Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего: Жельнио Е.С.
судей: Тарасовой А.А., Лукьянченко Р.В.
при секретаре: Павловой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 июля 2016 года в городе Хабаровске гражданское дело по иску Ванинского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО "Ванинский морской торговый порт" о понуждении к совершению действий, по апелляционной жалобе ОАО "Ванинский морской торговый порт" на решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 12 мая 2016 года.
Заслушав доклад судьи Тарасовой А.А., объяснения представителя истца Марченко Ю.Н., представителей третьих лиц: Сабитова А.А., Зельник Ю.В., Плахтий А.Ю., судебная коллегия
установила:
Ванинский транспортный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО "Ванинский морской торговый порт" о понуждении к совершению действий.
В обоснование заявленного иска указал, что Ванинской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения ОАО "Порт Ванино" законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения при перевалке сыпучих грузов на территории ОАО "Порт Ванино". Площадки для хранения углей ОАО "Порт Ванино" расположены в водоохраной зоне моря. Проверкой установлено, что ОАО "Порт Ванино" осуществляет перевалку сыпучих грузов (уголь, глинозем, нефтекокс, минеральные удобрения) на причале N 15, ограждение складов угля отсутствует, уголь хранится на открытых с четырех сторон площадках, что не соответствует данным инвентаризации и последующим расчетам, основанным на этих данных, а также ПОТ РО- 152-31.82.03-96. В нарушение Постановления Главного санитарного врача Российской Федерации от 09.10.2013 N 51 "О внесении изменений N 10 в ГН 2.1.2309-07 "Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух населенных мест ОАО "Порт Ванино" руководствуется Проектом ПДВ, в котором ОБУВ для пыли каменного угля не установлен. Выявленные в ходе проверки на территории ОАО "Порт Ванино" установки по очистке угля "Parker" и конвейер "Telestack TS - 850", не включены в инвентаризацию выбросов, как источники выделения угольной пыли в атмосферу, и, соответственно, в Проект нормативов ПДВ и проект обоснования границ санитарно - защитной зоны. В Проекте нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ОАО "Порт Ванино", в Проекте обоснования расчетной санитарно-защитной зоны ОАО "Порт Ванино" не учтены все источники выбросов вредных веществ от перегрузки угля в атмосферу. Хранение угля на причалах N N 5, 6, 7, 9, 10, 11, 16, 17, 19 производится с нарушением требований п. 5.2 "Формирования складского штабеля" Рабочей технологической карты перегрузки углей, разработанной юридическим лицом, а также положений ПОТ РО-152-31.82.03- 96, поскольку у части источников (60%) ограждение выполнено из старых металлических крановых опор, старых бетонных блоков, высотой от 20 см до 1,5 м. Согласно требований п.п. 5.2.5 Рабочей технологической карты, при формировании штабеля не допускается пересыпание груза через ограждение. Проверкой установлены факты пересыпания через ограждения у 40% источников. При прокурорской проверке установлен факт погрузки угля краном на судно открытым способом, в ходе которой, наблюдалось интенсивное пыление, при этом, какие - либо мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов ОАО "Порт Ванино" не проводились. Принимая во внимание объемы перевалки углей ОАО "Порт Ванино", характер выявленных нарушений и непрерывность воздействия вредных факторов, полагает, что последствия от пыления обрабатываемых в морском порту Ванино углей могут иметь масштабный характер и влечь загрязнение территории предприятия, а также прилегающих к нему населенных пунктов Ванинского района Хабаровского края. Тем самым может быть причинен вред здоровью граждан, находящихся на территории предприятия и в прилегающих к нему населенных пунктах Ванинского района Хабаровского края, круг которых установить не представляется возможным.
На основании изложенного, просил суд учетом уточнений от 29.03.2016 г. обязать ОАО "Порт Ванино" в срок, не превышающий 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать штабели навалочных грузов на причале N 5, 6, 7, 9, 10, 11, 15, 16, 17, 19 морского порта Ванино ограждениями в виде подпорных (габаритных) стенок для предотвращения осыпания груза в соответствии с требованиями ПОТ РО-152-31.82.03-96. "Правила охраны труда в морских портах", утвержденных приказом департамента морского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации N 2 от 09.01.1996, Рабочей технологической картой перегрузки N 2015.5, утвержденной 16.07.2011 генеральным директором ОАО "Порт Ванино". Обязать ОАО "Порт Ванино" при осуществлении погрузочно - разгрузочной деятельности угля проводить мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов. Обязать ОАО "Порт Ванино" в срок, не превышающий 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, провести инвентаризацию стационарных и передвижных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а именно установки по очистке угля "Parker", конвейер "Telestack TS - 850", мобильной сортировочной установки "CHIEFTAIN", железнодорожных вагонов, погрузчиков, бульдозеров. Обязать ОАО "Порт Ванино" в срок, не превышающий 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, провести инвентаризацию выбросов пыли каменного угля в соответствии с Гигиеническими нормами ГН 2.1.2309-07 "Ориентировочные безопасные уровни воздействия загрязняющих веществ в атмосферный воздух населенных мест" данных инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В соответствии с результатами инвентаризации в срок, не превышающий 31.12.2016г., утвердить нормативы ПДВ (предельно-допустимых выбросов) и получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Определением от 12.05.2016 г. производство по делу в части исковых требований об обязании ОАО "Порт Ванино" в срок, не превышающий 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, провести инвентаризацию выбросов пыли каменного угля в соответствии с Гигиеническими нормами ГН 2.1.2309-07 "Ориентировочные безопасные уровни воздействия загрязняющих веществ в атмосферный воздух населенных мест" данных инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, прекращено, в связи с отказом Ванинского транспортного прокурора от иска в этой части.
