СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ставрополь 25 августа 2016 года
Ставропольский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Брянского В.Ю.,
при секретаре судебного заседания Мельниковой Н.А.,
с участием: представителя административного истца Ш.О.В.,
представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю К.Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью " ... " к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью " ... " (далее по тексту ООО " ... ") обратилось в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований указано, что кадастровая стоимость арендуемого ООО " ... " земельного участка с кадастровым номером " ... ", общей площадью " ... " кв.м., категория земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: " ... ", определена в государственном кадастре недвижимости в размере " ... " рублей по состоянию на 01 января 2015 года.
Административный истец считает, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, чем затрагиваются его права и обязанности по уплате арендных платежей, которые рассчитываются непосредственно от результатов определения кадастровой стоимости.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости, ООО " ... " обратилось в Ставропольский краевой суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером " ... " равной его рыночной стоимости в размере " ... " рублей по состоянию на 01 января 2015 года.
Заявленные требования основаны на результатах отчета об определении рыночной стоимости земельного участка N " ... " от 24 февраля 2016 года, составленного ООО " ... " по заказу истца. При этом, согласно положительного экспертного заключения Саморегулируемой организации Региональная ассоциация оценщиков N " ... " от 04 марта 2016 года, выполненный ООО " ... " отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а величина рыночной стоимости признана достоверной.
Ставропольским краевым судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю.
В судебном заседании представитель административного истца Ш.О.В. просила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... " в размере его рыночной стоимости " ... " рублей по состоянию на 01 января 2015 года.
Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" К.Е.А. в судебном заседании не признала предъявленные к кадастровой палате требования. Вместе с тем отметила об отсутствии замечаний и возражений к заключению судебной экспертизы.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
Представитель Министерства имущественных отношений Ставропольского края в суд не явился. Представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель заинтересованного лица администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского в суд не явился. Поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в котором также содержится указание на оставление вынесения решения по существу на усмотрение суда.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным, а присутствующее лицо не возражало против рассмотрения дела в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание административного истца, представителей административных ответчиков, заинтересованного лица в порядке ч. 4 ст. 247 КАС РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктами 2, 4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности") под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Статья 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности" в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Как следует из материалов дела, ООО " ... " на основании договора аренды N " ... " от 26 февраля 2006 года, заключенного с администрацией Изобильненского муниципального района Ставропольского края, арендует земельный участок с кадастровым номером " ... ", общей площадью " ... " кв.м., категория земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: " ... ".
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года N 1381 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае, оценка которых проводилась по состоянию на 01 января 2015 года.
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 06 мая 2016 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... " составляет " ... " рублей по состоянию на 01 января 2015 года.
В соответствии с отчетом об определении рыночной стоимости земельного участку N " ... " от 24 февраля 2016 года, составленного ООО " ... " по заказу истца, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... " составляет " ... " рублей по состоянию на 01 января 2015 года.
На указанный отчет об определении рыночной стоимости земельного участка N " ... " от 24 февраля 2016 года получено положительное экспертное заключение Саморегулируемой организации Региональная ассоциация оценщиков N " ... " от 04 марта 2016 года, согласно которому отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года, федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности, а так же подтверждающее что выводы сделанные оценщиком при расчете рыночной стоимости обоснованы, величина рыночной стоимости признана достоверной.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю от 21 апреля 2016 года поступившее 23 марта 2016 года от ООО " ... " заявление отклонено в виду того, что отличие рыночной стоимости объекта недвижимости от его кадастровой стоимости составляет более чем 30 %, а именно 71,8 %. Кроме того, отчет об оценке N " ... " от 24 февраля 2016 года, составленный ООО " ... ", не соответствует положениям Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки.
При принятии решения суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на истце.
По ходатайству административного истца по делу назначалась судебная оценочная экспертиза.
На основании определения Ставропольского краевого суда от 15 июля 2016 года ФБУ Северо-Кавказским региональным центром судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации по делу проведена судебная оценочная экспертиза.
Согласно заключению эксперта N " ... " от 11 августа 2016 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... " составляет " ... " рублей по состоянию на 01 января 2015 года.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что административный истец предоставил надлежащие доказательства в обоснование своих требований.
Оценив имеющиеся в материалах дела отчет и положительное экспертное заключение, заключение судебной экспертизы, в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что данные документы являются допустимыми доказательствами, они имеют доказательственное значение, обладают необходимой ясностью и полнотой, содержащиеся в них выводы аргументированы со ссылками на нормы действующего законодательства и основаны на результатах проведенных исследований.
Вместе с тем, в связи с расхождением рыночной стоимости, определенной в отчете и заключении судебной экспертизы, при определении размера рыночной стоимости земельного участка суд считает необходимым исходить из выводов заключения эксперта N " ... " от 11 августа 2016 года. Оснований для сомнений в обоснованности заключения эксперта суд не усматривает. Экспертиза проведена судебно-экспертным учреждением по поручению суда, эксперт является дипломированным специалистом, имеет свидетельства на право производства судебных экспертиз и право осуществлять оценочную деятельность, обладает достаточным опытом работы, его оценочная деятельность застрахована, он предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Представленные по делу доказательства свидетельствуют о несоответствии кадастровой оценки земельного участка его рыночной стоимости.
Заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости поступило 23 марта 2016 года, в суд административное исковое заявление поступило 20 мая 2016 года.
Поскольку сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
При таких обстоятельствах, в резолютивной части решения суда подлежит указанию дата обращения истца в Комиссию.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью " ... " - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... ", общей площадью " ... " кв.м., категория земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: " ... ", в размере его рыночной стоимости " ... " рублей по состоянию на 01 января 2015 года.
Заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости поступило 23 марта 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено судом 26 августа 2016 года.
Судья В.Ю. Брянский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.