Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Дорожко С.И.,
судей: Порохового С.П., Лукьянченко Р.В.
при секретаре: Чирковой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Суливина В.Б. к федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, признании права состоять на учете в качестве нуждающегося в получении жилых помещений, возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,
по апелляционным жалобам представителя ФГКУ "Востокрегионжилье" Парщик Г.М., начальника 3 отдела ФГКУ "Востокрегионжилье" Марченко В.М. на решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 25 апреля 2016 года,
Заслушав доклад судьи Лукьянченко Р.В., объяснения представителя истца Прохорова С.О., судебная коллегия
установила:
Суливин В.Б. обратился в суд с иском к ФГКУ "Востокрегионжилье" о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, признании права состоять на учете в качестве нуждающегося в получении жилых помещений, возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, ссылаясь на следующее:
Истец проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, уволен по достижении предельного возраста, с 14.03.2008 г. исключен из списков части. На момент увольнения выслуга лет в календарном исчислении составила более 28 лет. В период прохождения военной службы истцу была предоставлена служебная квартира, расположенная по адресу: "адрес", в которой истец с семьей проживает до настоящего времени, другим жильем не обеспечен. В период службы решением жилищной комиссии войсковой части 26972 от 05.03.2008 г., майор Суливин В.Б. признан нуждающимся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства после увольнения из рядов ВС РФ.
09 октября 2015 года истец обратился в 3 отдел ФГКУ "Востокрегионжилье" для признания его и членов его семьи нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Решением от 01 декабря 2015 г. в принятии истца на учет нуждающихся в получении жилых помещений незаконно отказано, поскольку он был признан нуждающимся в жилье до исключения из списков войсковой части.
В связи с чем, истец просил суд признать незаконным решение ФГКУ "Востокрегионжилье" от 01.12.2015 г. N об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; признать за истцом право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с составом семьи 4 человека; возложить на ФГКУ "Востокрегионжилье" обязанность в течение 10 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с составом 4 человека.
Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 25 апреля 2016 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционных жалобах представитель ФГКУ "Востокрегионжилье" Парщик Г.М., начальник 3 отдела ФГКУ "Востокрегионжилье" Марченко В.М. просят решение суда отменить, как незаконное, ссылаясь на то, что на момент обращения с заявлением о признания нуждающимся в жилом помещении Суливин В.Б. утратил статус военнослужащего, законных оснований для признания его нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма в соответствии с ЖК РФ, Федеральным законом "О статусе военнослужащих", не имеется. Кроме этого, Суливин В.Б. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий и решений должностного лица жилищного органа МО РФ, которое должно было быть рассмотрено по правилам административного производства в соответствии с КАС РФ.
В письменных возражениях на апелляционные жалобы Суливин В.Б. просит оставить решение суда без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, ссылаясь на их не обоснованность.
Стороны, третьи лица Суливина И.В., Суливина В.В., Суливин Я.В. в заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали, о месте и времени рассмотрения дела извещены в установленном порядке. Истец просил рассмотреть дело без его участия.
В связи с чем, дело рассмотрено без участия не явившихся лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах и возражениях относительно жалоб, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему:
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, истец проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, уволен приказом командующего войсками и силами на Северо-Востоке от 23.01.2008 г. по достижении предельного возраста. Выслуга лет в календарном исчислении составила 28 лет 5 мес., в льготном - 53 года 2 мес. С 14.03.2008 г. истец исключен из списков личного состава части.
В период прохождения военной службы, решением жилищной комиссии войсковой части 26972 от 05.03.2008 г., майор Суливин В.Б. признан нуждающимся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства после увольнения из рядов ВС РФ по предельному возрасту пребывания на военной службе (л.д. 9).
Истцу для проживания в период службы было предоставлено служебное жилое помещение.
В настоящее время Суливин В.Б. и члены его семьи: жена - Суливина И.В., сын - Суливин Я.В., дочь - Суливина В.В., проживают и зарегистрированы в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", которое является муниципальной собственностью, отнесено к специализированному жилищному фонду Постановлением главы Елизовского городского поселения от 31.12.2008 г. N 379-п.
09 октября 2015 г. Суливин В.Б. обратился с заявлением в 3 отдел ФГКУ "Востокрегионжилье" о принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, составом семьи 4 человека.
Решением N ФГКУ "Востокрегионжилье" от 01.12.2015 г. Суливину В.Б. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с тем, что истец обратился с указанным заявлением после исключения из списков личного состава части.
Разрешая спор, руководствуясь положениями ст. 12 ЖК РФ, ст.ст. 6, 15, 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054, Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, суд первой инстанции, установив, что истец, в период прохождения службы был признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, при увольнении с военной службы жилым помещением обеспечен не был, пришел к выводу о наличии у истца не реализованного права на получение жилого помещения, что свидетельствует о не законности решения ответчика об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которым правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, всем представленным сторонами доказательствам в совокупности, дана надлежащая оценка.
Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Оснований для переоценки установленных судом обстоятельств, не имеется.
Доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах об отсутствии у истца права на постановку на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая оценка.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих (в редакции, действовавшей на момент увольнения истца с военной службы), жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.
Согласно п. 13 ст. 15, данного Федерального закона, военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В настоящее время действует Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденная приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 N 1280 (далее - Инструкция от 30.09.2010 N 1280), согласно п. 1 которой для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со ст. 15 Закона "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации), к которому прикладываются перечисленные в Инструкции документы.
Согласно п. 10 данной Инструкции от 30 сентября 2010 г. N 1280, военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях после 1 марта 2005 г., сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 03.11.2010 N 1455 Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации определен уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований, в частности, Инструкции от 30.09.2010 N 1280; установлено, что уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в числе которых поименовано и ФГКУ "Востокрегионжилье".
Ранее, до принятия Инструкции от 30.09.2010 N 1280, действовала Инструкция о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденная приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 N 80 (далее - Инструкция от 15.02.2000 N 80).
Пунктом 26 Инструкции от 15.02.2000 N 80 было предусмотрено, что учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
В период службы и до настоящего времени истец и члены его семьи проживали в служебной квартире, иным жильем не обеспечены, что подтверждается представленными истцом сведениями регистрационных органов. До увольнения решением жилищной комиссии войсковой части Суливин В.Б. в установленном порядке обоснованно признан нуждающимся в жилом помещении уполномоченным на это органом.
Основанием признания нуждающимся явилось избрание истцом после увольнения с военной службы иного постоянного места жительства, что является самостоятельным основанием признания такого гражданина нуждающимся в получении жилых помещений.
Неправомерных действий должностных лиц при признании истца нуждающимся в жилом помещении, по делу не установлено.
До издания Инструкции от 30.09.2010 N 1280, ведение учета военнослужащих, признанных нуждающимися в предоставлении жилых помещений, велся жилищными комиссиями и квартирно-эксплуатационными частями. Соответствующие документы должны были быть сохранены в жилищной комиссии войсковой части или квартирно-эксплуатационной части, переданы в военный комиссариат, в котором был поставлен на учет уволенный в запас истец, либо в учреждение, на которое приказом Министра обороны Российской Федерации от 03.11.2010 N 1455 возложены функции по вопросам реализации требований Инструкции от 30.09.2010 N 1280.
ФГКУ "Востокрегионжилье" до принятия оспариваемого решения могло и должно было проверить информацию о признании истца нуждающимся в предоставлении жилых помещений.
То обстоятельство, что заявитель до исключения из списков части непосредственно не обращался к ответчику с заявлением о принятии на соответствующий учет, в случае выполнения им всех необходимых действий для признания нуждающимся в жилых помещениях и наличия об этом решения жилищной комиссии воинской части не давало ФГКУ "Востокрегионжилье" оснований для отказа в удовлетворении заявления истца. Лишение заявителя в такой ситуации права состоять на учете до получения жилого помещения свидетельствует о нарушении его прав со стороны должностных лиц Министерства обороны России.
При установленных обстоятельствах, отсутствие надлежащего оформления и контроля за передачей уполномоченному органу учетных материалов, не может быть поставлено в вину истцу и препятствовать реализации его прав, как лица, которому приказом командующего при увольнении объявлена благодарность за безупречную службу.
С момента увольнения с военной службы в 2008 году до настоящего времени истец с членами своей семьи не обеспечен жилым помещением по избранному постоянному месту жительства, что не лишает истца и членов его семьи права на получение государственной поддержки по обеспечению жилым помещением в соответствии со ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", о реализации которого им было заявлено до даты исключения из списков личного состава воинской части в установленном порядке.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что истец имеет безусловное право на получение жилого помещения по договору социального найма, не мог быть уволен без предоставления жилья, имеет право состоять на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещения, должен был быть поставлен на такой учет учреждением, на которое эти функции возложены в соответствии с Инструкцией от 30.09.2010 N 1280 и приказом Министра обороны Российской Федерации от 03.11.2010 N 1455.
Доводы апелляционных жалоб о нарушении судом правил подсудности и неправомерном рассмотрении дела не по правилам административного производства, отклоняются судебной коллегией, поскольку исходя из характера спорных правоотношений, судом первой инстанции требования истца обоснованно рассмотрены в порядке искового производства по месту нахождения ответчика (ст. 28 ГПК РФ).
Доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены или изменения оспариваемого решения, поскольку основаны на ошибочном толковании норм права и сводятся к несогласию с выводами суда и оценкой судом установленных по делу обстоятельств и представленных сторонами доказательств.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене или изменению решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 25 апреля 2016 года по гражданскому делу по иску Суливина В.Б. к федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, признании права состоять на учете в качестве нуждающегося в получении жилых помещений, возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя ФГКУ "Востокрегионжилье" Парщик Г.М., начальника 3 отдела ФГКУ "Востокрегионжилье" Марченко В.М. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке, в президиум Хабаровского краевого суда, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий С.И. Дорожко
Судьи С.П. Пороховой
Р.В. Лукьянченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.