Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Жельнио Е.С.,
судей Тарасовой А.А., Романовой И.А.,
при секретаре Носаль М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Патрина С. В. к Управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю, Министерству внутренних дел Российской Федерации о возложении обязанности произвести доплату единовременной социальной выплаты, судебных расходов, по апелляционным жалобам представителя истца Патрина С.В. - Туизовой А.Г., представителя ответчика - УМВД России по Хабаровскому краю Бахтиной О.В. на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 19 апреля 2016 года,
заслушав доклад судьи Романовой И.А., объяснения представителя истца - Туизовой А.Г., представителя УМВД России по Хабаровскому краю - Максимейко Т.С.,
УСТАНОВИЛА:
Патрин С.В. обратился в суд с иском к Управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю. В обоснование указал, что 17.12.2012 г. истцу была предоставлена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилья в размере "данные изъяты". С расчетом размера единовременной социальной выплаты не согласен, т.к. при расчете суммы единовременной социальной выплаты жилищно-бытовой комиссией УМВД России по Хабаровскому краю был неверно применен в качестве поправочного коэффициента коэффициент 1, 3 вместо 1, 45, т.к. по состоянию на 31.08.2012 г. стаж его службы в органах внутренних дел в календарном исчислении составлял 24 года 8 месяцев 11 дней. При определении размера предоставляемой единовременной социальной выплаты было использовано значение средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Хабаровскому краю на третий квартал 2012 г. в размере 40 250 рублей. Фактически единовременная социальная выплата была предоставлена истцу 17.12.2012 г., следовательно, размер предоставляемой истцу единовременной социальной выплаты должен быть рассчитан, с учетом показателя средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Хабаровскому краю, установленному на IV квартал 2012 г., в размере 42 300 рублей. 11.11.2015 г. Жилищно-бытовая комиссия произвела перерасчет единовременной социальной выплаты по состоянию на 16.11.2012 г., в соответствии с которым, размер единовременной социальной выплаты составил "данные изъяты", размер недоплаты единовременной социальной выплаты - "данные изъяты". Департамент по материально-техническому и медицинскому обслуживанию МВД России отказал в доплате единовременной социальной выплаты по тем основаниям, что доплата в связи с неправильными расчетами размера единовременной социальной выплаты не предусмотрена. Просит обязать УМВД России по Хабаровскому краю произвести в пользу истца доплату единовременной социальной выплаты в размере "данные изъяты", взыскать расходы по уплате государственной пошлины в сумме "данные изъяты".
Определением Центрального районного суда г.Хабаровска от 11 марта 2016 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство внутренних дел Российской Федерации, которое освобождено от статуса третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 19 апреля 2016 г. исковые требования Патрина С.В. удовлетворены частично.
На Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю возложена обязанность произвести доплату Патрину С. В. части единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в размере "данные изъяты".
В требованиях о взыскании государственной пошлины, к Министерству внутренних дел Российской Федерации отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца Патрина С.В. - Туизова А.Г. просила изменить решение суда в части возмещения судебных расходов и взыскать с УМВД России по Хабаровскому краю в пользу Патрина С.В. расходы по уплате государственной пошлины в размере "данные изъяты", взыскать с УМВД России по Хабаровскому краю в пользу Патрина С.В. расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, в сумме "данные изъяты". Считает решение суда в части отказа во взыскании в пользу истца судебных расходов по оплате государственной пошлины незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы указала, что истцом была уплачена государственная пошлина в размере "данные изъяты" при предъявлении иска в суд и при подаче апелляционной жалобы. Положения п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации не могут быть применены к отношениям сторон по делу, т.к. регулируют вопросы уплаты государственной пошлины в бюджет, а не порядок распределения и возмещения судебных расходов сторонами судебного дела.
