Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 06 сентября 2016 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Песоцкого В.В.,
судей Брянского В.Ю., Шеховцовой Э.А.,
при секретаре Антонове А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы дела по апелляционной жалобе ОМВД России по Арзгирскому району Ставропольского края на решение Арзгирского районного суда Ставропольского края от 03 июня 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Арзгирского района к ОМВД России по Арзгирскому району Ставропольского края о признании незаконным бездействия.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю., выслушав выступления участников процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Арзгирского района Ставропольского края обратился в суд с административным исковым заявлением к ОМВД России по Арзгирскому району Ставропольского края о признании незаконным бездействия.
В обоснование иска административный истец указал, что прокуратурой Арзгирского района проведена проверка исполнения требований законодательства о военной службе в части взаимодействия отдела МВД России по Арзгирскому району с отделом военного комиссариата Ставропольского края по Туркменскому и Арзгирскому району по розыску призывников, уклоняющихся от прохождения военной службы.
В ответе от 27 ноября 2015 года на обращения начальника отдела военного комиссариата Ставропольского края по Туркменскому и Арзгирскому району от 03 ноября 2015 года об установлении местонахождения призывников, которым не представилось возможности вручить повестку для явки в отдел военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, и обеспечении их прибытия на указанные мероприятия, отделом МВД России по Арзгирскому району указано, что в обязанности полиции не входят мероприятия по розыску и вручению повесток гражданам в связи с призывом на военную службу.
В адрес начальника отдела МВД России по Арзгирскому району прокурором Арзгирского района направлено представление об устранении вышеуказанных нарушений Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53 "О воинской обязанности и военной службе", в ответ на которое сообщено, что осуществлять розыск граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу, допустимо только в рамках уголовного или административного судопроизводства.
Административный истец считает, что отказ ОМВД России по Арзгирскому району от принятия мер по устранению выявленных нарушений закона в части надлежащего рассмотрения обращений об установлении местонахождения граждан, подлежащих призыву на военную службу, и обеспечении их прибытия на мероприятия по призыву на военную службу является незаконным.
Административный истец просил суд: признать незаконным бездействие отдела МВД России по Арзгирскому району, выразившееся в неисполнении персональных обращений отдела военного комиссариата Ставропольского края по Туркменскому и Арзгирскому району об установлении местонахождения призывников, которым не удалось вручить повестку на мероприятия по призыву на военную службу, непринятии мер к устранению выявленных прокуратурой района нарушений по рассмотрению вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, их допустивших;
обязать отдел МВД России по Арзгирскому району выполнить розыскные мероприятия по установлению фактического местонахождения призывников, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности, и вручению им повесток для прибытия в отдел военного комиссариата Ставропольского края по Туркменскому и Арзгирскому району, а именно: Е.А.А., К.А.В., К.А.Н., М.И.М., Б.И.П., Э.Р.А., Д.В.И., М.С.Б., Л.Х.Б., С.Г.Н., Г.И.А., К.С.Н., Б.М.А., П.В.Д., Д.С.Р., С.А.В., то есть устранить выявленные прокуратурой района нарушения закона, а также рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, их допустивших, о чем письменно сообщить в прокуратуру района;
обязать отдел МВД России по Арзгирскому району взаимодействовать с отделом военного комиссариата Ставропольского края по Туркменскому и Арзгирскому району при проведении мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу, на основании соответствующих письменных обращений отдела военного комиссариата Ставропольского края по Туркменскому и Арзгирскому району об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, принимать необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручения им повестки для прибытия в военный комиссариат на эти мероприятия.
Решением Арзгирского районного суда Ставропольского края от 03 июня 2016 года административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель ОМВД России по Арзгирскому району Ставропольского края Д.С.А. выражает несогласие с решением суда, просит его отменить, в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконным бездействия ОМВД России по Арзгирскому району и обязании выполнить розыскные мероприятия по установлению фактического местонахождения призывников, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности - отказать. Полагает, что полиция исполняет только те обязанности, которые возложены на нее Федеральным законом от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", а обязанность по поиску лиц, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности, подлежит исполнению в части, не противоречащей указанному Федеральному закону, только в рамках уголовного или административного судопроизводства.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора К.М.М. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель отдела военного комиссариата Ставропольского края по Туркменскому и Арзгирскому району в суд апелляционной инстанции не явился, будучи извещенным о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, от начальника Д.М. поступило ходатайство о рассмотрении дела без их участия.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным, а присутствующие лица не возражали против рассмотрения дела в отсутствие надлежащим образом извещенного и не явившегося в судебное заседание лица в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав представителя ОМВД России по Арзгирскому району Ставропольского края Д.С.А., поддержавшую доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, прокурора Л.Е.В., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, указавшей, что требование об обязании ОМВД по Арзгирскому району взаимодействовать с отделом военного комиссариата Ставропольского края по Туркменскому и Арзгирскому району при проведении мероприятий, связанных с призывом на военную службу, излишне заявлено в административном исковом заявлении, поскольку указанная обязанность возложена на органы внутренних дел в силу закона, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения закона.
В силу подпункта "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 01 марта 2011 года N 250 "Вопросы организации полиции" на полицию, в состав которой входят подразделения, организации и службы, возлагается розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами.
Статьей 4 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" установлены обязанности должностных лиц органов государственной власти и организаций по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности, в частности, согласно пункту 3 данной статьи органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 31 указанного Федерального закона в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами, обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.
