Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе: председательствующего Поздняковой О.Ю.
судей Волошиной Е.В., Иском Е.П.
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства 5 августа 2016 года административное дело по административному исковому заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края к Петренко С. В. о взыскании пени на задолженность по страховым взносам, по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края на решение Индустриального районного суда г.Хабаровска от 19 мая 2016 года, заслушав доклад судьи Поздняковой О.Ю.,
УСТАНОВИЛА:
УПФ РФ (ГУ) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края обратилось в суд с административным иском к Петренко С.В. о взыскании пени по страховым взносам, мотивируя требования тем, что Петренко С.В. до 25.08.2011 года был зарегистрирован в органах ПФР в качестве индивидуального предпринимателя. В связи с не уплатой страховых взносов за 2011 год Петренко С.В. были начислены пени за период с 30.03.2012 по 11.08.2015 годы и 11.08.2015 года ему направлено требование об их уплате. Однако до настоящего времени данные требования не исполнены, в связи с чем административный истец просит суд взыскать с ответчика пени в сумме 2 439,43 руб., исчисленные на страховую часть -2 087,66 руб., на накопительную часть - 0,00 руб., в ФФОМС - 271,18 руб., ТФОМС - 80,59 руб.
Решением Индустриального районного суда города Хабаровска от 19.05.2016 года в удовлетворении исковых требований отказано в связи с пропуском административным истцом срока на обращение в суд с требованием о взыскании пеней за 2011 год.
В апелляционной жалобе административный истец ГУ УПФ РФ в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Ссылается, что решение суда принято с нарушением норм материального права, поскольку положения гражданского законодательства об общем сроке исковой давности к отношениям о взыскании обязательных платежей и пени не применяются. При этом требование о взыскании пени, начисленной на сумму взысканных в судебном порядке, но не оплаченных страховых взносов за 2011 год, было выставлено 11.08.2015 года, со сроком уплаты 01.09.2015 года, административный иск был подан 16.02.2016 года, таким образом, шестимесячный срок предъявления настоящего административного иска не пропущен.
Возражений на апелляционную жалобу не поступало.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, в связи с чем, на основании ч.7 ст.150, ч.1 ст.307 КАС РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке упрошенного производства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого судом решения, в порядке ч.1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия находит решения суда подлежащим отмене.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом пропущен срок обращения в суд с требованием о взыскании пеней, начисленных на страховые платежи за 2011 год, поскольку в установленный законом срок требования о взыскании таких платежей административным истцом выставлены не были, а в суд с настоящим административным иском административный истец обратился лишь 01.03.2016г. При этом доказательств уважительности причин пропуска срока не представлено.
С таким выводом суда судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (Федеральный закон N167), Ст.5 Федерального закона от 24.07.2009 года "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (Федеральный закон N212) определен круг плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное пенсионное и медицинское страхование, к которым относятся и индивидуальные предприниматели.
Правоотношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в вышеназванные фонды, а также контролем за исчислением и уплатой таковых, урегулированы Федеральным законом N 212.
Обязанность плательщиков своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы установлена ст.18 Федерального закона N 212.
Согласно ст.16 Федерального закона от 24 июля 2009г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года. Физические лица, прекратившие деятельность в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода, обязаны в двенадцатидневный срок с даты государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя включительно и уплатить страховые взносы не позднее 15 календарных дней со дня подачи такого расчета.
В соответствии со ст.3 этого Федерального закона контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Согласно пп.2 п.1 ст.5 Федерального закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона N 212-ФЗ данная категория страхователей уплачивает соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Обязанность индивидуальных предпринимателей правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы установлена ст.28 Федерального закона N 212-ФЗ.
Таким образом, действующим законодательством на лиц, имеющих статус индивидуальных предпринимателей, возложена обязанность по уплате страховых взносов в пенсионный фонд, а также в фонд обязательного медицинского страхования.
