недвижимости от 28 мая 2009 года.
По результатам проведенной строительно-технической экспертизы общий физический износ объекта составил " ... "% жилого дома, у основания несущих стен обнаружены значительные высолы и следы высохшей влаги на площади до " ... "% поверхности, примыкающая к жилому дому бетонная отмостка/замощение имеет значительные разрушения, выбоины, трещины, неровности, отставания от стен, водосток с крыши не организован, что не обеспечивает надежного отвода сточных вод от основания объекта, наблюдается разрушение цокольной части, нарушение горизонтальности линий цоколя, трещины и выпучивания (ширина раскрытия трещин более " ... "см.), признаки сверхнормативной осадки основания и фундаментов, оползневые процессы, выбоины, массовые очаги сырости, что свидетельствуют о критическом износе горизонтальной и вертикальной гидроизоляции либо об ее полном отсутствие. Состояние наружных стен аварийное, массовые вертикальные трещины в простенках и углах здания (шириной раскрытия до " ... " см, глубина до " ... " см, отдельные носят сквозной характер), па потолке заметный сверхнормативный прогиб балок, поражение гнилью. Конструкция на грани разрушения. Состояние объекта как неудовлетворительное (ветхое).
По вопросу невозможности проживания в аварийном доме Г.Ж.А. обратилась в администрацию города Ставрополя по вопросу признания указанного жилого дома непригодным для проживания. В установленный срок решение не принято, до заявителя не доведено.
Административный истец после уточнения административных исковых требований просил суд: признать незаконным бездействие межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, пригодными (непригодными) для проживания граждан, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Ставрополе, выразившееся в непринятии в установленный срок решения по заявлению Г.Ж.А от 26 октября 2015 года;
обязать межведомственную комиссию принять решение (в виде заключения) по заявлению от 26 октября 2015 года о признании жилого дома по улице " ... " в городе Ставрополе непригодным для проживания и передать его в администрацию города Ставрополя;
обязать администрацию города Ставрополя принять решение по заявлению от 26 октября 2015 года о признании жилого дома по улице " ... " в городе Ставрополе непригодным для проживания и направить в адрес заявителя соответствующее заключение и постановление.
В ходе судебного разбирательства представителем административного истца заявлен отказ от требования об обязательстве межведомственной комиссии принять решение (в виде заключения) по заявлению от 26 октября 2015 года о признании жилого дома по улице " ... " в городе Ставрополе непригодным для проживания и передать его в администрацию города Ставрополя.
Определением от 17 мая 2016 года указанный отказ принят судом, производство в данной части прекращено.
Решением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 17 мая 2016 года административные исковые требования удовлетворены частично.
На администрацию города Ставрополя возложена обязанность утвердить и направить Г.Ж.А. соответствующее постановление по результатам рассмотрения её заявления от 26 октября 2015 года.
Требования административного истца о признании незаконным бездействия администрации города Ставрополя (межведомственной комиссии), выразившееся в непринятии в установленный срок решения по заявлению от 26 октября 2015 года по вопросу признания дома по улице " ... " в городе Ставрополе непригодным для проживания, о выдаче заключения межведомственной комиссии - оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель комитета градостроительства администрации города Ставрополя Ш.Г.Н. выражает несогласие с решением суда, просит его отменить в части удовлетворенных административных исковых требований, принять новое решение об отказе в их удовлетворении. Полагает, что решение суда первой инстанции является незаконным, необоснованным, в связи с нарушением норм материального права.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Г.Ж.А., ее представитель М.И.В., представители администрации города Ставрополя, комитета градостроительства администрации города Ставрополя в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции. Сведений об уважительности причин неявки, ходатайств об отложении слушания дела не представили.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным, а присутствующее лицо не возражало против рассмотрения дела в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного истца Ф.А.В., просившего решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с пунктами 7, 43, 44 указанного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, созданной в этих целях для жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации органом местного самоуправления.
Межведомственная комиссия на основании заявлений, в том числе поступивших от нанимателей жилых помещений помещения проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям, что включает в себя прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов (пункт 44 Положения).
В течение 30 дней с даты регистрации заявления, межведомственная комиссия рассматривает заявление и принимает по нему решение (в виде заключения) об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в Положении требованиям (пункт 47 Положения) или решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения (пункт 46 Положения).
Межведомственная комиссия не является самостоятельным органом власти, она создана и действует при администрации города Ставрополя (Постановление главы администрации города Ставрополя от 16 декабря 2015 года N 2847).
