Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Дорожкиной С.И.
судей Лукьянченко Р.В., Дорожкиной О.Б.,
при секретаре Никитченко С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Хабаровского района в интересах Боярышова В. В.ча к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края по договорам найма государственного жилищного фонда Хабаровского края по договорам найма специализированных жилых помещений, предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 17 июня 2016 года,
Заслушав доклад судьи Дорожкиной О.Б., объяснения прокурора Лазаревой Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Хабаровска обратился в суд в интересах Боярышова В.В. к министерству ЖКХ Хабаровского края о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края по договорам найма государственного жилищного фонда Хабаровского края по договорам найма специализированных жилых помещений.
В обоснование заявленных требований указано на то, что Боярышов В.В. относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением не обеспечен. Постановлением главы администрации Хабаровского района от 21.09.1995г. N Боярышов В.В. определен в государственное учреждение общественного воспитания и за ним закреплено жилое помещение расположенное по "адрес". В ходе проверки установлено, что у органов местного самоуправления основания для сохранения за Боярышовым В.В. вышеуказанного жилого помещения отсутствовали, поскольку данное жилое помещение находилось на балансе "Кур-Урмийского КЛПХ", которое снято с его баланса только 05.05.1998г., кроме того указанное жилое помещение согласно акта от 16.12.2002г. было барачного типа и аварийного фонда, дом находился в разрушительном состоянии. В настоящее время дом разрушен. Распоряжением главы администрации Куканского сельского поселения от 20.01.1999г. N Боярышов В.В. поставлен на очередь на получение квартиры в Куканской сельской администрации. Закрепление жилого помещения, расположенного по "адрес" нарушает его право на обеспечение условий для реализации права на жилье предусмотренного законодательством.
С учетом уточненных требований просил обязать Министерство ЖКХ Хабаровского края включить Боярышова В.В. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края по договорам найма специализированных жилых помещений. Обязать МЖКХ Хабаровского края предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края по договорам найма специализированных жилых помещений по месту фактического проживания в г. Хабаровске с соблюдением норм предоставления жилой площади и требований жилищного законодательства.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 17.06.2016г. Исковые требования прокурора Хабаровского района в интересах Боярышова В.В. удовлетворены.
На Министерство ЖКХ Хабаровского края возложена обязанность включить Боярышова В.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края по договорам найма специализированных жилых помещений.
На Министерство ЖКХ Хабаровского края возложена обязанность предоставить Боярышову В.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Хабаровского края, отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям, в виде отдельной квартиры по норме площади жилого помещения не менее 18 кв. м в пределах г. Хабаровска по договору найма специализированного жилого фонда.
В апелляционной жалобе представитель Министерства ЖКХ Хабаровского края, не согласившись с постановленным по делу решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, нарушение судом норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что суд вышел за пределы заявленных требований, поскольку прокурором Хабаровского района не заявлялось исковых требований о предоставлении Боярышеву В.В. жилого помещения в г.Хабаровске. Боярышов В.В. на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда края по договорам социального найма, а также в списках лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставших на учет в соответствующие органы местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не состоит, с заявлением о постановке на учет не обращался, в связи с чем с достижением 23-летнего возраста, утратил право на получение мер социальной поддержки.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступало.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны, извещенные в установленном законом порядке о времени и месте рассмотрения дела, не явились, доказательств уважительности причин неявки не представлено, об отложении рассмотрения дела не заявлено.
На основании ст. ст. 327, 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав прокурора, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по этим доводам.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ч. 1 ст. 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 ч. 1).
В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (ст. 39 ч. 2 Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Условия и порядок обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Статьей 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (пункт 1).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9).
Аналогичные нормы содержатся в ст. 2 Закона Хабаровского края от 10.12.2012г. N 253 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Хабаровском крае".
В соответствии со ст. 4 Закона Хабаровского края N 253 от 10.12.2012г. формирование списка, осуществляется специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края на основании заявлений лиц, указанных в ч. 1 ст. 2 настоящего закона, либо их законных представителей, представителей, действующих по доверенности, поданных в данный орган по форме, утвержденной Правительством края.
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 25.04.2006г. N 96 "О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом Хабаровского края" (в редакции постановления Губернатора Хабаровского края N 67 от 14.08.2013г.) Министерство ЖКХ Хабаровского края определено специально уполномоченным органом по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда края (пп. 2.2.1); по принятию решений о предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда края (п. 2.5).
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 4 Закона Хабаровского края от 10.12.2012г. N 253 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Хабаровском крае" решение об отказе во включении в список принимается в случае непредставления одного или нескольких документов, определенных частью 2 данной статьи.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, родителями Боярышова В.В. ДД.ММ.ГГГГ рождения, являются ФИО1, ФИО2, что подтверждается свидетельством о рождении "данные изъяты".
Отец Боярышова В.В. ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ
Мать Боярышова В.В. ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением главы администрации Хабаровского района от 21.09.1995 N Боярышов В.В. определен в государственное учреждение общественного воспитания. За ним закреплена жилая площадь, по "адрес".
Согласно акту от 16.12.2002 г. жилое помещение, расположенное по "адрес", отсутствует по причине разрушения, дом находился на балансе "Кур-Урмийского КЛПХ" и снят с баланса.