В апелляционной жалобе представитель УМВД России по Хабаровскому краю - Бахтина О.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование указала, что решение жилищно-бытовой комиссии с применением размера средней рыночной стоимости общей площади жилья по Хабаровскому краю состоялось 31.08.2012 г. На указанную дату подлежит применению приказ Министерства регионального развития РФ от 07.06.2012 г. N 225, согласно которому размер средней рыночной стоимости общей площади жилья по Хабаровскому краю составлял 40 250 рублей. Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 17.10.2012 г. N 28/ГС " О показателях средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2012 г. был зарегистрирован в Минюсте России только 6.11.2012 г., опубликован в Российской газете 9.11.2012 г., начал действовать с 20.11.2012 г., применять его при расчете единовременной денежной выплаты 31.08.2012 г. у УМВД России по Хабаровскому краю не имелось. В стаж службы для предоставления социальных гарантий не могут засчитываться периоды по правилам, установленным для исчисления стажа при назначении пенсии за выслугу лет. Доплата единовременной социальной выплаты фактически сводится к пересмотру распорядительного акта МВД России по размеру выплаты, а это, в свою очередь, влечет внесение изменений в указанный акт в части размера выплаты. Заявление на предоставление единовременной социальной выплаты подано Патриным С.В. 23.03.2012 г. Выплата перечислена на счет истца 17.12.2012 г. Исковое заявление подано 05.02.2016 г. за пределами срока исковой давности, который подлежит применению.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представителя УМВД России по Хабаровскому краю представитель истца Патрина С.В. - Тузизова А.Г. с доводами жалобы не согласна по тем основаниям, что часть единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения была выплачена истцу 17.12.2012 г., следовательно, размер единовременной социальной выплаты должен быть рассчитан, с учетом показателя средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Хабаровскому краю, установленному на IV квартал 2012 г., в размере 42 300 рублей. Срок исковой давности не пропущен, т.к. истец 15.07.2015 г. обратился с рапортом о предоставлении недополученной единовременной социальной выплаты, 11.11.2015 г. был произведен перерасчет единовременной социальной выплаты по состоянию на 16.11.2012 г., что свидетельствует о признании долга перед истцом. Стаж службы истца в органах внутренних дел должен рассчитываться в соответствие с ч.2 ст.38 Федерального закона от 30.11.2011 гэ N 342-ФЗ " О службе в органах внутренних де Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Письменных возражений на апелляционную жалобу представителя истца Туизовой А.Г. не поступило.
Заслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему:
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
В силу п. 7 ч. 2 и ч. 4 вышеуказанной статьи, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник проживает в общежитии. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и членам их семей устанавливаются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223.
Согласно п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника с приложением указанных в данном пункте документов.
Из положений п. 10, пп. "в" п. 14, п. 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты следует, что для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам, которая, в том числе, принимает решения о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета. Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа.
Суд руководствовался ч.1, 5 ст. 4, ст.7 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2011 г. N 1223, и исходил из того, что расчет размера единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации осуществляется, согласно п.27 Правил - исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной ст. 7 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по следующей формуле: Р = О x С x Кп x Кс, где: О - общая площадь жилого помещения; С - размер средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, определяемый в установленном порядке уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; Кп и Кс - поправочные коэффициенты.
Вместе с тем, удовлетворяя исковые требования, суд в формуле расчета исходил из того, что размер единовременной социальной выплаты должен быть рассчитан, с учетом показателя средней рыночной стоимости квадратного метра общей площади жилья по Хабаровскому краю, установленному на IV квартал 2012 г., в размере 42 300 рублей, поскольку выплата фактически предоставлена 17.12.2012 г.
По мнению судебной коллегии, доводы жалобы в части незаконности решения суда о применении нормативного акта, не вступившего в законную силу, являются обоснованными.
При определении суммы единовременной социальной выплаты жилищно-бытовой комиссией УМВД по Хабаровскому краю от 31.08.2012 г. учитывался размер среднерыночной стоимости квадратного метра на момент расчета, который установлен Приказом Госстроя от 07.06.2012 г. N 225, и составлял 40 250 рублей за 1 квадратный метр. Начало действия указанного приказа с 31.07.2012 г.
При указанных обстоятельствах, оснований для расчета размера средней рыночной стоимости общей площади жилого помещения с применением Приказа Госстроя от 17.10.2012 г. N 28/ГС, которым утверждены показатели средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на IV квартал 2012 г. в размере 42 300 рублей, с учетом начало действия документа - 20.11.2012 г., не имелось.
Доводы представителя истца о том, что размер единовременной социальной выплаты подлежит перерасчету, т.к. часть единовременной социальной выплаты выплачена истцу 17.12.2012 г., не состоятельны и не свидетельствует о неверном применении средней рыночной стоимости квадратного метра при расчете 31.08.2012 г., установленного на момент расчета Приказом Госстроя от 07.06.2012 г. N 225.
