Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Жельнио Е.С.,
Судей: Овсянниковой И.Н., Лукьянченко Р.В.
при секретаре Павловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малининой Т. В., действующей также в интересах несовершеннолетней ФИО1 к администрации Лермонтовского сельского поселения Бикинского муниципального района Хабаровского края, администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края, комитету Правительства Хабаровского края по гражданской защите о признании незаконным отказа включить в список граждан на получение единовременной материальной помощи, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности по включению в список граждан на получение единовременной материальной помощи, изменении размера суммы единовременной материальной помощи,
по апелляционной жалобе администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края на решение Бикинского городского суда Хабаровского края от 24 мая 2016 года,
Заслушав доклад судьи Лукьянченко Р.В., объяснения Малининой Т.В., судебная коллегия
установила:
Малинина Т.В., действующая также в интересах несовершеннолетней ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Лермонтовского сельского поселения Бикинского муниципального района Хабаровского края, администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края, комитету Правительства Хабаровского края по гражданской защите о признании незаконным отказа включить в список граждан на получение единовременной материальной помощи, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности по включению в список граждан на получение единовременной материальной помощи, изменении размера суммы единовременной материальной помощи, ссылаясь на следующее:
в результате чрезвычайной ситуации - паводка на реке Бира пострадало имущество истца и членов ее семьи: "данные изъяты" часть жилого дома, расположенного по "адрес", утрачен урожай, выращиваемый для личного потребления. 18.07.2015 г. истцы обратились в администрацию Лермонтовского сельского поселения с заявлением о включении семьи истца в список граждан на получение единовременной материальной помощи, на которое получен устный отказ, по причине того, что не оформлен договор аренды земельного участка. Однако на основании постановления Правительства Хабаровского края от 30.12.2009г. N 406-пр, истцы имеют право на получение единовременной материальной помощи, за поврежденное жилое помещение и в связи с лишением урожая сельскохозяйственных культур.
В связи с чем, истец просила суд признать незаконным отказ администрации Лермонтовского сельского поселения Бикинского муниципального района Хабаровского края включить в список граждан на получение единовременной материальной помощи; обязать администрацию Лермонтовского сельского поселения включить истца и членов ее семьи в список граждан на получение единовременной помощи за поврежденное жилье и лишившихся урожая сельскохозяйственных культур на земельном участке, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации; включить в акт обследования членов семьи истца; изменить сумму выплаты компенсации.
Решением Бикинского городского суда Хабаровского края от 24 мая 2016 года исковые требования удовлетворены частично. Суд постановил:признать Малинину Т.В. и ФИО1 пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации - подтопления паводковыми водами на территории Лермонтовского сельского поселения Бикинского муниципального района Хабаровского края; обязать администрацию Бикинского муниципального района Хабаровского края включить Малинину Т.В. и ФИО1 в список граждан на получение единовременной материальной помощи в результате утраты урожая сельскохозяйственных культур, пострадавших в результате подтопления паводковыми водами в Лермонтовском сельском поселении Бикинского муниципального района Хабаровского края.
В апелляционной жалобе администрация Бикинского муниципального района Хабаровского края просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что судом применены нормативные акты, не подлежащие применению к спорным правоотношениям, а именно: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", Указ Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 года N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области", поскольку указанные акты не регулируют вопросы оказания материальной помощи пострадавшим в результате подтопления на территории Бикинского муниципального района в июле 2015 года. Положения действующего законодательства не предусматривают обязанность ответчика, оказывать истцу материальную помощь в связи с утратой урожая на земельном участке.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец Малинина Т.В. просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу представитель комитета Правительства Хабаровского края по гражданской защите поддержал позицию администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края.
Истец в заседании суда апелляционной инстанции возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, по доводам, указанным в письменных возражениях.
Представители ответчиков в заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали, о месте и времени рассмотрения дела извещены в установленном порядке, об уважительных причинах неявки не сообщили.
В связи с чем, дело рассмотрено без участия представителей ответчиков, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца, судебная коллегия приходит к следующему:
как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в июле 2015 г. на территории Бикинского муниципального района Хабаровского края выпало большое количество осадков. Дождевыми водами подтоплены приусадебные участки, в том числе в селе Лермонтовка, повреждено имущество граждан, на подтопленных приусадебных участках погиб урожай.
