Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе
председательствующего Разуваевой Т.А.,
судей Галенко В.А., Ющенко И.К.,
С участием прокурора Максименко Е.В.,
при секретаре Арабаджи В.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 июля 2016 года в городе Хабаровске дело по апелляционной жалобе Шведова А. В. на решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 29 апреля 2016 года по исковому заявлению Шведова А. В. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю о признании незаконным приказа, восстановлении на работе, взыскании заработной платы, за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
заслушав доклад судьи И.К. Ющенко, пояснения Шведова А.В., его представителя - Черниковой В.А., представителя ответчика Кравец Т.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шведов А.В. обратился в суд с иском к ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю о признании незаконным приказа, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, указав, что работал у ответчика в должности "данные изъяты" ФКУ "Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю" с 08 мая 2007 года на основании трудового договора, заключенного на неопределенный срок. 09 марта 2016 года трудовой договор с ним расторгнут на основании п.7.1 ст. 81 ТК РФ - непринятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредоставление или предоставление неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя. 14 марта 2016 года он был уволен. С увольнением он не согласен, поскольку ему поставлено в вину вхождение в состав учредителей ООО "АГРО-Лига" совместно с ФИО1, являющимся "данные изъяты" ТСНП "Флагман" совместно с ООО "Софтинфо", с которым он заключил договоры на оказание информационных услуг, являясь "данные изъяты" ФКУ "Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю", а так же неуказание в справке о доходах за 2014 год доли участия в ООО "АГРО-Лига" и доходах от его деятельности. Решением комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданский служащих и урегулирования конфликта интересов от 10 июля 2015 года установлено несоблюдением им требований к служебному поведении. Заседанием комиссии от 12 февраля 2016 года было принято решение рекомендовать рассмотреть вопрос о расторжении с ним трудового договора. 20 февраля 2016 года было утверждено заключение служебной проверки по данным фактам. Считает, что в его действиях отсутствуют основания для утраты доверия. Комиссия не имела полномочий на рассмотрение представления прокуратуры Хабаровского края по вопросам соблюдения требований к служебному поведению в отношении лиц, претендующих на замещением должности на основании трудового договора, поскольку ФКУ "Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю" к федеральному государственному органу не отнесено, следовательно, его комиссия не полномочна рассматривать данный вопрос. Работодателем пропущен месячный срок применения дисциплинарного взыскания, поскольку информация из прокуратуры поступила 02 июля 2015 года. Решение должно было быть принято не позднее 03 августа 2015 года.
Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 29 апреля 2016 года в удовлетворении требований было отказано.
В апелляционной жалобе Шведов А.В. просит отменить решение суда, указав, что учитывая то, что он работал по трудовому договору, на него не распространяются требования ст. 8 ФЗ "О противодействии коррупции". Согласно устава - ФКУ "Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю" является некоммерческой организацией в форме казенного учреждения. Справку о доходах за 2014 год в 2015 году он составлял впервые и мог не указывать долю участия в уставных капиталах организаций, поскольку сделка не превышала общий доход лица и его супруги за три последних года. ООО "АГРО-Лига" создавалось для получения земельного участка на территории общественной организации общества охотников и рыболовов, в которой он состоит. В октябре 2014 года на собрании учредителей было принято решение о прекращении деятельности ООО "АГРО-Лига" в связи с невозможностью получения земельного участка. Суд не указал в решении, что послужило основанием к утрате доверия к нему работодателем. Конфликт интересов не был установлен. Суд не исследовал вопрос пропуска ответчиком срока привлечения к дисциплинарной ответственности. Проверка финансово-хозяйственной деятельности не проводилась. В приказе об увольнении имеется ссылка на представление прокуратуры, которая такую проверку не проводила. Документов о продлении сроков проведения проверки не представлено. Срок проведения проверки был определен до 06 августа 2015 года. Работодатель не доказал то, что при наложении взыскания учитывались тяжесть совершения проступка и предшествующее поведение сотрудника.
В возражениях на апелляционную жалобу ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю просит оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно положений ст. 193 ТК РФ, дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела, что с 08.05.2007г. Шведов А.В. состоял в трудовых отношениях с Главным управлением МЧС России по Хабаровскому краю на основании трудового договора, заключенного между сторонами 08.05.2007г.
На основании приказа от 08.06.2007г. N Шведов А.В. был назначен на должность "данные изъяты", между сторонами заключен трудовой договор от 8.05.2007 г., согласно которому Шведов А.В. принял на себя обязательства "данные изъяты" в соответствии с законодательством РФ с 8 мая 2007 г. 01.12.2008 г. между сторонами было заключено дополнительное соглашение к данному трудовому договору, касающееся изменений условий оплаты труда.
01.01.2010 г. истец был ознакомлен с должностной инструкцией, согласно разделу 5 которой, истец несет ответственность за неисполнение нормативно-правовых актов и иных документов по вопросам борьбы с коррупцией.
