Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего: Моргунова Ю.В.,
судей: Дорожкиной О.Б ... Тарасовой А.А.,
при секретаре Солоха А.С.,
рассмотрев в судебном заседании 15 июля 2016 года гражданское дело по иску военного прокурора Хабаровского гарнизона к обществу с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" о возложении обязанности по производству работ в п.Гаровка-2 Хабаровского района,
с апелляционной жалобой общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" на решение Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 19 апреля 2016 года,
заслушав доклад судьи Моргунова Ю.В., объяснения представителя ООО "ГУЖФ" Полинякина А.Е., представителя процессуального истца Петросян А.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Хабаровского гарнизона обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (далее - ООО "ГУЖФ") о возложении обязанности по производству работ в п. Гаровка-2.
В обоснование указав, что военной прокуратурой Хабаровского гарнизона, совместно со специалистами ФГКУ "1029 ЦГСЭН" МО РФ, по обращению ФИО1, проведена проверка исполнения должностными лицами ООО "ГУЖФ" требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, при оказании коммунальных услуг, которой выявлены нарушения, связанные с невывозом твердых бытовых отходов, ненадлежащим содержанием и обслуживанием жилых домов.
Договор управления жилищным фондом был заключен между Минобороны России и ООО "ГУЖФ" 27.07.2015 года, в соответствии с которым последний принял на себя обязательства по управлению с 03.08.2015 года жилыми домами Минобороны России, в том числе расположенными в п. Гаровка-2.
Проверкой, проведенной специалистами ФГКУ "1029 ЦГСЭН" МО РФ в многоквартирных жилых домах NN 14, 15, 16, 17, 18, 19,20,21,22,23, 24, расположенных в п. Гаровка-2, Хабаровского района, Хабаровского края., установлено, что в нарушение требований закона с территории данных жилых домов бытовые отходы вывозятся несвоевременно, крупногабаритные бытовые отходы не вывозятся, мусорная площадка между торцами жилых домов N 15 и N 20, расположена на расстоянии менее 15 метров от входов в подъезды, металлические контейнеры не зачищены, крышки отсутствуют, промывка контейнеров не проводится, дератизация и дезинсекция территории п. Гаровка-2, также не проводится.
Кроме того, подвалы жилых домов NN 18, 21, 23 не просушены, в связи с чем на первых этажах ощущается зловонный запах. В подъездах жилых домов NN 14, 17, 21, 23 имеются перегоревшие лампы освещения. Детские площадки жилых домов N.N. 18, 20 не обслуживаются, игровой инвентарь в запущенном состоянии. Песок не завозится, песочницы отсутствуют.
Таким образом, ненадлежащее исполнение ООО "ГУЖФ" своих обязанностей как управляющей компании, по обслуживанию жилых домов, расположенных в п. Гаровка-2, Хабаровского района, Хабаровского края, влечет нарушение жилищных прав неопределенного круга лиц, проживающих в указанных домах.
Просил обязать ООО "ГУЖФ" произвести работы по санитарному содержанию, уборке и вывозу бытовых отходов с территории жилых домов NN 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, расположенных в п. Гаровка-2, Хабаровского района, Хабаровского края; обязать ООО "ГУЖФ" произвести работы по переносу, мусорной площадки, организованной между торцами жилых домов N 15 и N 20 п. Гаровка-2, на расстояние более 15 метров от входов в подъезды; обязать ООО "ГУЖФ" произвести работы по зачистке металлических контейнеров, расположенных в п. Гаровка-2 и установке крышек; обязать ООО "ГУЖФ" произвести дератизацию и дезинсекцию территории п. Гарвока-2; обязать ООО "ГУЖФ" произвести работы по просушке подвалов жилых домов NN 18, 21, 23, расположенных в п. Гаровка-2, Хабаровского района, Хабаровского края; обязать ООО "ГУЖФ" произвести работы по замене перегоревших ламп освещения в подъездах жилых домов NN 14, 17, 21, 23, расположенных в п. Гаровка-2, Хабаровского района, Хабаровского края; обязать ООО "ГУЖФ" произвести работы по ремонту игрового инвентаря, установке песочниц и завозу песка на игровые площадки, расположенные у жилых домов NN 18, 20 п. Гаровка-2, Хабаровского района, Хабаровского края.