Распоряжением главы Куканской сельской администрации от 20.01.1999 N Боярышов В.В. поставлен в очередь на квартиру в Куканской сельской администрации, ввиду того, что жилое помещение по "адрес", пришло в негодность.
Боярышов В.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете на получение жилой площади в администрации Куканского сельского поселения по состоянию на 01.01.2016 г.
Постановлением аадминистрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 10.05.2016 г. N внесены изменения в Постановление от 21.09.1995 N, пункт 2, которым за истцом было закреплено жилое помещение, расположенное по "адрес", исключен.
Согласно договору аренды жилого помещения Боярышов В.В. настоящее время проживает по "адрес".
Из ответа Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от 16.06.2016 г., следует, что Боярышов В.В. в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края с заявлением о включении в список не обращался.
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Хабаровскому краю от 08.04.2016 г. N за Боярышовым В.В. ДД.ММ.ГГГГ рождения, прав собственности на объекты недвижимого имущества не зарегистрировано, что также подтверждается справкой КГУП "Хабкрайинвентаризация" от 08.04.2016 г. N.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в совокупности, руководствуясь ст. 7, 36, 39 Конституции РФ, ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, ст. 155.2 Семейного кодекса РФ, ФЗ от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Постановления Губернатора Хабаровского края от 25.04.2006г. N 96 "О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом Хабаровского края" пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку установил, что Боярышов В.В. имел статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, жилым помещением не обеспечен, на учете лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях обеспечения жилым помещением не состоял, имеет право на жилое помещение в соответствии с требованиями указанного Закона, в установленном законом порядке не был поставлен на учет в Министерство жилищно-коммунального хозяйства края в связи с невыполнением должностными лицами органа исполнительной власти субъекта РФ возложенных на них обязанностей по контролю за обеспечением предоставления их социальных гарантий.
Судебная коллегия согласна с выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, соответствуют установленным в судебном заседании обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального права и исследованных доказательствах, которым в решении суда дана должная правовая оценка и оснований считать их неправильными, судебная коллегия не усматривает.
Своевременная постановка Боярышова В.В. на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения зависела как от уполномоченных должностных лиц органов опеки и попечительства, которые в силу закона обязаны были надлежащим образом выполнять свои обязанности по защите прав Боярышова В.В. в тот период времени, когда он был несовершеннолетним, в том числе и по проверке обоснованности закрепления жилого помещения, вследствие чего Боярышов В.В. своевременно не был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края по договорам найма специализированных жилых помещений.
Факт достижения истцом 23-летнего возраста не препятствует Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края принять истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении государственного жилищного фонда края, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения.
Указанные обстоятельства в совокупности с приведенными нормами законодательства свидетельствуют о наличии оснований для возложения обязанности на министерство ЖКХ Хабаровского края включить Боярышова В.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежавших обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда и предоставить жилое помещение специализированного государственного жилищного помещения в виде отдельной квартиры по норме общей площади 18 кв.м. на состав семьи из 1 человека в г.Хабаровске Хабаровского края.
Довод апелляционной жалобы о том, что в связи с достижением 23 лет Боярышов В.В. утратил статус лица, оставшегося без попечения родителей, поэтому не подлежит обеспечению жилым помещением на основании Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку пунктом 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено сохранение права на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке ст. 8 данного Закона за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Функции опеки и попечительства над несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей, в том числе защита их жилищных прав, ранее исполняли органы местного самоуправления.
Нарушение муниципальными и государственными органами установленного порядка и своевременной постановки на учет лица, оставшегося без попечения родителей, не является основанием для отказа в предоставлении социальных гарантий, и не может быть поставлено в вину лицу, обратившемуся за предоставлением жилого помещения.
Определенный законом срок реализации жилищных прав лицами указанной категории (до достижения 23 лет) не является пресекательным.
Факт достижения истцом 23-летнего возраста не препятствует Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края принять истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении государственного жилищного фонда края, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом при рассмотрении дела не допущено нарушений требований процессуального законодательства возложением на ответчика обязанности по предоставлению Боярышову В.В. жилого помещения в г.Хабаровске, поскольку прокурором 10.05.2016г. уточнены исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ (л.д32-35) и дополнены требование о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы фактически направлены на переоценку выводов суда, с которыми согласилась судебная коллегия, и не содержат обстоятельств, которые не были исследованы судом и нуждаются в дополнительной проверке, правильности выводов суда не опровергают и не могут повлечь отмену или изменение правильного по существу судебного постановления, судом при рассмотрении спора не допущено существенных нарушений норм процессуального и норм материального права, а изложенные в апелляционной жалобе доводы основанием к его отмене или изменению не являются.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Хабаровска от 17 июня 2016 года по делу по иску прокурора Хабаровского района в интересах Боярышова В. В.ча к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края по договорам найма государственного жилищного фонда Хабаровского края по договорам найма специализированных жилых помещений, предоставлении жилого помещения, оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства ЖКХ Хабаровского края, без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке, в президиум Хабаровского краевого суда, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий С.И. Дорожко
Судьи Р.В. Лукьянченко
О.Б. Дорожкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.