Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе
председательствующего Разуваевой Т.А.,
судей Бузыновской Е.А., Ющенко И.К.,
при секретаре Арабаджи В.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 июля 2016 года в городе Хабаровске дело по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа " на решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 18 апреля 2016 года по исковому заявлению Военного прокурора войсковой части 33434 в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа", войсковой части 25030-18 о проведении специальной оценки условий труда,
заслушав доклад судьи И.К. Ющенко, пояснения Максименко Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор обратился в суд с иском к ФКУ "ОСК ВВО", войсковой части 25030-18 о проведении специальной оценки условий труда в подразделениях медицинского пункта, склада, отделения вожатых караульных собак, военизированной охраны, отделения специальной техники, электромеханического отделения, указав, что в ходе проверки было установлено не проведение специальной оценки условий труда в указанных подразделениях части. По сообщению командира части, средства на проведение мероприятий по специальной оценки условий труда не выделались.
Решением Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 19 апреля 2016 года на ФКУ "ОСК ВВО" и войсковую часть 25030-18 возложена обязанность провести специальную оценку условий труда работников в подразделениях войсковой части, по которым не проводилась аттестация рабочих мест.
В апелляционной жалобе ФКУ "ОСК ВВО" просит отменить решение суда, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для удовлетворения иска прокурора в связи с тем, что прокурор не вправе вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность работодателя и трудовые отношения. Кроме того, требования военного прокурора не основаны на положениях действующего законодательства и не соответствуют требованиям Федерального закона "О специальной оценке условий труда", а именно, согласно части 1 статьи 16 вышеуказанного закона при выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится в отношении 20 % рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам. В настоящее время ФКУ "ОСК ВВО" заключаются государственные контракты на проведение СОУТ, которые находятся на стадии подписания.
Стороны в суд апелляционной инстанции не явились, были надлежаще извещены о дате, времени и месте судебного заседания, об отложении рассмотрения дела не просили, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности.
Согласно статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Порядок проведения специальной оценки условий труда регламентирован главой 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", согласно которой обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (статья 8 указанного Федерального закона).
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ).
Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями.
При выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится в отношении 20 процентов рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.
Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела, что специальная оценка условий труда в войсковой части 25030-18 не произведена. В 2013 году частично была произведена аттестация рабочих мест.
Суд первой инстанции, установив бездействие ответчиков, руководствуясь вышеуказанными нормами, пришел к правильному выводу об удовлетворении требований в отношении тех рабочих мест, аттестация которых не проводилась.
Довод апелляционной жалобы о том, что военный прокурор не вправе вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность работодателя и трудовые отношения войсковой части, не может служить основанием для отмены постановленного судом решения, в связи с этим суд правильно указал, что данный довод не исключает обязанность работодателя соблюдать трудовое законодательство Российской Федерации.
Довод о несоответствии требований прокурора требованиям закона, устанавливающим проведении специальной оценки в отношении 20% рабочих мест несостоятелен, поскольку оценка проводится согласно установленному законом порядку, с учетом аналогичных рабочих мест.
Выводы суда мотивированы в судебном решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, и оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.
Определение круга доказательств по делу, их анализ и оценка произведены судом в соответствии с требованиями статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 18 апреля 2016 года по исковому заявлению Военного прокурора войсковой части 33434 в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа", войсковой части 25030-18 о проведении специальной оценки условий труда - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа " - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Т.А. Разуваева
Судьи Е.А. Бузыновская
И.К. Ющенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.