Приказом "данные изъяты" от 09.03.2016г. N Шведов А.В. с 14.03.2016г. уволен с занимаемой должности по п. 7.1 ч.1 ст.81 ТК РФ в связи с представлением недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, повлекших утрату доверия к работнику со стороны работодателя.
Основанием для издания приказа об увольнении послужило заключение по результатам служебного разбирательства по фактам, указанным в представлении прокуратуры Хабаровского края об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции от 01.07.2015г. N "данные изъяты" ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю" Шведовым А.В., выразившихся в проверке достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных им за 2014г.
Прокуратурой Хабаровского края проверка хозяйственно-финансовой деятельности (соблюдение требований закона при заключении государственных контрактов) ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю проводилась в соответствии с поручением Генеральной прокуратуры РФ.
В ходе данной проверки были выявлены факты заключения ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю в лице Шведова А.В. и ООО "Софтинфо" контрактов N от 24.02.2014г., N от 23.01.2015 г., N от 02.03.2015 г. на оказание информационных услуг по разработке и сопровождению заказного и программного обеспечения, при этом, установлено, что ООО "Софтинфо" совместно с ФИО1 входит в состав "данные изъяты" НИ "ТСНЖП "Флагман", в котором согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 24.06.2015г. Шведов А.В. и ФИО1 с 21.01.2014 г. являются "данные изъяты" ООО "Агро- лига", о чем Шведов А.В. представителя нанимателя в нарушение требований законодательства РФ в письменной форме не информировал, сведения об этом в декларации не указал. Представлением заместителя прокурора Хабаровского края от 01.07.2015 г. N было указано "данные изъяты" рассмотреть данное представление, принять меры по устранению выявленных нарушений законодательства РФ, причин и условий им способствующих, в том числе рассмотреть данный факт на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов с принятием соответствующего решения, рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших выявленные нарушения.
Приказом ГУ МЧС России по Хабаровскому краю от 11.03.2015 г. N утвержден порядок формирования и деятельности комиссии ГУ МЧС России по Хабаровскому краю по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Приказом ГУ МЧС России по Хабаровскому краю от 22.10.2015 г. N утверждено Положение о комиссии ГУ МЧС России по Хабаровскому краю по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.
08.09.2015 г. "данные изъяты" в Департамент кадровой политики (отдел по вопросам противодействия коррупции) МЧС России был направлен запрос N о предоставлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Шведова А.В. за 2014 г. во исполнение вышеуказанного представления прокурора Хабаровского края.
По фактам, изложенным в представлении в соответствии с приказом Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю от 07.07.2015 N 357 "О назначении служебной проверки" было проведено и проведено служебное расследование.
24.11.2015 г. и 12.02.2016 г. проведены заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих ГУ МЧС России по Хабаровскому краю и урегулированию конфликта интересов, оформленные протоколами N, одним из вопросов повестки указанных заседаний являлся вопрос рассмотрения указанного представления Прокуратуры Хабаровского края от 01.07.2015 г. 12.02.2016 г. одним из решений комиссии было решение о рекомендации представителю нанимателя - "данные изъяты" рассмотреть вопрос о расторжении договора со Шведовым А.В. на основании п.7.1 ст.81 ТКРФ.
Шведов А.В. был уведомлен о заседании указанной комиссии 12.02.2016 г., что подтверждается уведомлением N.
Заключением по результатам проверки, составленным 17.02.2016 г. и утвержденным 20.02.2016 г. установлено, что в соответствии с указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации прокуратурой Хабаровского края проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности (соблюдение требований закона при заключении государственных контрактов) ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю". По итогам данной проверки в действиях "данные изъяты"" Шведова А.В. выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции. На основании требований статей 10, 11, 12.3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-Ф3 "О противодействии коррупции" руководители государственных учреждений обязаны принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов (ситуация, при которой личная заинтересованность влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью и законными интересами граждан, организаций, общества, способное привести к причинению вреда этим законным интересам. Под личной заинтересованностью понимается возможность получения в денежной либо в натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами). В случае, если должностное лицо владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством РФ. В случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, должностное лицо обязано проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме. В соответствии с требованиями статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 273-Ф3 "О противодействии коррупции", на работников, замещающих в том числе, отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в порядке, определяемом нормативными правовыми актами РФ, распространяются с учетом особенностей, обусловленных их правовым статусом, ограничения, запреты и обязанности, установленные в отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной службы, настоящим Федеральным законом и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27.07.2004 N 79- ФЗ "О государственной гражданской службе в РФ". В ходе проверки установлено, согласно выписке ЕГРЮЛ по состоянию на 24.06.2015, "данные изъяты" Шведов А.В. является "данные изъяты" ООО "Агро-лига" (ИНН N) совместно с гражданином ФИО1. Общество с ограниченной ответственностью (ООО) - юридическое лицо, учрежденное одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на определенные доли (размер которых устанавливается учредительными документами). Также выявлен факт отсутствия сведений о наличии доли (пая) в уставном капитале ООО "Агро- лига" в представленных справках по сведениям о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Шведова А.В., недостоверности поданных "данные изъяты" Шведовым А.В. за 2014 год. В ходе проведения проверки установлено, что Шведов А.В. в период с 21.01.2014 по 21.05.2015 входил в состав учредителей ООО "АГРО-Лига". При подаче справки о доходах за 2014 год истец данную информацию не указал. При подаче справки о доходах за 2015 год Шведов А.В. также не указал, что вышел из состава учредителей ООО "АГРО-Лига". Истец предоставил недостоверные сведения, способствующие сокрытию информации о нарушении запретов о получении дохода от предпринимательской деятельности, о владении долями участия в коммерческой организации.