Согласно пункту 12 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Приказ Госстроя от 17.10.2012 г. N 28/ГС применению не подлежит, т.к. был зарегистрирован в Минюсте России 06.11.2012 N 25773, опубликован в "Российской газете" 09.11.2012, следовательно, вступил в силу 20.11.2012, поскольку самим приказом не предусмотрен иной порядок и на момент принятия решения не действовал.
Согласно пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1223, размер единовременной выплаты, рассчитывается на день принятия уполномоченным органом, в настоящем случае УМВД по Хабаровскому краю, соответствующего решения, т.е. в отношении Патрина С.В. - 31.08.2012, поэтому решение суда, которым сделан вывод о необходимости применения в расчете единовременной социальной выплаты стоимости одного квадратного метра на дату единовременной социальной выплаты, а не на дату расчета, нельзя признать законным.
Согласно пункту 30 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации при расчете размера единовременной выплаты применяется поправочный коэффициент с учетом общей продолжительности службы сотрудника в следующих размерах: от 11 до 12 лет - 1,05; от 12 до 13 лет - 1,1; от 13 до 14 лет - 1,15; от 14 до 15 лет - 1,2; от 15 до 20 лет - 1,25; 20 лет общей продолжительности службы и более - поправочный коэффициент 1,25 увеличивается на 0,05 за каждый год службы, но составляет не более 1,5.
Как следует из справки начальника ОПС отдела кадров УМВД России по Хабаровскому краю от 31.08.2012 г., стаж службы в органах внутренних дел в календарном исчислении на 31.08.2012 г. составляет 21 лет 00 месяцев 11 дней.
Согласно выписки из протокола N заседания жилищно-бытовой комиссии УМВД по Хабаровскому краю от 31.08.2012 г., расчет единовременной выплаты произведен с применением поправочного коэффициента размера предоставляемой единовременной выплаты, с учетом общей продолжительности службы Патрина С.В. на момент расчета - 1, 3, на основании представленной справки из УРЛС УМВД России по Хабаровском краю на дату расчета, в которой определен стаж службы в органах внутренних дел Патрина С.В. в календарном исчислении на 31.08.2012 г. в размере 21 лет 00 месяцев 11 дней.
В стаж службы в органах внутренних дел Патрина С.В. включен период замещения должностей в органах внутренних дел - 21 год 02 месяца 26 дней.
После принятия решения жилищно-бытовой комиссией истцу выдана справка кадровым подразделением УМВД России по Хабаровскому краю 30.01.2015 г., согласно которому по состоянию на 16.11.2012 г. стаж службы Патрина С.В. в органах внутренних дел Российской Федерации в календарном исчислении составляет 24 года 10 месяцев 27 дней.
В расчет стажа службы в органах внутренних дел Патрина С.В. включен период прохождения военной службы - 01 год 09 месяцев 21 день и период обучения сотрудника до поступления на службу в органы внутренних дел по очной форме в образовательных учреждениях, исчисляемых из расчета два месяца учебы за один месяц службы - 01 год 10 месяцев 10 дней.
Таким образом, коэффициент 1, 3 применен комиссией УМВД по Хабаровскому краю в связи с предоставлением Патриным С.В. сведений на заседание жилищно-бытовой комиссии 31.08.2012 г. о выслуге лет. Сведений об иной выслуге лет Патрина С.В. на дату расчета единовременной социальной выплаты, не имелось и основания для применения коэффициента 1, 45 в расчете единовременной социальной выплаты отсутствовали.
Кроме того, согласно п. п. 1 и 5 ч. 4 ст. 38 Федерального закона N 342-ФЗ от 30.11.2011 г. "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включаются: для назначения пенсии за выслугу лет - периоды, указанные в ч. ч. 2 и 3 данной статьи; для предоставления иных социальных гарантий, к которым относится и единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения - периоды, определенные Правительством Российской Федерации.
Содержание названной законодательной нормы указывает на то, что периоды, включаемые в стаж службы в органах внутренних дел для назначения пенсии за выслугу лет и для предоставления иных социальных гарантий, определяются по разному, в связи с чем, в стаж службы для предоставления единовременной социальной выплаты не могут засчитываться, периоды, указанные в ч. 2 ст. 38 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, к которым относятся период прохождения военной службы ( ст.38 п.2 подп.5 Федерального закона N 342-ФЗ) и время обучения сотрудника до поступления на службу в органы внутренних дел по основным образовательным программам высшего образования по очной форме, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы ( ст.38 п.2 подп.10 Федерального закона N 342-ФЗ).
