Судья Хабаровского краевого суда Савватеева А.А., рассмотрев жалобу защитника МУП г. Хабаровска "УО МКД" Полякова В.Н. на решение судьи Кировского районного суда г.Хабаровска от 05 июля 2016 года по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях, в отношении МУП г. Хабаровска "УО МКД",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением административной комиссии N 2 городского округа "Город Хабаровск" N 03/395/2016 от 11 апреля 2016 года МУП г. Хабаровска "УО МКД" привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10 000 рублей за нарушение п. 52, 84, 86, 110 Правил благоустройства городского округа "Город Хабаровск", утвержденных решением Хабаровской городской Думы от 26 декабря 2008 года N 721.
Решением судьи Кировского районного суда г.Хабаровска от 05 июля 2016 года постановление административной комиссии оставлено без изменения.
Защитник МУП г. Хабаровска "УО МКД" Поляков В.Н. обратился в Хабаровский краевой суд с жалобой, в которой просит отменить постановление административной комиссии и решение районного судьи, ссылаясь на нарушение норм материального права, на истечение срока привлечения к административной ответственности, а также на то, что юридическое лицо действовало в состоянии крайней необходимости в режиме аварийной ситуации, при этом не является субъектом вмененного правонарушения.
Представитель административной комиссии, законный представитель МУП г. Хабаровска "УО МКД", извещенные о месте и времени рассмотрения жалобы, в суд не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
Защитник Поляков В.Н. в судебном заседании доводы жалобы поддержал.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника, оснований для удовлетворения жалобы не нахожу.
Часть 1 ст.37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение правил благоустройства населенных пунктов, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Решением Хабаровской городской Думы от 26.12.2008 N 721 утверждены Правила благоустройства городского округа "город Хабаровск" (далее - Правила благоустройства). Правилами благоустройства установлены единые и обязательные для исполнения физическими, должностными и юридическими лицами нормы и требования в сфере благоустройства, содержания и озеленения территории в границах городского округа "Город Хабаровск".
23.03.2016 года на портал администрации городского округа "Город Хабаровск" поступило обращение ФИО1, проживающей в доме "адрес", из которого следовало, что в ходе земляных работ, проводимых зимой, на участке дороги в районе домов 113-118 по ул. Фрунзе образовалась яма, которая на момент обращения не была устранена.
29.03.2015 года в 10 часов 20 минут ведущим специалистом отдела муниципального контроля в сфере благоустройства управления административно-технического контроля администрации города Хабаровска проведен осмотр территории по адресу: г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 117-113, 108, в ходе которого выявлены нарушения, а именно: образование значительных просадок проезжей части дороги и озелененной территории после производства земляных работ МУП г. Хабаровска "УО МКД" по ремонту теплотрассы, которые производились без соответствующего разрешения на право производства земляных работ и аварийного сообщения, что является нарушением п. 52, 84, 86, 110 Правил благоустройства городского округа "Город Хабаровск", утвержденных решением Хабаровской городской Думы от 26 декабря 2008 года N 721.
Выявленные нарушения отражены в протоколе осмотра территории от 15.03.2016 года N 11.4-3/80 с фотосъемкой.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении предприятия протокола об административном правонарушении от N 11.3-1/721 от 29.03.2016 года и последующего вынесения административным органом постановления от 11.04.2016 года N 02/395/2016 о привлечении МУП г. Хабаровска "УО МКД" к административной ответственности по части 1 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях.
Факт наличия просадок на проезжей части дороги и озелененной территории после производства земляных работ по ремонту теплотрассы, выявленных 29.03.2016 года, и отсутствие разрешения на проведение указанных работ, законным представителем МУП г. Хабаровска "УО МКД", а также защитником юридического лица не оспаривается.
Нарушение МУП г. Хабаровска "УО МКД" правил благоустройства при содержании дворовых территорий и непринятия мер, направленных на получение разрешения для проведения земляных работ и своевременное восстановление покрытия проезжей части дороги, подтверждается собранными по делу доказательствами, получившими правильную правовую оценку в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ: обращением ФИО1 в администрацию городского округа "Город Хабаровск"; протоколом об осмотре территорий от 29.03.2016 года N11.4-3/80; протоколом об административном правонарушении N 11.3-1/721 от 29.03.2016 года; договором подряда N24/15 от 18.12.2015 года; фототаблицей; Уставом юридического лица; свидетельствами ИФНС.