Согласно ч.2 ст.18 Федерального закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.5 ст.22 Федерального закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
Статьей 25 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено начисление пени за несвоевременную уплату страховых взносов за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов, до даты фактической уплаты задолженности, пенсионный орган вправе предъявлять к взысканию пени как совместно с недоимкой, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по уплате страховых взносов. При этом сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. За каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, начисляется пени. (ч.3 ст.25 Федерального закона N 212-ФЗ).
В соответствии с п.5 Постановления Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 года N20-П неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пени как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
Как следует из материалов дела, Петренко С.В. с 03.02.2006 года по 25.08.2011 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП от 11.09.2014 года.
Мировым судьей судебного участка Железнодорожного района г.Хабаровска 28.02.2013 года с Петренко С.В. взыскана задолженность по уплате страховых взносов за 2011 год в размере 7 247, 61 руб., пени в размере 364, 93 руб.
В связи с неуплатой взысканной суммы страховых взносов за 2011 год, Петренко С.В. была доначислена пеня за период с 30.03.2012 по 11.08.2015 года в размере: на страховую часть - 2 087, 66 руб., в ФФОМС - 271,18 руб., в ТФОМС - 80,59 руб., всего 2 439,43 руб.
11.08.2015 года УПФ (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края в адрес Петренко С.В. направлено требование о необходимости уплатить задолженность по доначисленной пене в срок до 01.09.2015 года, однако данные требования административным ответчиком исполнены не были, что и послужило основанием для обращения УПФ РФ в г.Хабаровске и Хабаровском районе в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Петренко С.В. пени в указанной сумме, расчет которой судом апелляционной инстанции проверен и признан правильным.
Федеральным законом N 212-ФЗ не установлен предельный срок выявления недоимки по страховым взносам и пени. Статья 45 Закона N 212-ФЗ устанавливает только срок давности привлечения к ответственности за совершение правонарушения. Недоимка и пени к мерам ответственности не относятся.
Исходя из содержания приведенных выше норм Закона, исковое заявление о взыскании недоимки по страховым взносам может быть подано в суд органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Положения гражданского законодательства об общем сроке исковой давности к отношениям о взыскании страховых взносов не применяются.
Поскольку исковое заявление о взыскании пени, начисленной за период с 30.03.2012 по 11.08.2015 года за несвоевременную оплату взысканных в установленном порядке сумм взносов за 2011 г., со сроком исполнения до 01.09.2015 г. предъявлено в суд 16.02.2016 г., т.е. до истечения 6 месяцев, то оснований считать, что административным истцом был пропущен, предусмотренный ст.21 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ срок для предъявления иска о взыскании доначисленной пени, у суда первой инстанции не имелось.
Таким образом, проанализировав приведенные нормы закона, фактические обстоятельства дела, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального права, что повлекло вынесение неправильного решения и полагает необходимым решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В силу ч.3 ст.111 КАС РФ в случаях, если суд вышестоящей инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение, изменит состоявшееся решение суда нижестоящей инстанции или примет новое решение, он соответственно изменяет распределение судебных расходов с учетом правил, установленных настоящей статьей.
Частью 1 статьи 114 КАС РФ установлено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Исходя из пп.1 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ, размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с административного ответчика, с учетом взысканной суммы, составит 400 рублей.
Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Индустриального районного суда г.Хабаровска от 19 мая 2016 года отменить и принять по делу новое решение.
Взыскать с Петренко С. В. в пользу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края доначисленные пени за период с 30.03.2012 по 11.08.2015 года в размере 2 439 рублей 43 копейки, в том числе на страховую часть - 2 087 рублей 66 копеек, на накопительную часть - 0,00 рублей, в ФФОМС - 271 рубль 18 копеек, в ТФОМС - 80 рублей 59 копеек.
Взыскать с Петренко С. В. в федеральный бюджет государственную пошлину в сумме 400 рублей.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий Позднякова О.Ю.
Судьи Волошина Е.В.
Иском Е.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.