Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе
председательствующего Моргунова Ю.В.
судей Дорожкиной О.Б., Масловой Т.В.
при секретаре Носаль М.С.
рассмотрела в судебном заседании 06 июля 2016 года дело по иску Боциева В. Х. к федеральному государственного казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма по избранному месту жительства, возложении обязанности поставить на указанный учет.
по апелляционной жалобе истца Боциева В.Х. на решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 15 февраля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Т.В. Масловой, пояснения представителя истца Боциева В.Х.- Петрова А.С., действующего по ордеру, представителя ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ Парщик Г.С., действующей по доверенности, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Боциев В.Х обратился в суд с исковым заявлением к ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ о признании права состоять на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма по избранному месту жительства, в г.Уссурийск возложении обязанности по включению в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по избранному месту жительства.
В обоснование иска указав, что проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах России 18.06.1990 года уволен с военной службы в запас по возрасту, с 11.10.1990 года исключен из списков личного состава части с выслугой лет в календарном исчислении более 25 лет. В момент увольнения был обеспечен служебным помещением - квартирой "адрес", в которой проживает по настоящее время. 08.10.2015 г. истец обратился к ответчику об обеспечении его жилым помещением по избранному месту жительства с составом семьи два человека, однако, ему было отказано в связи с обращением после исключения из списков личного состава части. Считает, что решением ответчика нарушены его права на обеспечение жильем, посредством предоставления жилого помещения социального найма, как гражданина, уволенного с военной службы по основаниям и с выслугой лет, дающих право на предоставление жилого помещения.
Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 15 февраля 2016 года Боциеву В.Х. в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истец Боциев В.Х. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и вынести новое решение об удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы указав, что вывод суда об утрате истцом права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства является несостоятельным, поскольку не соответствует положениям ФЗ РФ "О статусе военнослужащих" устанавливающим право на обеспечение жилым помещением военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы в ВС РФ.
В возражениях по доводам апелляционной жалобы представитель ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Парщик Г.С. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Согласно части 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Боциев В.Х. проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ, на основании приказа заместителя Министра обороны СССР от 18.06.1990 г. уволен в запас по ст.59 п. "а" (по возрасту). Выслуга лет в календарном исчислении составила 25 лет, в льготном - 32 года.
В период прохождения службы по ордеру от 04.12.1986 г. на состав семьи 4 человека по линии Министерства обороны предоставлена четырехкомнатная квартира по "адрес", в которой в настоящее время зарегистрированы и проживают Боциев В.Х., ФИО1 (жена), ФИО2 (дочь), между Уссурийской КЭЧ и Боциевым В.Х. заключен договор найма указанного жилого помещения с тем же составом семьи.
Боциев В.Х. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (общегородская очередь), а также по категории "военнослужащие, уволенные в запас" в администрации Уссурийского городского округа не состоит.
Отказывая Боциеву В.Х. в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь п.п.1,14,15 ст. 15, 23 ФЗ "О статусе военнослужащих", п.6,7,9 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утв. Постановлением правительства РФ от 06.09.1998г. N1054, установив, что Боциев В.Х. в период прохождения военной службы нуждающимся в жилом помещении признан не был, с заявлением о предоставлении жилого помещения по избранному месту жительства в период военной службы не обращался, с заявлением о реализации указанного права обратился лишь в 2015г. после увольнения, имевшего место в 1990г., пришел к выводу об отсутствии у Боциева В.Х права на получение жилого помещения по линии Министерства обороны.
Оснований не согласиться с указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает и отклоняет доводы апелляционной жалобы по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 77 Закона СССР от 12.10.1967 N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности", действующего на момент увольнения истца с военной службы, обеспечение жилой площадью офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, уволенных в запас или в отставку, производился исполнительными комитетами местных советов народных депутатов в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР.
Пунктом 16 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17.02.1981 N 193, действовавшего на момент увольнения истца со службы, предусмотрено, что военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, состоящие на действительной военной службе, имеют право получить для себя и для совместно проживающих с ними членов семьи жилую площадь из жилищного фонда местных Советов народных депутатов наравне с другими гражданами.
В пункте 19 Положения закреплено, что военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, уволенные в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, обеспечиваются исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов жилой площадью (независимо от ее ведомственной принадлежности, за исключением Министерства обороны, Комитета государственной безопасности СССР и внутренних войск) в первую очередь, но не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранного с учетом существующего порядка прописки. Обеспечение жилой площадью военнослужащих сверхсрочной службы, прапорщиков и мичманов в указанном порядке производится при условии, если они находились на действительной военной службе не менее 20 календарных лет.
Таким образом, в период прохождения службы заявителем вопросы обеспечения жилым помещением военнослужащего находились в компетенции исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 15 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 года "О статусе военнослужащих" граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
На членов семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей распространяются льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации (п. 4 ст. 2 названного закона)
Закон Российской Федерации от 22.01.1993 "О статусе военнослужащих" утратил силу в связи с принятием Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
С 01 января 2005 года с органов местного самоуправления снята обязанность по предоставлению военнослужащим жилых помещений.
В силу п. 14 ст. 15 от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" ( в редакции ФЗ РФ от 22.08.2004 N 122-ФЗ) обеспечение жильем военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти за счет средств федерального бюджета, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
ФЗ РФ от 08.12.2010 года N 342-ФЗ ст. 15 дополнена пунктом 2.1 которой предусмотрено, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2010 года N 342-ФЗ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления полномочия по обеспечению жилыми помещениями в вышеуказанной форме граждан, перечисленных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона) и статье 2 настоящего Федерального закона.
Таким образом, исходя из анализа указанных выше норм права, действующих на момент возникновения спорных правоотношений, реализация гражданином права на обеспечение жильем по избранному после увольнения месту жительства связана с его обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на очередь на получение жилья или на улучшение жилищных условий до 01 января 2005 года.
В данном случае, Боциев В.Х., обращаясь в суд с иском 16.12.2015г., по истечении 25 лет со дня увольнения, доказательств постановки на учет в органе местного самоуправления (Администрацией г.Уссурийска), как нуждающегося в получении жилого помещения либо принятия решения жилищной комиссии по месту прохождения военной службы о признании нуждающимся в получении жилого помещения, либо доказательств того, что он состоит в списке военнослужащих (уволенных с военной службы), нуждающихся в получении жилого помещения не предоставил.
Учитывая указанные выше нормы права и установленные на день рассмотрения иска обстоятельства, оснований полагать о допущенных нарушениях жилищных прав Боциева В.Х ... не имеется. Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания за истцом права состоять на учете нуждающихся в жилом помещении и включении в реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения.
Таким образом, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, других доказательств суду не предоставлено, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 15 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Боциева В.Х. без удовлетворения.
Председательствующий Ю.В.Моргунов
Судьи: О.Б.Дорожкина
Т.В. Маслова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.