Доводы жалобы о том, что МУП г. Хабаровска "УО МКД" не является субъектом вмененного правонарушения, были предметом рассмотрения судьи районного суда и обоснованно признаны несостоятельными, поскольку в соответствии с Уставом МУП г. Хабаровска "УО МКД" создано с целью выполнения задач содержания и благоустройства дворовых территорий для обеспечения удобства и комфортности проживания нанимателей, арендаторов и собственников жилых и нежилых помещений, предоставления им жилищно-коммунальных услуг требуемого качества.
Поэтому аналогичные доводы рассматриваемой жалобы признаются необоснованными.
Заключение МУП г. Хабаровска "УО МКД" договора подряда N 24/15 от 18.12.2015 года на выполнение работ по устранению аварии на участке теплотрассы не свидетельствует об отсутствии вины МУП г. Хабаровска "УО МКД", поскольку в силу п.2.1.5 договора подряда Заказчик обязан самостоятельно восстановить нарушенное благоустройство, а в силу пункта 2.2.1 Устава МУП г. Хабаровска "УО МКД" предприятие выполняет функции по содержанию и благоустройству придомовых территорий.
Согласно акту приемки работ по восстановлению нарушенных элементов благоустройства в процессе производства земляных работ от 30.10.2001 ТЭЦ-1 в лице представителя - инженера ФИО2 обязуется в течение двух лет после восстановления благоустройства следить за состоянием территории, где проводились земляные работы.
В соответствии с п. 6.10 Правил благоустройства и содержания территорий городов, рабочих поселков и других населенных пунктов Хабаровского края, утвержденных постановлением главы администрации Хабаровского края от 07.12.1993 N 668, во избежание просадок после восстановления нарушенного благоустройства необходимо строго соблюдать требования к материалам обратной засыпки и технологии производства работ.
КонсультантПлюс: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление главы администрации Хабаровского края от 07.12.1993 издано за N 568, а не за N 668.
В соответствии с п. 6.22 Правил производства работ по прокладке и переустройству подземных сооружений в г. Хабаровске, утвержденных постановлением главы администрации города Хабаровска от 24.07.1995 N 2307, организации, ведущие работы по прокладке, переустройству, ремонту подземных сооружений, в случае возникновения просадок на проезжей части улиц, тротуарах в течение года обязаны ликвидировать их по первому требованию управления благоустройства.
В данном случае ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" в лице Хабаровской ТЭЦ-1 как организация, проводившая работы по ремонту подземных сооружений, независимо от того, кто на момент административного правонарушения является собственником тепловых сетей, обязана ликвидировать возникшую просадку на тротуаре по требованию представителя городской административно-технической инспекции.
Протоколом N 0780 от 03.09.2002 о нарушении правил в сфере благоустройства подтверждается тот факт, что Хабаровская ТЭЦ-1 филиал ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" в лице ее представителя - инженера ФИО2 обязуется засыпать грунт и восстановить асфальтовое покрытие в течение двух дней.
Несмотря на свои обязательства ТЭЦ-1 филиал ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" требование городской административно-технической инспекции не выполнило.
Действия городской административно-технической инспекции в соответствии с предоставленными ей полномочиями по привлечению ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" к административной ответственности являются законными и обоснованными несмотря на то, что при вынесении решения не были учтены последние изменения, внесенные в Закон Хабаровского края от 31.03.1999 N 110 "Об административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства на территории Хабаровского края" Законом Хабаровского края от 31.07.2002 N 44, которыми ответственность за нарушение правил подготовки и проведения земляных работ (нарушение правил подготовки и проведения ремонтных работ инженерных коммуникаций) предусматривается ч. 1 ст. 11 Закона Хабаровского края от 31.03.1999 N 110.
Суд расценивает ссылку в постановлении городской административно-технической инспекции на ч. 1 ст. 9 Закона Хабаровского края от 31.03.1999 N 110 как описку.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Хабаровского края
Постановлением коллегиального органа от 11.04.2016 года МУП г. Хабаровска "УО МКД" признано виновным в том, что 29 марта в 10 часов 20 минут по адресу г. Хабаровск, ул. Фрунзе д.,д. 108, 113,117 образовались значительные просадки проезжей части дороги и озелененной территории после производства земляных работ МУП г. Хабаровска "УО МКД" по ремонту теплотрассы, которые производились без соответствующего разрешения на право производства земляных работ и аварийного сообщения.
