Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего: Чемякиной И.А.
судей: Герасимовой О.В., Поздняковой О.Ю.
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства 06 июля 2016 года административное дело по административному исковому заявлению Вдовина А. И. к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края о признании действий незаконными,
по апелляционной жалобе Вдовина А.И. на решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 11 апреля 2016 года,
заслушав доклад судьи Чемякиной И.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Вдовин А.И. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что он как пенсионер по старости и инвалид второй группы имеет право на льготный проезд в городском транспорте общего пользования.
Согласно закону Хабаровского края N 119 от 30.09.2015 ему как пенсионеру по старости полагается ежемесячная денежная выплата в размере 310 рублей для проезда в городском транспорте общего пользования. Однако ответчик указанные денежные средства ему не выплачивает.
Просил признать незаконными действия Министерства социальной защиты населения Хабаровского края, связанные с невыплатой ему ежемесячной суммы для проезда в общественном транспорте.
Решением Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 11 апреля 2016 года в удовлетворении административного искового заявления Вдовина А.И. отказано.
В апелляционной жалобе Вдовин А.И. просит решение суда отменить как незаконное, указывая, что выводы суда неверные и не основаны на нормах действующего законодательства. Вопреки выводам суда он не делал выбор в пользу получения мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета, а четко изъявил желание получать ежемесячную денежную выплату в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель административного ответчика Малахова Р.А. просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное, постановленное с соблюдением норм материального и процессуального права при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела. Поскольку административный истец получает меры социальной поддержки за счет средств федерального бюджета, оснований для предоставления ему ежемесячной денежной выплаты в размере 310 рублей как региональному льготнику не имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящее дело относится к административным делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
На заседание судебной коллегии лица, участвующие в деле, не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. Поскольку явка участвующих в деле лиц не является обязательной и не признана обязательной судом, на основании положений части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, доводы возражений по жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Для признания действий (бездействие) незаконными необходимо наличие двух условий: несоответствие решения нормативным правовым актам и нарушение при этом права, свобод и законных интересов истца или препятствие к осуществлению.
Из материалов дела следует, что Вдовин А. И. является инвалидом второй группы.
Вдовину А.И. как инвалиду II группы за счет средств федерального бюджета через территориальные органы Пенсионного Фонда Российской Федерации предоставляется ежемесячная денежная выплата в размере "данные изъяты" с учетом отказа от набора социальных услуг.
Обратившись в КГКУ "Центр социальной поддержки населения по городу Комсомольску-на-Амуре" с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, получил ответ N от 25.02.2016 с разъяснением о том, что до 31.05.2015 в соответствии с Постановлением Губернатора от 17.05.2005 N 122 "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края", действовавшим до 01.11.2015, льготной категории, к числу которых относится истец, было предоставлено право приобретение единого социального проездного билета для проезда в муниципальном транспорте. Право на выплату ежемесячной денежной выплаты в размере "данные изъяты" предоставлено не было, поскольку истец является федеральным льготником, получает ежемесячную денежную выплату к пенсии. В соответствии с Порядком назначения ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан на территории Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края N 358-пр от 30.10.2015, право на получение ежемесячной денежной выплаты у истца отсутствует. С 01.11.2015 года в рамках муниципальной программы лояльности в МУП "Пассажирское автотранспортное предприятие" и МУП "Трамвайное управление" для проезда в автобусах, находящихся в муниципальной собственности предусматривает приобретение ежемесячного проездного документа на льготных условиях при предъявлении документа, подтверждающего право на льготы.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку административный истец получает меры социальной поддержки за счет средств федерального бюджета, оснований для предоставления ему ежемесячной денежной выплаты в размере 310 рублей как региональному льготнику отсутствуют.
Оценив действия административного ответчика на соответствие требованиям Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", суд не установилнезаконности действий (бездействия) Министерства социальной защиты населения Хабаровского края, а также нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
Проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
Конституция Российской Федерации относит регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина, социальную защиту, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов (пункты "б", "ж" части 1 статьи 72).
В силу статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2); законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (часть 5).
В порядке реализации полномочий Российской Федерации по вышеуказанному предмету совместного ведения принят Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которым установлены правовые гарантии граждан, являющихся инвалидами.
До 01.01.2005 меры социальной поддержки инвалидов по проезду закреплялись в статье 30 указанного Федерального закона и предоставлялись гражданам, являющимся инвалидами, в натуральном виде.
В связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22.08.2004 N 122-ФЗ положения статьи 30 признаны утратившими силу, меры социальной поддержки по проезду заменены ежемесячной денежной выплатой.
В соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 5 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ: осуществление законодательного регулирования по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации отнесено к полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе, исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии финансовой возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета (статья 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ).
Меры социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей, и иных категорий граждан определены Законом Хабаровского края от 26.01.2005 N 254, в пункте 3 части 1 статьи 3 которого до 01.11.2015 было предусмотрено предоставление гражданам пожилого возраста мер социальной поддержки по проезду на транспорте, предусмотренные государственной программой края в области социальной защиты населения, кроме граждан, имеющих право на получение аналогичных мер социальной поддержки по другим основаниям.
Законом Хабаровского края от 30.09.2015 N 119 "О внесении изменений в отдельные законы Хабаровского края и признании утратившими силу отдельных положений законов Хабаровского края" с 01.11.2015 льготный проезд на городском и пригородном автомобильном, железнодорожном и водном транспорте, в том числе по единым социальным проездным билетам (предусмотренный пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона Хабаровского края от 26.01.2005 N 254), заменен ежемесячной денежной выплатой в размере 310 рублей (часть 5 статьи 2).
В данном случае законодатель субъекта Российской Федерации, реализуя свои полномочия, осуществляя самостоятельное правовое регулирование соответствующих отношений, за счет средств своего бюджета определилв названном Законе круг лиц, которым предоставляется такое обеспечение, установилоснования и условия назначения обозначенных мер социальной поддержки.
Как следует из материалов дела, Вдовин А.И. является получателем мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", положениями статьи 31 которого предусмотрено, что если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).
Пунктом 2 статьи 8 Закона Хабаровского края от 26.01.2005 N 254 установлено, что если гражданин одновременно имеет право на меры социальной поддержки по настоящему закону и иным нормативным правовым актам независимо от оснований, по которым они устанавливаются, ему предоставляются меры социальной поддержки либо по настоящему закону, либо по иным нормативным правовым актам по выбору гражданина, за исключением граждан, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2012 года N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов".
Возможность одновременного получения мер социальной поддержки по Федеральному закону от 24.11.1995 N 181-ФЗ и законам субъектов Российской Федерации указанными нормами не предусмотрена.
При указанных обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о правомерности действий административного ответчика является верным.
Нарушений, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не установила; суд первой инстанции полно и объективно исследовал имеющиеся материалы дела, правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил материальный закон.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на иную оценку фактических обстоятельств дела и подлежащих применению к возникшим правоотношениям норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 11 апреля 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению Вдовина А. И. к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края о признании действий незаконными - оставить без изменения, апелляционную жалобу Вдовина А.И. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий: И.А. Чемякина
Судьи: О.В. Герасимова
О.Ю. Позднякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.