Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 06 сентября 2016 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Песоцкого В.В.,
судей Брянского В.Ю., Шеховцовой Э.А.,
при секретаре Антонове А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы административного дела по апелляционной жалобе Б.Н.И. на решение Ипатовского районного суда Ставропольского края от 29 июня 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению Б.Н.И. к администрации муниципального образования город Ипатово о признании незаконным бездействия главы администрации муниципального образования города Ипатово Л.И.В.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю., выслушав выступление участника процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Б.Н.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования город Ипатово о признании незаконным бездействия главы администрации муниципального образования город Ипатово Л.И.В.
В обоснование иска административный истец указала, что в июле 2015 года в городе Ипатово по улице " ... ", от улицы " ... " до улицы " ... ", проводился демонтаж автодороги, указанный участок проходит вдоль дома, в котором она проживает.
В результате демонтажа автодороги вместе с дорогой демонтирован подъезд к дому Б.Н.И., построенный в 1991 году за счет собственных средств, и вывезен без ее согласия и уведомления. При этом, в декабре 2015 года по завершению строительства автодороги подъезд к дому не был восстановлен, вместо этого насыпана глина с песком, что в дождливую погоду превращается в грязь.
14 октября 2015 года Б.Н.И. обратилась к главе муниципального образования город Ипатово Л.И.В. с заявлением о предоставлении возможности ознакомиться с согласованием на строительство автодороги в городе Ипатово от улицы " ... " до а/д " ... ", с актом демонтажа автодороги от улицы " ... " до улицы " ... ", расположенной в городе Ипатово. Однако, до настоящего времени административный ответчик не предоставил ей такой возможности.
Административный истец считает бездействие административного ответчика незаконным, в результате которого нарушено ее право на доступ к запрашиваемой ею информации для защиты прав на восстановление подъезда к дому в асфальтовом исполнении. Из-за незаконного бездействия Л.И.В. ей причинен моральный вред, выразившийся в физических и нравственных страданиях. Из-за незаконного, по ее мнению, бездействия административного ответчика, она была вынуждена обратиться в прокуратуру района, что привело к нарушению ее состояния. Она является пенсионером, имеющим ряд хронических заболеваний, и стрессовые ситуации ей противопоказаны.
Административный истец просил суд: признать незаконным бездействие главы администрации муниципального образования город Ипатово Л.И.В., выразившееся в непредоставлении ей запрашиваемой информации;
обязать главу администрации муниципального образования город Ипатово Л.И.В. устранить допущенные нарушения федерального закона и предоставить ей информацию, указанную в заявлении от 14 октября 2015 года;
взыскать с администрации муниципального образования город Ипатово в ее пользу компенсацию морального вреда в размере " ... " рублей и государственную пошлину в размере " ... " рублей.
Решением Ипатовского районного суда Ставропольского края от 29 июня 2016 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Б.Н.И. выражает несогласие с решением суда, просит его отменить, как незаконное и необоснованное, и принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований. Указывает, что в своем заявлении она просила о предоставлении возможности ознакомиться с материалами и документами, а не выдавать их копии.
В возражениях на апелляционную жалобу глава муниципального образования город Ипатово Л.И.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает, что Б.Н.И. не представила доказательств того, что запрошенная информация затрагивает ее права и охраняемые законом интересы, не доказала факт нарушения прав отказом в предоставлении такой информации.
Представитель администрации муниципального образования город Ипатово, надлежащим образом уведомленный о дате, времени и месте заседания судебной коллегии, в судебное заседание не явился. От главы муниципального образования город Ипатово Л.И.В. поступило ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие представителя администрации.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным, а присутствующее лицо не возражало против рассмотрения дела в отсутствие надлежащим образом извещенного и не явившегося в судебное заседание лица в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав Б.Н.И., поддержавшую доводы, изложенные в апелляционной жалобе в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, 13 октября 2015 года Б.Н.И. обратилась с заявлением, адресованным главе муниципального образования город Ипатово Л.И.В., поступившим в администрацию 14 октября 2015 года, в котором просила предоставить ей возможность ознакомиться с согласованием на строительство автодороги в городе Ипатово от улицы " ... " до автодороги " ... ", а также с актом демонтажа автодороги от улицы " ... " до улицы " ... ", расположенной в городе Ипатово.