Как следует из материалов дела, ремонтные работы на указанном выше участке дороги осуществляло МУП г.Хабаровска "Тепловые сети" по договору подряда, заключенному 18.12.2015 года МУП г. Хабаровска "УО МКД". Согласно которому МУП г.Хабаровска "Тепловые сети" приняло на себя обязательство по выполнению работ по устранению аварии на участке теплотрассы, заходящей в дом N 113 по ул. Фрунзе в г. Хабаровске (проходящей в границах домов по ул. Фрунзе 106, 108, 113).
18.12.2015 года между МУП г. Хабаровска "УО МКД" и МУП г.Хабаровска "Тепловые сети" заключен договор подряда на выполнение работ по устранению аварии на участке теплотрассы, согласно которому МУП г.Хабаровска "Тепловые сети" приняло на себя обязательство по выполнению работ по устранению аварии на участке теплотрассы, заходящей в дом N 113 по ул. Фрунзе в г. Хабаровске (проходящей в границах домов по ул. Фрунзе 106, 108, 113).
4 Правил благоустройства, чистоты и порядка в городском округе Саранск "15" в части установления обязанности для заказчиков получать разрешение (ордер) на производство земляных работ при строительстве объектов капитального строительства, на строительство которых Градостроительным кодексом предусмотрена обязанность получения разрешения на строительство
15.05.2015 ведущим специалистом отдела муниципального контроля в сфере благоустройства управления административно-технического контроля Администрации города Хабаровска проведен осмотр территории по адресу: г. Хабаровск, ул. Ленина, 30 - ул. Волочаевская, 114, на предмет выявления недостатков в содержании, в ходе которого выявлены нарушения, а именно: фасад административного здания по адресу: г. Хабаровск, ул. Ленина, 30 - ул. Волочаевская, 114, со стороны ул. Волочаевская содержится в неисправном техническом и эстетическом состоянии и внешнем виде; не производится поддержание эксплуатационных показателей, конструктивных элементов и отделки фасада, цоколя здания, балконов, карнизов, водосточных труб и сливов, по фасаду, цоколю здания имеются значительные трещины, отслоения облицовочного слоя покрытия балконов, карнизов, обрыв водосточных труб и сливов; длительное время фасад не подвергается ремонту.
Выявленные нарушения отражены в протоколе осмотра территории (объекта) от 15.05.2015 N 11.3-3/325 с фотосъемкой.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении учреждения протокола об административном правонарушении от 15.05.2015 N 11.1-3/839 и последующего вынесения административным органом постановления от 08.06.2015 N 06/867/2015 о привлечении учреждения к административной ответственности по части 1 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Согласно части 1 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях нарушение правил благоустройства населенных пунктов, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.
Решением Хабаровской городской Думы от 26.12.2008 N 721 утверждены Правила благоустройства городского округа "город Хабаровск" (далее - Правила благоустройства). Правилами благоустройства установлены единые и обязательные для исполнения физическими, должностными и юридическими лицами нормы и требования в сфере благоустройства, содержания и озеленения территории в границах городского округа "Город Хабаровск".
52. Земляные работы, за исключением земляных работ, направленных на устранение аварий, произошедших при эксплуатации инженерных сетей и сооружений, выполняются согласно разрешению (ордеру), выдаваемому администрацией города.
84. Производство земляных работ в зоне расположения инженерных сетей и сооружений с целью устранения аварий, произошедших при их эксплуатации, осуществляется сетевладельцем в любое время без согласования с собственниками, владельцами и пользователями земельных участков, после обязательного уведомления администрации города с указанием примерной площади нарушаемого благоустройства по телефону 73-33-56, в нерабочее время, праздничные и выходные дни - по факсу 75-48-42, а также ЕДДС города - по телефонам 42-47-43, 42-47-44, 42-81-01 (факс).
В соответствии с пунктом 29 Правил благоустройства физические и юридические лица, владеющие зданиями, сооружениями (в том числе временными), опорами линий электропередачи, малыми архитектурными формами, информационными конструкциями, опорами, кронштейнами устройств наружного освещения и контактной сети и другими элементами благоустройства на праве собственности (в многоквартирных домах - лица, указанные в ч. 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ), если иное не предусмотрено законом или договором, обязаны содержать указанные объекты в их исправном техническом состоянии. Указанные объекты должны быть чистыми, не содержать на поверхности самовольно размещенной информационной конструкции, не иметь коррозии.
Оценив представленные доказательства, и установив факт несоблюдения учреждением требований пунктов 29, 29.1, 30 Правил благоустройства при содержании нежилого здания по адресу: г. Хабаровск, ул. Ленина, 30, суды пришли к выводу о наличии в действиях учреждения состава вменяемого административного правонарушения.
