Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Верхотуровой И.В.
судей Порохового С.П., Дорожкиной О.Б.
при секретаре Чирковой А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Хабаровске гражданское дело по иску Селезнева А. П. к федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - ФГКУ "Востокрегионжиллье" МО РФ) о постановке на учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, по апелляционной жалобе Селезнева А. П. на решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 24 мая 2016 года.
Заслушав доклад судьи Верхотуровой И.В., пояснения представителя ФГКУ "Востокрегионжиллье" МО РФ Будановой В.С., судебная коллегия
установила:
Селезнев А.П. обратился в суд с иском к ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о постановке на учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование иска указал на то, что истец проходил службу в Вооруженных силах Российской Федерации, в 1997 году уволен в запас по достижении предельного возраста и исключен из списка личного состава части,, выслуга лет составила 30 лет. На момент увольнения и по настоящее время истец вместе с семьей проживает в служебном жилом помещении, расположенном в закрытом военном городке по "адрес". 08.10.2015 года истец обратился к ответчику с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом на условиях социального найма, в связи с увольнением с военной службы по основанию, дающему право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства, в чем ему было отказано. Считает решение ответчика незаконным, в поскольку факт проживания в жилом помещении на территории закрытого военного городка на момент увольнения с военной службы свидетельствует о нуждаемости в жилом помещении. Просил признать за ним право состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма по избранному месту жительства в городе Уссурийске Приморского края, составом семьи 3 человека; возложить на ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации обязанность включить с 08.10. 2015 года истца и его супругу ФИО1, сына ФИО2 в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по избранному месту жительства.
Решением Кировского районного суда города Хабаровска от 24.05.2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Селезнев А.П. просит решение суда отменить, принять новое решение, которым исковые требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Указывает на то, что вывод суда о том, что истец утратил свое право на обеспечение жилым помещением ввиду исключения из списков личного состава части, является неверным толкованием действующего закона.
Истец надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения его апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, с ходатайством об отложении рассмотрения дела к суду не обращался. На основании части 3 статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения представителя ответчика, изучив имеющиеся доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом 24.04.1997 года "данные изъяты" Селезнев А.П., "данные изъяты", уволен с военной службы приказом командующего ЗабВО от 29.04.1997г. N в отставку по ст.48 ч.5 абз.2 Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе", по достижении предельного возраста. Выслуга лет в календарном исчислении составила 30 лет 05 мес., в льготном исчислении - 36 лет 07 мес.
На момент увольнения с военной службы истец был обеспечен жилым помещением по "адрес", являющимся трехкомнатной квартирой общей площадью 57,6 кв.м., жилой 35,9 кв.м. Указанное жилое помещение предоставлено на состав семьи 4 человека, включая истца, его супругу ФИО1, сына ФИО2, сына ФИО3.
Ответом ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ от 16.11.2015 года Селезневу А.П. сообщено об отказе в признании нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих", поскольку Селезнев А.П. уволен и исключен из списков личного состава 05.05.1997 года, на момент увольнения не признан нуждающимся, заявление о признании нуждающимся в получении жилого помещения в избранном месте жительства, предоставлено в ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ после исключения из списков части 08.10.2015 года. Дополнительно разъяснено, что решение жилищного вопроса возможно на общих основаниях в порядке ст. 49-51 ЖК РФ через органы местного самоуправления.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных Селезневым А.П. требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец при увольнении с военной службы, не был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, о своих правах на жилищное обеспечение в связи с увольнением с военной службы не заявлял, и пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Селезнева А.П.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Порядок реализации военнослужащим права на обеспечение жилым помещением на момент увольнения Селезнева А.П. с военной службы был урегулирован вступившим в силу 22.02.1993 года Законом Российской Федерации от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих".
Согласно пункту 6 статьи 15 указанного Закона граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
С 01.01.1998 Закон Российской Федерации N 4338-1 "О статусе военнослужащих" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Реализуя правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установилосновы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе выделение денежных средств на приобретение жилых помещений.
В редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, устанавливалось, что ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами в определенном порядке, сводящемся к обязанности органов местного самоуправления регистрировать и ставить на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом.
На основании статьи 100 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в пункт 14 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" внесены изменения, вступившие в силу с 01 января 2005 года, которыми с указанной даты с органов местного самоуправления снята обязанность по предоставлению военнослужащим жилых помещений.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) установлено, что обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.
В связи с принятием Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" абзац второй пункта 2 статьи 15 Федерального закона N 76-ФЗ от 27.05.1998 "О статусе военнослужащих" утратил силу с 01.01.2011, статья 15 дополнена пунктом 2.1, согласно которой в редакции от 24.11.2014 N 360-ФЗ согласно которому обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения
Таким образом, необходимым условием реализации права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства является постановка военнослужащего на соответствующий учет по месту жительства на основании решения исполнительного органа местного самоуправления.
Реализация гражданином права на обеспечение жильем по избранному после увольнения с военной службы месту жительства носит не абсолютный характер, а связана с его обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на очередь на получение жилья или на улучшение жилищных условий и постановкой на соответствующий учет.
Согласно ответу Администрации уссурийского городского округа Приморского края, Селезнев А.П. на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (общегородская очередь), а также по категории "военнослужащие, уволенные в запас" в администрации Уссурийского городского округа не состоит.
Каких-либо документов, подтверждающих, что истец в установленном законом порядке был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях органом местного самоуправления, так и по месту службы в целях последующего предоставления ему жилого помещения в связи со статусом военнослужащего, не представлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе Селезневым А.П. не приведено правовых оснований к отмене постановленного решения, по существу доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым решением, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 24 мая 2016 года по делу по иску Селезнева А. П. к ФГКУ "Востокрегионжиллье" МО РФ о постановке на учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Верхотурова
Судьи С.П. Пороховой
О.Б. Дорожкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.