Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Дорожко С.И.
судей Порохового С.П., Дорожкиной О.Б.
при секретаре Чирковой А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мироновой А. В. к некоммерческой организации "Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае" о возложении обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме,
по апелляционной жалобе истца Мироновой А.В. на решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 18 мая 2016 года,
Заслушав доклад судьи Дорожкиной О.Б., объяснения истца Мироновой А.В., представителей ответчиков Бараник С.Ю., Сидоровой А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Миронова А.В. обратилась в суд с иском к НО "Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае" о возложении обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
В обоснование иска указала, что является собственником жилого помещения, расположенного по "адрес". Многоквартирный дом "адрес" включен в Программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Хабаровского края на 2014-2043 годы, утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2013 N479-пр. Согласно данной Программе в 2015 году по данному многоквартирному дому должны были быть проведены работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома. Кроме того, указанный многоквартирный дом включен в перечень многоквартирных домов на территории Хабаровского края, в которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества в 2015 году. Ответчик не обеспечил проведение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома "адрес", согласно утвержденной Программе капитального ремонта.
Просила обязать ответчика обеспечить в 2016 году проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме "адрес", муниципального района имени Лазо Хабаровского края с проведением работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем: электроснабжения, теплоснабжения, холодного водоснабжения, капитальному ремонту подвальных помещений. В целях обеспечения проведения капитального ремонта и выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме "адрес" до 31 декабря 2016 года обязать ответчика в 2016 году обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, обеспечить выполнение подрядными организациями работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме до 31 декабря 2016 года.
Решением Кировского районного суда г.Хабаровска от 18 мая 2016 года в удовлетворении исковых требований Мироновой А.В. к НО "Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае" о возложении обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, отказано.
В апелляционной жалобе истец Миронова А.В., не согласившись с постановленным по делу решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, нарушение судом норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить. В обоснование доводов жалобы указано, на то, что в соответствии со ст.189 ЖК РФ, если собственники не приняли решение, то за них принимает решение орган местного самоуправления, в какой форме должно быть данное решение ЖК РФ не установлено, решение органа местного самоуправления должно содержать информацию, указанную в программе капитального ремонта и предложения регионального оператора. Предложение регионального оператора должно содержать данные (объемы, срок, стоимость, источники капитального ремонта) идентичные данным, которые должны принять собственники, и как следует из ч.6 ст.189 ЖК РФ, если собственники не приняли решение, органы местного самоуправления принимают решение на основании данных которые предложил региональный оператор и которые соответствуют требованиям ч.5 ст.189 ЖК РФ, таким образом, решение органа местного самоуправления является тем же самым решением собственников с теми же данными. В соответствии с ч.7 ст.168 ЖК РФ основанием для реализации региональной программы проведения капитального ремонта, является краткосрочный план капитального ремонта, утвержденный органом местного самоуправления, а не решением собственников или органа местного самоуправления. Постановлением администрации п. Переяславка от 05.09.2014г. N утвержден краткосрочный план реализации на территории городского поселения р.п. Переяславка в 2015 году программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Хабаровского края на 2014-2043г., куда включены работы по капитальному ремонту спорного дома и в котором содержатся данные, указанные в ч.5 ст.189 ЖК РФ. Виды работ так же были указаны в предложении регионального оператора. Краткосрочный план поселения является действующим нормативным правовым актом и является основанием для утверждения краткосрочного плана субъекта, основанием для реализации краевой программы капитального ремонта, в которой указаны виды работ по капитальному ремонту по конкретному дому. Поскольку собственники многоквартирного дома не приняли решение об увеличении взноса на капитальный ремонт, то капитальный ремонт в силу ч.4.1 ст. 169 ЖК РФ должен быть проведен в сроки и по видам работ, которые указаны в региональной программе. Минимальный взнос на проведение капитального ремонта, утвержденный Правительством Хабаровского края, является достаточным для проведения капитального ремонта без его необходимого увеличения.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступало.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражений на нее (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по этим доводам.
Обязанности регионального оператора по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах установлены статьей 182 Жилищного кодекса РФ, согласно которой, региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В соответствии со ст.190 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
Пунктом 1 ст. 166 ЖК РФ предусмотрено, что перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома.