В связи с чем, Постановлением администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края от 15.07.2015 г. N 127, на территории Бикинского муниципального района с 21-00 часов 14 июля 2015 года введен режим чрезвычайной ситуации. Зонами чрезвычайной ситуации определены территории городского поселения "Город Бикин" и Лермонтовского сельского поселения Бикинского муниципального района.
Малинина Т.В. и члены ее семьи: муж ФИО2, дети - ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО3, ФИО3 проживают в жилом помещении, расположенном по "адрес", зарегистрированы в нем по месту жительства 31.08.2012 г.
На основании договора купли-продажи от 07.07.2014 г. Малининой Т.В. принадлежит "данные изъяты" доля в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по "адрес", право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке 30.07.2014г.
Также "данные изъяты" доля в праве общей долевой собственности на данный жилой дом, принадлежит ФИО2 на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 18.07.2007г., после смерти наследодателя ФИО4. Право собственности ФИО2 зарегистрировано в установленном законом порядке 19.07.2010г.
Земельный участок, на котором расположен данный дом, был предоставлен в пользование ФИО4 на основании договора аренды N от 25.03.2005 г. сроком до 20.03.2054 г., для использования под эксплуатацию индивидуального жилого дома и личное подсобное хозяйство.
После смерти арендатора ФИО4 13.12.2006 г., истцы без оформления каких-либо документов, подтверждающих право пользования земельным участком, фактически используют его для выращивания сельскохозяйственных культур, вносят арендную плату от имени ФИО4.
Как указано в акте обследования утраченного урожая сельскохозяйственных культур на приусадебном земельном участке по "адрес", составленном по факту затопления комиссией администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края 17 июля 2015 года, без участия истца, указанный земельный участок, 0,09 га, подтоплен паводковыми водами, в связи с чем, погибли сельскохозяйственные культуры на сумму "данные изъяты". Сумма единовременной материальной помощи пострадавшей Малининой Т.В. определена в размере "данные изъяты".
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчики администрация Бикинского муниципального района, комитет Правительства Хабаровского края по гражданской защите указывали на то, что истцы не имеют права на получение единовременной материальной помощи, так как не проживают и не зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении на приусадебном участке, на котором погиб урожай, не имеют правоустанавливающих документов на земельный участок.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 29 Федерального Конституционного закона от 30.05.2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Указа Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 года N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области", Постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", Правил выделения бюджетных ассигнований, предусмотренных в краевом бюджете на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории Хабаровского края, утвержденных Постановлением Правительства Хабаровского края от 30 сентября 2015 г. N 318-пр, пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований, поскольку установил, что Малинина Т.В. с дочерью постоянно проживает в населенном пункте, оказавшемся в зоне чрезвычайной ситуации, пользуется приусадебным участком по "адрес", на котором расположен, принадлежащий ей жилой дом, для выращивания сельскохозяйственных культур, в связи с утратой урожая, является пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации.
Между тем такие выводы суда первой инстанции являются ошибочными.
Судебная коллегия соглашается с доводом апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно применил положения названных выше Указа Президента РФ от 31.08.2013 г. N 693 и Постановления Правительства РФ от 15.02.2014 г. N 110.
Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 года N 693, определены меры по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области в 2013г.
Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304, установлена классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в соответствии с которой, чрезвычайная ситуация режим которой введен Постановлением администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края от 15.07.2015 г. N 127, относится к чрезвычайной ситуации межмуниципального характера.
Таким образом, оснований для применения Указа Президента РФ от 31.08.2013 г. N 693 и Постановления Правительства РФ от 15.02.2014 г. N 110 к спорным отношениям, возникшим в связи с введением Постановлением администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края от 15.07.2015 г. N 127 чрезвычайной ситуации межмуниципального характера, не имеется.
Порядок выделения бюджетных ассигнований, предусмотренных в краевом бюджете на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, на финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера на территории Хабаровского края, установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2009 г. N 406-пр, действовавшим в период возникновения спорных правоотношений (далее по тексту - Правила).