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления и иных организаций города Ставрополя.
Согласно Федеральному закону от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в случае, если решение поставленных гражданином в письменном обращении вопросов не относится к компетенции органа власти или должностного лица, которому обращение направлено, то обращение в течение семи дней со дня регистрации должно быть направлено в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (пункты 3, 4 статьи 8).
В соответствии с пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям; о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Пунктом 46 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции предусмотрено, что комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В соответствии с пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в случае обследования помещения комиссия составляет в трех экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению N 2. На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем 7 пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Пунктом 51 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции регламентировано, что комиссия в 5-дневный срок со дня принятия решения, предусмотренного пунктом 49 настоящего Положения, направляет в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая единый портал или региональный портал государственных и муниципальных услуг (при его наличии), по 1 экземпляру распоряжения и заключения комиссии заявителю, а также в случае признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции - в орган государственного жилищного надзора (муниципального жилищного контроля) по месту нахождения такого помещения или дома.
Как установлено судом, Г.Ж.А. на основании договора продажи недвижимости от 28 мая 2009 года является собственником дома и земельного участка N " ... " по улице " ... " в городе Ставрополе.
Г.Ж.А. обратилась в комитет градостроительства администрации города Ставрополя с заявлением о признании жилого дома по улице " ... " в городе Ставрополе непригодным для проживания. Данное заявление поступило в комитет градостроительства администрации города Ставрополя 26 октября 2015 года, что подтверждается соответствующей отметкой.
Заявление, поступившее в комитет градостроительства администрации города Ставрополя должно быть рассмотрено в порядке, предусмотренном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Г.Ж.А. не направлялось заключение комиссии, соответствующее постановление администрации города Ставрополя об утверждении заключения межведомственной комиссии не выносилось.
В ходе судопроизводства по делу представлено заключение межведомственной комиссии по результатам рассмотрения заявления Г.Ж.А. от 16 декабря 2015 года, которое не подписано всеми членами комиссии.
Из содержащегося в материалах дела уведомления от 15 апреля 2016 года за подписью первого заместителя руководителя комитета градостроительства администрации города Ставрополя Р.П.А. в адрес Г.Ж.А. о подготовке проекта постановления администрации города Ставрополя по имеющемуся заключению N " ... ", следует, что решение администрацией города об утверждении заключения в форме постановления не принято, несмотря на истечение 30 дневного срока, что относится к нарушению порядка принятия такого решения, предусмотренного пунктом 49 Положения.
Соответствующее постановление администрации города Ставрополя не представлено, однако имеются сведения о согласовании проекта постановления в структурных подразделениях администрации города Ставрополя.
Материалы, касающиеся разрешения вопроса о признании жилого дома по улице " ... " в городе Ставрополе непригодным для проживания сформированы и находятся в комитете градостроительства администрации города Ставрополя.
Органом местного самоуправления работа по заявлению Г.Ж.А. велась, принимались решения относительного поставленного вопроса, составлен протокол к заседанию межведомственной комиссии от 16 декабря 2015 года, заключение об оценке соответствия помещения требованиям N " ... " от 16 декабря 2015 года, направлялись заявителю соответствующие письменные уведомления относительно проделанной работы и итогового результата по заключению (согласование проекта).
С учетом анализа представленных доказательств в их совокупности, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении требования Г.Ж.А. о направлении ей постановления по результатам рассмотрения заявления от 26 октября 2015 года и отсутствии оснований для признания незаконным бездействия администрации города Ставрополя (межведомственной комиссии) по признанию помещения непригодным для проживания по заявлению Г.Ж.А. от 26 октября 2015 года, выразившегося в непринятии такого решения в установленный срок.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции и не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к иной оценке установленных по делу обстоятельств, представленных доказательств, и направлены на иное толкование норм материального права, что не отнесено ст. 310 КАС Российской Федерации к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
С учетом изложенного решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Согласно части 4 статьи 299 КАС РФ к апелляционной жалобе прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, если жалоба подлежит оплате.
Поскольку комитет градостроительства администрации города Ставрополя привлечен к участию в данном административном деле в качестве заинтересованного лица, следовательно не освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, а также учитывая, что государственная пошлина при подаче апелляционной жалобы не уплачена, с комитета подлежит взысканию государственная пошлина в размере " ... " рублей в доход федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 17 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с комитета градостроительства администрации города Ставрополя в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере " ... " рублей.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.