Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе: председательствующего Чемякиной И.А.
судей Герасимовой О.В., Поздняковой О.Ю.
при секретаре Солоха А.С.,
рассмотрев в судебном заседании 29 июля 2016 года дело по административному иску администрации г.Хабаровска к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю, Управлению Росреестра по Хабаровскому краю о признании недействительным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю от 27 января 2016 года N,
по апелляционной жалобе представителя администрации г.Хабаровска на решение Хабаровского краевого суда от 17 мая 2016 года,
заслушав доклад судьи Поздняковой О.Ю., объяснения представителя административного истца - Администрации г.Хабаровска - Подолякиной О.С., Председателя Комиссии по рассмотрению вопросов о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю - Мирошниченко А.В., заинтересованного лица Романенко И.А.,
УСТАНОВИЛА:
Администрация г.Хабаровска обратилась в суд с административным иском о признании недействительным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю от 27.01.2016 г. N, которым по заявлению Романенко И.А. определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью 6000 кв.м, расположенного по "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012г. в размере "данные изъяты". Ссылаясь, что Романенко И.А. не являясь собственником земельного участка, при отсутствии разрешения собственника земельного участка, не имеет права требовать установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, а также не вправе выступать заказчиком Отчета об оценке земельного участка. Тогда как согласие собственника земельного участка на пересмотр его кадастровой стоимости не давалось. Отчет об оценке не может являться допустимым доказательством рыночной стоимости спорного земельного участка, поскольку из представленных в Отчете данных невозможно идентифицировать объекты-аналоги, оценщиком использовались цены предложений, а не сделок, оценочные зоны объектов-аналогов не соответствуют зоне объекта оценки, объекты-аналоги расположены в разных районах города, вид разрешенного использования объектов-аналогов не соответствуют виду разрешенного использования объекта оценки, характеристики объектов-аналогов отличаются от характеристик объекта оценки по площади и по стоимости, вид разрешенного использования объекта оценки самостоятельно определен оценщиком и соотнесен к группе видов разрешенного использования земельных участков "данные изъяты" и объектов-аналогов "данные изъяты", тогда как документов, подтверждающих изменение вида разрешенного использования объекта оценки или объектов-аналогов не представлено, корректировка методов соотношения удельных показателей кадастровой стоимости объекта рассчитывалась по результатам государственной кадастровой оценки земель в Хабаровском крае, утвержденной Постановлением Губернатора Хабаровского края от 04.03.2003 г. N 68, постановлением Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 г. N 273-пр, утративших силу.
Решением Хабаровского краевого суда от 17 мая 2016 года в удовлетворении требований Администрации г.Хабаровска отказано.
В апелляционной жалобе представитель администрации г.Хабаровска - Ефимкова Е.К ... приводя доводы положенные в основу административного иска просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. Указывает, что у Романенко И.А. отсутствуют основания для оспаривания кадастровой стоимости земельного участка, поскольку он не является ни собственником, ни арендатором данного земельного участка. При составлении настоящего отчета оценщиком был использован сравнительный подход при определении стоимости объекта оценки, а следовательно особое внимание должно быть обращен на объекты-аналоги, - объекты сходные с объектом оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость. Однако из представленных в отчете данных невозможно идентифицировать объекты-аналоги, характеристики которых значительно отличаются от характеристик объекта оценки и по площади и по стоимости определенной в результате оценки. Оценочные зоны объектов-аналогов, расположенных в разных районах города, и вид их разрешенного использования (под производственную базу) не соответствуют зоне и виду (для строительства 1-2 этажного гаража с помещениями для хранения огородной продукции) объекта оценки. Тогда как документов подтверждающих изменение вида разрешенного использования объектов-аналогов и объекта оценки в соответствии с Градостроительным Кодексом РФ стороной не представлено. При корректировке на вид разрешенного использовании я методом соотношения удельных показателей кадастровой стоимости объектов, корректировка рассчитывалась как среднее значение разницы между удельным показателем "данные изъяты" и "данные изъяты", по результатам государственной кадастровой оценке земель в Хабаровском крае, утвержденных Постановлением Губернатора края от 4.03.2003 г. N68, утратившего силу 6.02.2009 г. и Постановлением Правительства Хабаровского края 273-пр от 28.11.2008 г. так же утратившего силу на дату составления отчета в связи с наличием новых результатов кадастровой стоимости объектов на территории Хабаровского края, утвержденных Постановлением Правительства Хабаровского края N 205-пр, результаты которого оспаривались в комиссии. Таким образом, представленный Романенко И.А. отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости является недостоверным, и не мог быть положен в основу принятого Комиссией решения. Поскольку отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка установлена рыночная стоимость земельного участка в размере "данные изъяты", что значительно ниже его кадастровой стоимости, установленной в процессе государственной кадастровой оценки ( "данные изъяты".), принятие Комиссией решения, основанного на данном отчете ведет к нарушению прав муниципального образования, в связи с значительным снижением сумм поступающих в бюджет города и как следствие дефицит бюджета, который не позволит решать поставленные перед городским округом вопросы и негативно скажется на жизни всего города в целом.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Управления Росреестра по Хабаровскому краю просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с ч.2 ст.1 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), вступившего в силу с 15.09.2015, настоящее дело относится к административным делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
Выслушав пояснения явившихся в судебное заседание лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с правилами ч.1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Согласно п.2 ст.66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п.3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии со ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) решения Комиссии могут быть оспорены в суде. С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться физические и юридические лица, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Из материалов дела следует, что согласно выписке их Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 13.05.2016 г. N Романенко И.А. является собственником нежилых помещений, расположенных по "адрес", участок находится примерно в 630 м по направлению на юго-восток от ориентира жилого здания, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: "данные изъяты" а, боксы N, лит. "данные изъяты", боксы N.