В соответствии с п.п. "д" п. 10 Правил, бюджетные ассигнования, предусмотренные в краевом бюджете на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий на территории края, выделяются органам исполнительной власти края, органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края для частичного покрытия расходов в частности на оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью).
Согласно п. 5 Правил, для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации, оформляются в частности: список граждан на получение единовременной материальной помощи, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации (приложение N 5 к настоящим Правилам).
Согласно п. 7.1 Порядка оформления и содержания документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (приложение N 16 к настоящим Правилам), указанная единовременная помощь выплачивается гражданам, лишившимся урожая сельскохозяйственных культур на приусадебном земельном участке.
В требованиях к формированию списка, в частности предусмотрено, что в списках указываются все граждане (включая детей), постоянно проживающие и зарегистрированные в жилом помещении, поврежденном на момент чрезвычайной ситуации, в жилом помещении на приусадебном земельном участке, на котором был утрачен урожай сельскохозяйственных культур в результате чрезвычайной ситуации.
Аналогичные по существу положения закреплены в Правилах выделения бюджетных ассигнований, предусмотренных в краевом бюджете на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории Хабаровского края; а также в Порядке оформления и содержания документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, утвержденных Постановлением Правительства Хабаровского края от 30 сентября 2015 г. N 318-пр, вступившим в силу после возникновения указанной чрезвычайной ситуации.
Из указанных норм права следует, что в рассматриваемом случае, право на получение единовременной материальной помощи, имеют граждане, лишившиеся урожая сельскохозяйственных культур, постоянно проживающие и зарегистрированные в жилом помещении на приусадебном земельном участке, на котором был утрачен урожай сельскохозяйственных культур в результате чрезвычайной ситуации.
Истцы постоянно не проживают и не зарегистрированы в жилом помещении, расположенном по "адрес", на земельном участке, на котором в результате чрезвычайной ситуации был утрачен урожай сельскохозяйственных культур.
Как следует из материалов дела и подтверждается истцом, Малинина Т.В. и члены ее семьи постоянно проживают и зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, расположенном по "адрес".
Указанными Правилами выделения бюджетных ассигнований, предусмотренных на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории Хабаровского края, предусмотрено оказание гражданам различных видов материальной и финансовой помощи, определен подробный порядок их оказания и конкретные условия предоставления помощи.
Исходя из анализа указанных норм права, установленных обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии у истцов права на получение единовременной материальной помощи, в связи с утратой урожая сельскохозяйственных культур в результате чрезвычайной ситуации, по изложенным основаниям.
Сам по себе факт причинения убытков, не влечет безусловного возникновения обязанности ответчика по включению истцов в список граждан на получение единовременной материальной помощи, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, без учета установленных процедуры и оснований, поскольку в целях возмещения убытков в связи с гибелью урожая сельскохозяйственных культур, в том числе в результате наводнения, поводка, в гражданском законодательстве закреплен институт страхования.
Как следует из ст. 929 ГК РФ, по договору имущественного страхования могут быть, в частности, застрахованы риски утраты (гибели) или повреждения определенного имущества (статья 930).
При изложенных обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения требований истца.
Данные обстоятельства и нормы права не были приняты во внимание судом первой инстанции, в связи с чем, постановленное по делу решение не отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности судебного решения, а доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания и содержат правовые основания для отмены решения на основании п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края удовлетворить.
Решение Бикинского городского суда Хабаровского края от 24 мая 2016 года отменить. Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Малининой Т. В., действующей также в интересах несовершеннолетней ФИО1 к администрации Лермонтовского сельского поселения Бикинского муниципального района Хабаровского края, администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края, комитету Правительства Хабаровского края по гражданской защите о признании незаконным отказа включить в список граждан на получение единовременной материальной помощи, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности по включению в список граждан на получение единовременной материальной помощи, изменении размера суммы единовременной материальной помощи - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке, в президиум Хабаровского краевого суда, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий Е.С. Жельнио
Судьи И.Н. Овсянникова
Р.В. Лукьянченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.