В связи с изложенным, стаж службы в органах внутренних дел Патрина С.В. при расчете единовременной социальной выплаты 31.08.2012 г., с применением поправочного коэффициента - 1, 3, применен верно.
Кроме того, истцом пропущен срок исковой давности, о применении которого заявлено ответчиком.
В соответствии со ст. ст. 195, 196 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года.
Согласно п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии со ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Выводы суда первой инстанции о том, что срок исковой давности подлежит исчислению с 14.12.2015 г., т.е. с даты отказа в осуществлении доплаты единовременной социальной выплаты, основаны на неверном толковании норм материального права.
Истец узнал о расчете единовременной социальной выплаты, применении поправочного коэффициента в расчете - 1, 3, средней рыночной стоимости общей площади жилья по Хабаровскому краю в сумме 40 250 рублей за 1 квадратный метр, а также об общем размере единовременной социальной выплаты - "данные изъяты" непосредственно на заседании жилищно-бытовой комиссии УМВД по Хабаровскому краю - 31.08.2012 г., поскольку присутствовал на заседании жилищно-бытовой комиссии, что подтверждено сведениями о присутствующих, в том числе, заместителе председателя комиссии - Патрине С.В.
Следовательно, истцу был известен размер единовременной социальной выплаты 31.08.2012 г.
Распоряжением УМВД России по Хабаровскому краю от 06 сентября 2012 г. N, утверждено решение жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Хабаровскому краю ( протокол от 31.08.2012 N).
Выплата истцу зачислена на счет в размере "данные изъяты" 12.12.2012 г., им получена 17.12.2012 г., что Патриным С.В. не оспаривается. Следовательно, с 17.12.2012 г. истцу было известно о размере единовременной социальной выплаты.
Истец обратился с требованиями о возложении обязанности произвести доплату единовременной социальной выплаты 05.02.2016 г., т.е. с пропуском срока исковой давности, установленного ст.196 Гражданского кодекса РФ. Уважительных причин пропуска срока обращения в суд не представлено.
Доводы истца о том, что срок исковой давности на дату обращения в суд не истек, т.к. УМВД России по Хабаровскому краю был признан долг перед истцом о доплате ему единовременной социальной выплаты в размере "данные изъяты", не состоятельны.
Согласно п.33 Правил, единовременная выплата считается предоставленной сотруднику с даты ее перечисления на банковский счет сотрудника.
Доплата истцу единовременной социальной выплаты не произведена.
Согласно пункту 15 Правил решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что комиссией по предоставлению сотрудникам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, образованной федеральным органом исполнительной власти, не принимается отдельного решения о признании права сотрудника на получение такой выплаты. Данный вопрос разрешается комиссией при принятии решения о постановке сотрудника на учет для получения единовременной выплаты.
Следовательно, ссылка на протокол N заседания жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Хабаровскому краю от 11.11.2015 г., согласно которому постановлено внести изменения в протокол заседания жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Хабаровскому краю от 31 августа 2012 г. N, утвержденный распоряжением УМВД России по Хабаровскому краю от 6 сентября 2012 N, в части расчета суммы единовременной социальной выплаты и ходатайствовать перед комиссией МВД России о рассмотрении вопроса о предоставлении недополученной единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в размере "данные изъяты" Патрину С.В. на семью в составе 4-х человек, не состоятельны и не свидетельствуют о признании ответчиком права истца на доплату единовременной социальную выплаты и перерыв течения срока исковой давности.
В силу ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Поскольку решение подлежит отмене, оснований для взыскания государственной пошлины, уплаченной истцом, не имеется.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
Решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 19 апреля 2016 г. по гражданскому делу по иску Патрина С. В. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю, Министерству внутренних дел Российской Федерации о возложении обязанности произвести доплату единовременной социальной выплаты, судебных расходов, отменить, вынести новое решение.
В удовлетворении исковых требований Патрину С. В. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю, Министерству внутренних дел Российской Федерации о возложении обязанности произвести доплату единовременной социальной выплаты, судебных расходов, отказать.
Председательствующий: Жельнио Е.С.
Судьи: Тарасова А.А.,
Романова И.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.