Решением Ванинского районного суда Хабаровского края от 12 мая 2016 года исковые требования Ванинского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворены.
Судом постановлено:
Обязать ОАО "Порт Ванино" в срок, не превышающий 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать штабели навалочных грузов на причале N 15,5, 6, 7, 9, 10, 11, 16, 17, 19 морского порта Ванино ограждениями в виде подпорных (габаритных) стенок для предотвращения осыпания груза в соответствии с требованиями ПОТ РО-152-31.82.03-96. "Правила охраны труда в морских портах", утвержденных приказом департамента морского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации N 2 от 09.01.1996, Рабочей технологической картой перегрузки N 2015.5, утвержденной 16.07.2011 генеральным директором ОАО "Порт Ванино".
Обязать ОАО "Порт Ванино" при осуществлении погрузочно - разгрузочной деятельности угля проводить мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов.
Обязать ОАО "Порт Ванино" в срок, не превышающий 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, провести инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а именно установки по очистке угля "Parker" и конвейер "Telestack TS - 850", мобильной сортировочной установки "CHIEFTAIN", а также источников выбросов вредных веществ от перегрузки угля в атмосферу, а именно железнодорожных вагонов, погрузчиков, бульдозеров.
В соответствии с результатами инвентаризации в срок, не превышающий 31.12.2016г., утвердить нормативы ПДВ и получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ОАО "Ванинский морской торговый порт" просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на его незаконность. В обоснование доводов жалобы указывает, что в "Проекте нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ОАО "Порт Ванино", "Проекте обоснования расчетной санитарно-защитной зоны ОАО "Ванинский морской торговый порт" как отдельные источники выбросов указаны перегрузка (пересыпка) и хранение угля. Сортировка груза с технологической очисткой от инородных предметов, предусмотренная договорами перевалки угля, заключенными ОАО "Порт Ванино" является частью технологического процесса по перегрузке угля в порту Ванино. Оборудование для сортировки угля находится на территории порта с целью исполнения установленных обязательств по перегрузке угля. Технологические процессы перегрузки угля включены в качестве источника выбросов в проект ПДВ. Сортировка угля является частью технологического процесса перегрузки угля, поэтому инвентаризация источников выбросов проведена правильно, нарушения проекта ПДВ со стороны ОАО "Порт Ванино" отсутствуют. Указывает, что в "Проекте нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ОАО "Порт Ванино" и "Проекте обоснования расчетной санитарно-защитной зоны ОАО "Ванинский морской торговый порт" учтены все источники выбросов вредных веществ от перегрузки угля в атмосферу. Кроме того, в настоящее время при осуществлении перевалки грузов, ответчиком используется меньшее количество техники по сортированию и очистке угля, чем указано в проекте ПДВ. Факт вывода оборудования подтверждается приказом. Указывает, что имеющимися заключениями экспертов подтверждается соответствие Проекта ПДВ требованиям, указанным СанПин.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Ванинский транспортный прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В письменных пояснениях на апелляционную жалобу Министерство природных ресурсов Хабаровского края, считают апелляционную жалобу необоснованной.
В соответствии с пунктом 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, письменных пояснений, выслушав представителя истца Марченко Ю.Н., поддержавшую доводы возражений, представителей третьих лиц: Сабитова А.А., Зельник Ю.В., Плахтий А.Ю., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 2, 11 Федерального закона Российской Федерации N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Положениями ч. 3 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" предусмотрено, что в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
Согласно статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон об охране окружающей среды) хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основе ряда принципов, включая презумпцию экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности, обязательности оценки воздействия на окружающую среду, допустимости воздействия хозяйственной деятельности на природную среду, обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, ответственности за несоблюдение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов.
В силу статьи 34 Федерального закона об охране окружающей среды, эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона об охране окружающей среды юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.
Нормативным документом "ПОТ РО-152-31.82.03-96. Правила охраны труда в морских портах", утвержденных приказом департамента морского транспорта Минтранса России от 09.01.1996 N 2 (далее - ПОТ РО-152-31.82.03-96) предусмотрены меры по снижению пыления обрабатываемых и хранимых в морских портах навалочно-насыпных грузов.
Настоящие правила устанавливают требования охраны труда в процессе организации и выполнения погрузочно-разгрузочных работ в морских торговых портах и обязательны для выполнения всеми работниками, независимо от вида собственности организаций и предприятий.