Порядок организации взаимодействия военных комиссариатов и органов внутренних дел в данной работе определен Инструкцией "Об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности", утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации N 366, МВД РФ N 789, ФМС РФ N 197 от 10 сентября 2007 года, в соответствии с пунктом 2 которой военные комиссары субъектов Российской Федерации, министры внутренних дел, начальники главных управлений (управлений) внутренних дел по субъектам Российской Федерации в работе по розыску граждан, не исполняющих воинскую обязанность, в том числе уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу, прохождения военной службы или военных сборов, и в обеспечении мероприятий, связанных с воинским учетом и призывом на военную службу: а) организуют взаимодействие военных комиссариатов субъектов Российской Федерации и органов внутренних дел по субъектам Российской Федерации; б) разрабатывают (до 20 января) и реализуют ежегодные планы взаимодействия; в) проводят ежемесячно в период первоначальной постановки граждан на воинский учет и призыва на военную службу совместные совещания; г) подводят два раза в год (в январе и июле) итоги совместной работы с составлением соответствующих протоколов, анализируют выявленные недостатки и принимают меры по их устранению.
Подпунктами "ж" и "з" пункта 4 Инструкции предусмотрено, что военные комиссары направляют в ходе проведения очередного призыва граждан на военную службу письменные обращения в соответствующий горрайорган внутренних дел об обеспечении прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, персонально указанных в письменном обращении граждан, оповестить которых в установленном порядке не представилось возможным, с приложением повесток, подлежащих вручению им в случае установления фактического местонахождения; осуществляют в установленном порядке учет направленных в горрайорганы внутренних дел письменных обращений и результатов их рассмотрения.
Начальники горрайорганов внутренних дел или лица, исполняющие их обязанности при получении письменных обращений военных комиссаров об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручения им повестки для прибытия в военный комиссариат на эти мероприятия; направляют в военные комиссариаты материалы о проведенных мероприятиях по установлению фактического местонахождения граждан, не исполняющих воинскую обязанность, в том числе уклоняющихся от мероприятий, связанных с постановкой на воинский учет и призывом на военную службу, а также корешки повесток с росписями граждан, которым они были вручены, для приобщения их в документы воинского учета или личные делa призывников, хранящиеся в военном комиссариате (подпункт "а" и "б" пункта 5 Инструкции).
Деятельность полиции регламентируется не только специальным федеральным законом N 3-ФЗ "О полиции", но и другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Обязанность полиции по выполнению требований законодательства, регламентирующего вопросы воинской обязанности и военной службы, в частности, по осуществлению розыска граждан и обеспечению их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, вручению повесток для прибытия в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом, предусмотрена положениями Федерального закона N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе", в который изменения в связи с принятием Федерального закона N 3-ФЗ не вносились, Указом Президента Российской Федерации N 250 от 01 марта 2011 года "Вопросы организации полиции", а также Приказом Министра обороны Российской Федерации N 366, МВД РФ N 789, ФМС РФ N 197 от 10 сентября 2007 года, также являющимся действующим.
Федеральный закон N 3-ФЗ "О полиции" и N 5З-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" являются законодательными актами федерального уровня, при этом не являются актами, регулирующими одни и те же общественные отношения. Положения Федерального закона N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" и подзаконных правовых актов регламентируют порядок взаимодействия военных комиссариатов и органов внутренних дел в определенных случаях, что не противоречит положениям части 1 статьи 3 Федерального закона N 3- ФЗ "О полиции".
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 03 ноября 2015 годa в отдел МВД России по Арзгирскому району направлено шестнадцать персональных обращений на установление местонахождения граждан: Е.А.А., К.А.В., К.А Н., М.И.М., Б.И.П., Э.Р.А., Д.В.И., М.С.Б., Л.Х.Б., С.Е.Н., Г.И.А., К.С.Н., Б.М.А., П.В.Д., Д.С.Р., С.А.В., отсутствующих по месту регистрации.
В соответствии с письмом начальника ОМВД России по Арзгирскому району 27 ноября 2015 года обращения начальника отдела военного комиссариата Ставропольского края по Туркменскому и Арзгирскому районам об установлении местонахождения граждан, которым не представилось возможности вручить повестку для явки в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, и об обеспечении их прибытия на указанные мероприятия не исполнены на том основании, что обязанность по поиску лиц, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности, Федеральным законом N 3-ФЗ "О полиции" на полицию не возложена.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении административного искового заявления.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что решение суда в части возложения обязанностей по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов необходимо изменить, исключив возложенную на отдел МВД России по Арзгирскому району обязанность взаимодействовать с отделом военного комиссариата Ставропольского края по Туркменскому и Арзгирскому району при проведении мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу, поскольку указанная обязанность возложена на органы внутренних дел в силу закона.
Таким образом, решение суда в указанной части подлежит изменению.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, поскольку доводы жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции, и не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда, иной оценке установленных по делу обстоятельств и направлены на иное толкование норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Арзгирского районного суда Ставропольского края от 03 июня 2016 года в части признания незаконным бездействия отдела МВД России по Арзгирскому району, выразившееся в неисполнении персональных обращений отдела военного комиссариата Ставропольского края по Туркменскому и Арзгирскому району об установлении местонахождения призывников, которым не удалось вручить повестку на мероприятия по призыву на военную службу, непринятии мер к устранению выявленных прокуратурой района нарушений по рассмотрению вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, их допустивших оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Это же решение в части возложения обязанностей по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов - изменить.
Исключить возложенную на отдел МВД России по Арзгирскому району обязанность взаимодействовать с отделом военного комиссариата Ставропольского края по Туркменскому и Арзгирскому району при проведении мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу, на основании соответствующих письменных обращений отдела военного комиссариата Ставропольского края по Туркменскому и Арзгирскому району об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, принимать необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручения им повестки для прибытия в военный комиссариат на эти мероприятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.