На указанное заявление 22 октября 2015 года исполняющим обязанности главы муниципального образования город Ипатово Ч.И.В. дан ответ N " ... ", в котором разъяснено, что проект "Реконструкция Объездной автодороги в городе Ипатово от улицы " ... " до автодороги " ... " " ... "" получил положительное заключение государственной экспертизы, выданное автономным учреждением Ставропольского края "Государственная экспертиза в сфере строительства". В этом проекте учтены все виды работ, необходимые для данного объекта капитального строительства.
Ответ по существу поступившего заявления Б.Н.И. не дан, вопрос о предоставлении возможности ознакомления с документами не разрешен.
Согласно пункту 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В силу пункта 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Таким образом, осуществление права на получение информации является не безусловным, а связывается с правилами, установленными законом.
Таким законами, в частности, являются Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федеральный закон от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
В соответствии со статьей 8 Федерального закона N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (часть 1).
Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы (часть 2).
Не может быть ограничен доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную " ... ") ( пункт 3 части 4).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
В соответствии со статьей 5 указанного Федерального закона доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления ограничивается в случаях, если указанная информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом " ... ".
Согласно статье 9 Федерального закона N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 1).
Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами (часть 2).
Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную " ... ", и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами (часть 8).
Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных (часть 9).
Из системного толкования названных норм права в их взаимосвязи следует, что граждане имеют право на доступ к любой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением информации, отнесенной федеральным законом к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом " ... ", а также сведений, которые могут быть отнесены к информации ограниченного доступа в порядке и объеме, установленном федеральным законом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" пользователь информацией имеет право не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не предоставляется в случае, если: содержание запроса не позволяет установить запрашиваемую информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (пункт 1 части 1); запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа (пункт 4 части 1); в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых государственным органом, органом местного самоуправления, проведении анализа деятельности государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления либо подведомственных организаций или проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией (пункт 6 части 1).
Таким образом, органы местного самоуправления обязаны предоставлять любым заинтересованным лицам информацию свободного доступа, а также сведения о фактах, затрагивающих их права, свободы и законные интересы.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконным бездействия главы администрации муниципального образования город Ипатово Л.И.В., выразившегося в непредоставлении запрашиваемой информации, указанной в заявлении от 14 октября 2015 года.
Согласно пункту 1 статьи 194 КАС РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае, если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
В силу пункту 1 части 1 статьи 128 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
Судом первой инстанции административный иск Б.Н.И. рассмотрен и разрешен в порядке административного судопроизводства.
Б.Н.И., помимо оспаривания бездействия органа местного самоуправления, к администрации муниципального образования город Ипатово заявлено требование материально-правового характера о компенсации морального вреда. Это указывает на наличие спора о праве, что предполагает рассмотрение требований в порядке гражданского судопроизводства.
Поскольку требование административного истца Б.Н.И. о компенсации морального вреда носит материально-правовой характер и направлено на взыскание денежных средств в ее пользу, оно не может быть разрешено в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, производство по требованию о компенсации морального вреда подлежит прекращению.
Административное исковое требование в части взыскания с администрации муниципального образования город Ипатово в пользу Б.Н.И расходов по уплате государственной пошлины в размере " ... " рублей не подлежит удовлетворению, поскольку противоречит пункту 19 статьи 333.36 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ипатовского районного суда Ставропольского края от 29 июня 2016 года отменить.
Административные исковые требования Б.Н.И. в части признания незаконным бездействия главы администрации муниципального образования город Ипатово Л.И.В., выразившегося в непредоставлении запрашиваемой информации, указанной в заявлении от 14 октября 2015 года - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие главы администрации муниципального образования город Ипатово Л.И.В., выразившееся в непредоставлении запрашиваемой информации.
Обязать администрацию муниципального образования город Ипатово устранить допущенные нарушения прав Б.Н.И. путем предоставления запрашиваемой информации в течение месяца с момента вынесения апелляционного определения.
Прекратить производство по требованию Б.Н.И. о компенсации морального вреда.
В удовлетворении требования о взыскании с администрации муниципального образования город Ипатово в пользу Б.Н.И. расходов по уплате государственной пошлины в размере " ... " рублей отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.