Согласно пункту 11.27 ПОТ РО-152-31.82.03-96 штабели навалочных грузов должны иметь ограждения в виде подпорных (габаритных) стенок для предотвращения осыпания груза.
Пунктом 12 приложения 3 к ПОТ РО-152-31.82.03-96 установлено, что формирование штабеля производится на открытых складских площадках, огражденных подпорными устройствами. Высота груза у подпорной стенки с учетом естественного откоса должна быть на 20-30 см ниже ограждающего подпорного устройства.
Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, 28-29 января 2016 г. Ванинской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения ОАО "Порт Ванино" законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения при перевалке сыпучих грузов на территории ОАО "Порт Ванино".
Площадки для хранения углей ОАО "Порт Ванино" расположены в водоохраной зоне моря.
Согласно пунктам 5.2.1, 5.2.5 Рабочей технологической карты перегрузки N 2015.5, утвержденной генеральным директором ОАО "Порт Ванино", уголь размещается на очищенных площадках с твердым покрытием. Площадка огораживается надежными щитами или бетонными монолитами. Высота штабеля, находящегося внутри бетонного ограждения не должна превышать 10 метров. При формировании штабеля не допускается пересыпание груза через ограждение.
Согласно проекта нормативов предельно допустимых выбросов для ОАО "Порт Ванино" и инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, хранение угля на производственной территории осуществляется на закрытых с четырех сторон площадках.
Проверкой установлено, что ОАО "Порт Ванино" осуществляет перевалку сыпучих грузов (уголь, глинозем, нефтекокс, минеральные удобрения) на причале N 15 ограждение складов угля отсутствует, уголь хранится на открытых с четырех сторон площадках, что не соответствует данным инвентаризации и последующим расчетам, основанным на этих данных, а также ПОТ РО- 152-31.82.03-96. Штабели навалочных грузов на причале N 15,5, 6, 7, 9, 10, 11, 16, 17, 19 морского порта Ванино не оборудованы ограждениями в виде подпорных (габаритных) стенок для предотвращения осыпания груза в соответствии с требования ПОТ РО-152-31.82.03-96. "Правила охраны труда в морских портах", утвержденных приказом департамента морского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации N 2 от 09.01.1996, Рабочей технологической картой перегрузки N 2015.5, утвержденной 16.07.2011 генеральным директором ОАО "Порт Ванино".
Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
Судом также установлено, что проект ПДВ для ОАО "Порт Ванино" разработан без учета ОБУВ каменного угля, в нарушение Гигиенического норматива качества атмосферного воздуха по пыли каменного угля, установленного Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.10.2013 N 51 "О внесении изменений N 10 в ГН 2.1.2309-07 "Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух населенных мест", вступившим в законную силу 27.12.2013, с учетом изменений внесенных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 51 от 09.10.2013, для пыли каменноугольной установлен ОБУВ, который равняется -0,1мг/м 3.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя иск прокурора, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и исходил из тех обстоятельств, что деятельность ответчика по перевалке угля открытым способом в отсутствие окончательно установленной санитарно-защитной зоны противоречит нормам действующего законодательства и соответственно является незаконной.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, которые соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также нормам материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что сортировка угля включена в технологический процесс перегрузки угля в качестве источника выбросов в проект ПДВ опровергаются материалами дела.
Так, в письме ФГБУ "ЦЛАТИ по ДФО" от 18.04.2016 года N 01-07/260 в инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ в расчет выбросов от складов угля были включены следующие технологические операции: пыление при разгрузке угля, сдувы пыли при хранении угля открытым способом, пыление при перегрузке угля (л.д. 199 Т. 1). Данных о том, что процесс сортировки угля с использованием сортировочных и дробильных установок, конвейеров, был учтен при разработке проекта ПДВ при расчете источников выбросов загрязняющих веществ, в данном письме не содержится.
Доводы жалобы о том, что хранение угля на открытых не огороженных площадках допускается при формировании штабеля, в связи с тем, что необходим технологический проезд, для погрузо-разгрузочной техники, что предусмотрено п. 17.3.4 "РД 31.3.05-97. Ведомственные строительные нормы. Нормы технологического проектирования морских портов", утвержденных Минтрансом России от 21.05.1997, признаются судебной коллегией не состоятельными, ввиду того, что в п. 17.3.4 РД 31.3.05-97 также указано, что на складах навалочных грузов устраивают подпорные (ограждающие) стенки со стороны подкрановых и железнодорожных путей, автодорог, а также между штабелями. Отсутствие стенок допускается только в местах въезда на склады.
В целом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись позицией ответчика по данному спору, приводились при рассмотрении дела в суде первой инстанции, им дана надлежащая оценка, исходя из установленных судом обстоятельств и требований закона.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все значимые по делу обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены судом правильно, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам жалобы не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 12 мая 2016 года по делу по иску Ванинского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО "Ванинский морской торговый порт" о понуждении к совершению действий - оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Ванинский морской торговый порт" - без удовлетворения.
Председательствующий: Е.С. Жельнио
Судьи: А.А. Тарасова
Р.В. Лукьянченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.