Решением Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 19 апреля 2016 года иск удовлетворен в полном объеме.
Судом постановлено обязать общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" обязать в срок до 30 октября 2016 года: произвести работы по санитарному содержанию, уборке и вывозу бытовых отходов с территории жилых домов NN 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, расположенных в п.Гаровка-2, Хабаровского района, Хабаровского края; произвести работы по переносу мусорной площадки, организованной между торцами жилых домов N 15 и N 20 п. Гаровка-2, Хабаровского района, Хабаровского края, на расстояние более 15 метров от входов в подъезды; произвести работы по зачистке металлических контейнеров, расположенных в п.Гаровка-2, Хабаровского района, Хабаровского края и установке крышек; произвести дератизацию и дезинсекцию территории п. Гаровка-2 Хабаровского района, Хабаровского края; произвести работы по просушке подвалов жилых домов NN 18, 21, 23, расположенных в п. Гаровка-2, Хабаровского района, Хабаровского края; произвести работы по замене перегоревших ламп освещения в подъездах жилых домов NN 14, 17, 21, 23, расположенных в п. Гаровка-2, Хабаровского района, Хабаровского края; произвести работы по ремонту игрового инвентаря, установке песочниц и завозу песка на игровые площадки, расположенные у жилых домов NN 18, 20 п. Гаровка-2, Хабаровского района, Хабаровского края.
В апелляционной жалобе ООО "ГУЖФ" ссылается на незаконность и необоснованность решения суда, просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое, которым в удовлетворении иска отказать.
Указывает на то, что Министерством обороны РФ не было передано ни одного земельного участка в управление ООО "ГУЖД", поэтому обязанность содержания земельного участка, организации и ремонту уличного освещения, дорожно-уличной сети, установке, обустройству и реконструкции детских игровых площадок входит в компетенцию органов местного самоуправления, а управляющая организация осуществлять ежедневную уборку и постоянно поддерживает в чистоте и порядке прилегающую к жилым домам территорию.
Ссылается на то, что размещение площадок для установки контейнеров определяется при проектирование строительства жилых зданий, места размещения и тип ограждения которых определяется органами местного самоуправления.
В случае отсутствия специально оборудованных площадок для мусорных контейнеров обусловленное подразделение должно направить обращение в органы местного самоуправления для согласования необходимыми инстанциями схемы размещения оборудованной контейнерной площадки.
Считает, что ответственность за содержание, техническое и санитарное состояние контейнеров (в том числе их переполнении) и контейнерной площадки несет их правообладатель, либо организация, на которую по договору возложены данные обязанности.
Указывает на то, что ООО "ГУЖД" заключила договор с ООО "РусКомплекс" на комплексное обслуживание жилищного фонда, в состав которого входит также вывоз твердых отходов, в связи с чем организация подрядчик несет ответственность по взятым на себя обязательствам согласно указанного договора.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "ГУЖФ" Полинякин А.Е. жалобу поддержал по изложенным в ней доводам, просил решение суда отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении иска отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель процессуального истца Петросян А.П., с доводами жалобы не согласился, пояснил, что основания для отмены решения суда отсутствуют, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, заслушав доводы лиц, принимавших участие в рассмотрении дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, что согласно приложения N 1 к договору от 27.07.2015 года в управление ООО "ГУЖФ" переданы жилые дома NN 14, 15, 16, 17, 18, 19,20,21,22,23, 24, расположенные в п. Гаровка-2, Хабаровского района, Хабаровского края.