При этом суды указали, что поскольку указанный нежилой дом - Штаб, общей площадью 7 284,8 кв. м, принадлежит на праве собственности Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права от 19.10.2012 N 27-АВ 699027) и согласно письму ФГКУ "ДТУИО" МО РФ от 22.05.2015 N 141/6-6228 указанный объект недвижимого имущества (ранее находившийся в оперативном управлении ФГУ "Восточная квартирно-эксплуатационная часть района" Минобороны России) в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 N 1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений МО РФ" по передаточному акту передан в управление общества, которое является лицом, ответственным за проведение работ по содержанию и уборке территории многоквартирного дома, то на него распространяется действие Правил благоустройства.
В соответствии с пунктом 20 Устава ФГКУ "ДТУИО" МО РФ, утвержденного Министром обороны Российской Федерации 25.05.2012, Учреждение осуществляет свою деятельность в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации. Основной целью деятельности Учреждения является осуществление в Вооруженных Силах решения и выполнения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил, а также управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил по решениям Министра обороны Российской Федерации и (или) директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
Доказательств, подтверждающих принятие учреждением всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей, не представлено.
Административный орган в пределах предоставленной ему компетенции привлек учреждение к ответственности за нарушение действующих на территории муниципального образования Правил благоустройства.
Сроки и процедура привлечения общества к административной ответственности судами проверены; нарушений, допущенных комиссией, которые могли бы повлечь невозможность привлечения заявителя к административной ответственности, не установлено. Штраф назначен в пределах санкции части 1 статьи 73 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях.
С учетом обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, в отсутствие доказательств исключительности суды не установили обстоятельств, позволяющих признать совершенное учреждением правонарушение малозначительным в силу статьи 2.9 КоАП РФ.
Доводы учреждения, изложенные в жалобе, были предметом рассмотрения в судах и им дана исчерпывающая оценка. Эти доводы, с учетом установленных фактических обстоятельств, выводы судов не опровергают. Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку нарушений судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не установлено, оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Однако фасад указанного дома не был очищен от наклеенных бумажных объявлений, что является нарушением п. 29 Правил благоустройства городского округа "Город Хабаровск", в соответствии с которым физические и юридические лица, владеющие зданиями, сооружениями (в том числе временными), опорами линий электропередачи, малыми архитектурными формами, информационными конструкциями, опорами, кронштейнами устройств наружного освещения и контактной сети и другими элементами благоустройства на праве собственности (в многоквартирных домах - лица, указанные в ч. 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ), если иное не предусмотрено законом или договором, обязаны содержать указанные объекты в их исправном техническом состоянии. Указанные объекты должны быть чистыми, не содержать на поверхности самовольно размещенной информационной конструкции, не иметь коррозии.
Выводы о виновности должностного лица в совершении указанного административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: должностной инструкцией (л.д.15-16), приказом о назначении Рыбачука Ю.В. на должность главного инженера ООО "ЭкЖиЗ" (л.д. 17), протоколом об административном правонарушении (л.д.14), фототаблицей (л.д. 18-24).
В соответствии с должностной инструкцией главного инженера ООО "ЭкЖиЗ", утвержденной директором общества 01.01.2010, Рыбачук Ю.В. обязан организовать работу и осуществлять контроль по технической эксплуатации и санитарному содержанию жилищного фонда и придомовых территорий в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.
При таких обстоятельствах должностное лицо Рыбачук Ю.В. обоснованно привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях.
Доводы защитника о том, что условиями договора управления и дополнительного соглашения к нему не предусмотрен такой вид работ, как отчистка фасадов от самовольно размещенных на них рисунков, были проверены судом первой инстанции и обоснованно отклонены, заключая договор, ООО "ЭкЖиЗ" приняло на себя обязательства по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома, к чему, в том числе, относится содержание фасадов здания.
Судебное решение соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
При производстве по делу юридически значимые обстоятельства должностным лицом и судьей первой инстанции определены правильно, существенных процессуальных нарушений, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено. Наказание за данное правонарушение назначено в пределах санкции ч.1 ст.37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях.
Таким образом, оснований для отмены постановления административной комиссии и судебного решения не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление административной комиссии N 3 городского округа "Город Хабаровск" N 03/953/2015 от 09 ноября 2015 года и решение судьи Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 17 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях, в отношении Рыбачука Ю.В. оставить без изменения, а его жалобу - без удовлетворения.
Судья Хабаровского краевого суда А.А. Савватеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.