Приказом МЧС России от 15 апреля 2013г. N252 "О работниках, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед МЧС России, и гражданах, претендующих на замещение таких должностей" утвержден Перечень должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед МЧС России, при замещении которых на основании трудового договора работники и граждане, претендующие на их замещение, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В Центрах Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по субъектам Российской Федерации к указанным лицам относится, в том числе, "данные изъяты". Согласно п.2 приказа, на работников, замещающих должности, указанные в Перечне, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013г. N 568 "О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции".
В свою очередь, из материалов дела следует, что в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера истец не указал сведения об участии в ООО "Агро-Лига" и доходах от его деятельности, о своей доле в указанной коммерческой организации.
10.07.2015г. Шведовым А.В. по указанным выше фактам было представлено объяснение, в котором указал, что доходов от деятельности ООО "Агро-Лига" не получал, в составе учредителей ООО "Агро-Лига" с 21.05.2015г. не состоит.
Суд первой инстанции установив, что факт представления истцом неполных и недостоверных сведений о доходах и имуществе, пришел к правильному выводу о том, что установленный порядок увольнения ответчиком был соблюден, оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
Довод апеллянта о том, что в материалах дела не имеется самих сведений о доходах, не состоятелен, поскольку в ходе проверки Шведов А.В. никогда не отрицал не указание сведений о своем участии в качестве учредителя ООО "Агро-Лига", давал по этому поводу пояснения, объяснял причину такого не указания, согласно протокола заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю и урегулированию конфликта интересов от 12 февраля 2016 года, в составе 13 человек и секретаря, изучены представленные сведения о доходах Шведова А.В., конкретно раздел 5.1 справки о доходах "Сведения о наличии ценных бумаг ... ", сведения о наличии пая (доли) в уставном капитале ООО "Агро-Лига" отсутствуют (л.д. 33 т. 1).
Довод апелляционной жалобы о том, что должность, которую занимал Шведов А.В. не относится к должностям, обязывающих предоставлять сведения о доходах, - не состоятелен, опровергнут анализом выше приведенных законодательных норм.
Довод о том, что он не должен был указывать сведения о своем участии в обществе с ограниченной ответственностью, поскольку сделка не превышала требуемую в этом случае сумму, - несостоятелен, поскольку сведения в разделе 5.1 заполняются независимо от величины капитала.
Довод о том, что работодателем был пропущен срок привлечения у дисциплинарной ответственности, - несостоятелен, поскольку пункт 18 "Порядка организации и проведения служебных проверок в системе Министерства РФ по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", утвержденным Приказом Министерства РФ по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24 февраля 2012 года N 85, в случае наличия оснований, влияющих на объективность результатов служебной проверки, допускается продление сроков проверки, но не более чем на 30 дней, согласно пункта 21 в срок проведения служебной проверки не включается время нахождение сотрудника, в отношении которого ведется проверка, в отпуске, командировке, а также периоды его временной нетрудоспособности.
Согласно материалам дела (л.д. 192, т. 1), в срок проверки не включены периоды нахождения Шведова А.В. в отпуске и периоды его нетрудоспособности, а так же в связи с проведением проверочных мероприятий и ожиданием поступления запрошенных материалов, приказами от 07.07.2015 N, от 28.07.2015 N, от 08.09.2015 N, от 07.10.2015 N, от 20.10.2015 N, от 05.11.2015 N, проверка неоднократно приостанавливалась на периоды болезни и отпуска истца и продлевалась, но не более чем на 30 дней каждый раз, что соответствует порядку проведения служебных проверок. Дата, когда работодателем однозначно было установлено нарушение Шведова А.В., является день утверждения служебной проверки - 20 февраля 2016 года, от которой и следует исчислять срок привлечения к дисциплинарной ответственности. Судебная коллегия, учитывая дату утверждения служебной проверки, соглашается с выводом суда первой инстанции о соблюдении порядка увольнения истца.
Выводы суда мотивированы в судебном решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, и оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.
Определение круга доказательств по делу, их анализ и оценка произведены судом в соответствии с требованиями статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 29 апреля 2016 года по исковому заявлению Шведова А. В. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю о признании незаконным приказа, восстановлении на работе, взыскании заработной платы, за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Шведова А. В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Т.А. Разуваева
Судьи В.А. Галенко
И.К. Ющенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.