В соответствие с договором управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации от 27.07.2015 года N, ООО "ГУЖФ" обязуется обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в жилищном фонде военных городков, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в жилищном фонде военных городков.
В судебном заседании установлено, что военной прокуратурой проведена проверка исполнения должностными лицами ООО "ГУЖФ" законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, при оказании коммунальных услуг в п. Гаровка-2 Хабаровского района, в ходе, которой выявлено, что с территории жилых домов NN 14, 15, 16, 17, 18, 19,20,21,22,23, 24, расположенных в п. Гаровка-2, бытовые отходы вывозятся несвоевременно, крупногабаритные бытовые отходы не вывозятся, мусорная площадка между торцами жилых домов N 15 и N 20, расположена на расстоянии менее 15 метров от входов в подъезды, металлические контейнеры не зачищены, крышки отсутствуют, промывка контейнеров не проводится, дератизация и дезинсекция территории п. Гаровка-2, также не проводится. Подвалы жилых домов NN 18, 21, 23 не просушены, в связи с чем, на первых этажах ощущается зловонный запах. В подъездах жилых домов NN 14, 17, 21, 23 имеются перегоревшие лампы освещения. Детские площадки жилых домов NN 18, 20 не обслуживаются, игровой инвентарь в запущенном состоянии. Песок не завозится, песочницы отсутствуют.
В соответствии с договором от 30 октября 2015 года заключенного между ООО "Главное управление жилищным фондом" и ООО "РусКомплекс", последний обязуется выполнять в полном объеме услуги по комплексному содержанию и текущему ремонту многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "ГУЖФ"
Согласно статье 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Жилищным кодексом Российской Федерации закреплено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 39).
В соответствии со ст.ст. 39 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354) утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил определено, что в состав общего имущества многоквартирного дома включены механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры)
Согласно пункту 10 данных Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
В соответствии с п. 40, 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме собственники помещений вправе требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения. Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В силу ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Из п. 8.2.4. того же СанПин, следует, что контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
В соответствии с п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; содержания в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Довод апелляционной жалобы о том, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, судебная коллегия отклоняет, как основанный на неверном толковании норм материального права, поскольку обязанность управляющей организации многоквартирного дома по обеспечению содержания общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативных документов, по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома установлены положениями Жилищного кодекса РФ (ч. 2 ст. 162) и договором управления жилищным фондом, закрепленным за ВС РФ от 27.07.2015 г., заключенным с Министерством обороны РФ.
Заключив договор подряда, ООО "ГУЖФ" самостоятельно определилапорядок и способ выполнения своих обязанностей по договору от 27.07.2015 года.
Судебная коллегия полагает, что управляющая компания не может быть освобождена от обязанности по содержанию придомовой территории необходимой для обслуживания многоквартирных домов, несмотря на то что границы придомовой территории не определены и данная территория им для обслуживания не передавалась.
Оценивая вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции, основываясь на исследованных в судебном заседании доказательствах в их совокупности, руководствуясь приведенными нормами материального права, обоснованно удовлетворил иск.
По вышеизложенным основаниям, иные доводы апелляционной жалобы, которые по существу сводятся к оспариванию обоснованности выводов суда первой инстанции и направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и установленных по делу обстоятельств, оснований, для переоценки которых у судебной коллегии не имеется, оснований для отмены решения суда первой инстанции не содержат и признаются судебной коллегией несостоятельными.
Судом первой инстанции были правильно применены нормы материального права, выводы суда постановлены с учетом положений статей 55, 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, оценка установленным обстоятельствам по делу дана по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Таким образом, решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают и оснований для отмены решения суда не содержат.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 19 апреля 2016 года по иску военного прокурора Хабаровского гарнизона к обществу с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" о возложении обязанности по производству работ в п.Гаровка-2 Хабаровского района оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" оставить без удовлетворения.
Председательствующий Моргунов Ю.В.
Судьи: Дорожкина О.Б. Тарасова А.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.