Статьей 189 ЖК РФ предусмотрено, что проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.
Не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта.Собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в части 3 настоящей статьи (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение в соответствии с частью 5 настоящей статьи.
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены: перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту, смета расходов на капитальный ремонт; сроки проведения капитального ремонта; источники финансирования капитального ремонта; лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.
В случае, если в срок, указанный в части 4 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта и предложениями регионального оператора. (ч.6 ст. 189 ЖК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции Миронова А.В. является собственником "данные изъяты" доли жилого помещения, расположенного по "адрес".
В соответствии со ст. 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, в том числе, устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
В силу ч. 1 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов определяются региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которая утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов.
В соответствии с ч. 2 той же статьи Кодекса региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2013 N479-пр в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в соответствии со статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 4 Закона Хабаровского края от 24 июля 2013 г. N 296 "О регулировании отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Хабаровского края" утверждена Программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Хабаровского края на 2014 - 2043 годы.
Дом "адрес" включен в перечень многоквартирных домов на территории Хабаровского края, в которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества в 2015 году, утвержденный постановлением Правительства Хабаровского края от 29.12.2014 N "Краткосрочный план реализации в 2015 году программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Хабаровского края на 2014-2043 годы, утвержденной Постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2013N479-пр".
Запланированные работы по капитальному ремонту общего имущества спорного многоквартирного дома Региональным оператором в 2015 году не проведены.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 44, 46, 156, 167, 168, 169, 170, 179, 181, 189 Жилищного кодекса РФ, исходил из того, что спорный многоквартирный дом включен в программу капитального ремонта, из чего следует, что проведение работ по капитальному ремонту предполагается, однако, определение конкретного объема и видов работ по капитальному ремонту, сроков его проведения и источников финансирования капитального ремонта относится к компетенции общего собрания собственников помещения в многоквартирном доме, принятом в соответствии с положениями ч.2 ст. 44, ч.1 ст. 46 ЖК РФ. Капитальный ремонт многоквартирного дома производится на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и установив, что запланированные работы по капитальному ремонту общего имущества спорного многоквартирного дома Региональным оператором в 2015 году не проведены ввиду отсутствия решения собственников помещений многоквартирного дома "адрес" о проведении капитального ремонта, принятого в соответствии с положениями ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, установив, что решение органа местного самоуправления о проведении капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта и предложениями регионального оператора, не принято в соответствии с ч.6 ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований
Судебная коллегия согласна с выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, соответствуют установленным в судебном заседании обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального права и исследованных доказательствах, которым в решении суда дана должная правовая оценка и оснований считать их неправильными, судебная коллегия не усматривает.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд пришел к правильному выводу о том, что при отсутствии принятого в установленном жилищным законодательством порядке решения собственников помещений МКД о проведении капитального ремонта дома, содержащего перечень работ по капитальному ремонту, смету расходов на капитальный ремонт; сроки проведения капитального ремонта; источники финансирования капитального ремонта; лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты, а так же при отсутствии решения органа местного самоуправления о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта и предложениями регионального оператора, оснований для возложения на ответчика обязанности по обеспечению в 2016 году проведения капитального ремонта дома, в котором проживает истец, не имеется.
При этом, само по себе содержание в утвержденном Постановлением администрации городского поселения "Рабочий поселок Переяславка" муниципального района имени Лазо от 05.09.2014г. N краткосрочном плане реализации на территории городского поселения "Рабочий поселок Переяславка" в 2015 году программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Хабаровского края на 2014-2043 годы работ по ремонту спорного дома и данных, предусмотренных ч.5 ст. 189 ЖК РФ, в том числе, плановой даты завершения работ, источник финансирования и стоимость, видов и объемов работ, указанных в региональной программе, не свидетельствует о соблюдении предусмотренного статьей 189 ЖК РФ порядка принятия решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в связи с чем, указанные доводы не принимаются судебной коллегией.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, и не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном толковании и применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены постановленного решения, отвечающего нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 18 мая 2016 года по делу по иску Мироновой А. В. к некоммерческой организации "Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае" о возложении обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Мироновой А.В.- без удовлетворения.
Председательствующий С.И. Дорожко
Судьи С.П. Пороховой
О.Б. Дорожкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.