Решением Краснофлотского районного суда г.Хабаровска от 16.04.2015 г. за Романенко И.А. признано право на приобретение за плату в общую долевую собственность "данные изъяты" долей земельного участка площадью 6000+/-27 кв.м. с кадастровым номером "данные изъяты", местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилое здание, участок находится примерно в 630 м от ориентира по направлению на юго-восток, почтовый адрес ориентира: "данные изъяты".
Согласно данным кадастрового паспорта земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" поставлен на кадастровый учет 21.08.1992 г., относится к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства 1-2 х этажного гаража на 189 боксов с помещениями для хранения огородной продукции.
Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 01.01.2012г. на основании постановления Правительства Хабаровского края от 02.07.2014г. N 205-пр "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Хабаровского края" и составляла "данные изъяты".
14.01.2016 г. Романенко И.А. обратился в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, приобщив к нему необходимый пакет документов, в том числе Отчет N от 30.09.2015г. об определении рыночной стоимости земельного участка, выполненный ООО Региональный экспертно-оценочный центр "Вымпел", согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2012г. составляет "данные изъяты"., а также Положительное экспертное заключение на отчет N от 25.10.2015г., составленное экспертом некоммерческого партнерства "Сообщество специалистов-оценщиков "СМАО".
27.01.2016 г. Комиссией в результате рассмотрения заявления установлено: отличие рыночной стоимости объекта недвижимости от кадастровой стоимости объекта недвижимости, определенной в размере "данные изъяты". по состоянию на 01.01.2012г., указанной в отчете об определении кадастровой стоимости от 20.12.2013г. N, и утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 05.07.2014. N 205-пр., более чем на 30 %.
Признав, что оформление и содержание отчета об оценке соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки; положительное экспертное заключение соответствует требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, Комиссия решила:определить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере рыночной стоимости объекта недвижимости, установленной в отчете об оценке по состоянию на 01.01.2012г. а размере "данные изъяты".
Согласно п.20 Приказа Минэкономразвития России от 04.05.2012 года N 263 "Об утверждении порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости", в случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков), соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Таким образом, в силу прямого указания нормативно-правового акта, регламентирующего порядок рассмотрения споров о результатах кадастровой стоимости, на Комиссию возложена обязанность проверки отчета об оценке на соответствие его требованиям ст.11 Федерального закона от 29.07.1998г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с п.12 Порядка, Комиссией принято оспариваемое решение единогласно всеми членами Комиссии на основании анализа всех представленных документов, в том числе Отчета N от 30.09.2015 г. об определении рыночной стоимости земельного участка, выполненного Некоммерческим партнерством "Сообщество специалистов-оценщиков "СМАО", а также Положительного экспертного заключения на отчет N от 25.10.2015г., составленного экспертом некоммерческого партнерства "Сообщество специалистов-оценщиков "СМАО".
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, исходил из того, что решение Комиссии принято уполномоченным органом, правомочным составом, форма решения соответствует Приказу Минэкономразвития РФ от 04.05.2012 года N 263, процедура принятия решения Комиссией не нарушена.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они подтверждены материалами дела, представленными доказательствами.
Также судом исследован отчет об оценке на предмет корректности применения оценщиком сведений об объектах-аналогах и осуществленных им расчетов, и установлено отсутствие нарушений влияющих на достоверность величины рыночной стоимости земельного участка, что соответствует критериям относимости и допустимости доказательств, содержащийся в положительном экспертном заключении итоговый вывод не противоречит выводу, указанному в оспариваемом решении Комиссии.
Возражая против выводов суда, администрация г.Хабаровска ссылается в апелляционной жалобе на несоответствие отчета N от 30.09.2015 года Федеральным стандартам оценки, на использование некорректных объектов - аналогов, при этом доказательств, опровергающих выводы суда не представляет.
Доводы апелляционной жалобы о том, что у Романенко И.А. отсутствует право на оспаривание кадастровой стоимости земельного участка, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства поскольку, как разъяснено в абзаце 8 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости. Установив, что Романенко И.А. имеет исключительное право на приобретение земельного участка в собственность, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что результаты определения кадастровой стоимости затрагивают его права, в связи с чем, он вправе оспаривать кадастровую стоимость земельного участка.
Иные доводы апелляционной жалобы, не могут послужить основаниями для отмены или изменения правильного и обоснованного судебного постановления, им аналогична позиция администрации г.Хабаровска в суде первой инстанции, которой суд дал надлежащую правовую оценку, подробно изложив мотивы признания позиции административного истца несостоятельной.
Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, которая не содержит доказательств, опровергающих выводы суда и размер рыночной стоимости спорного земельного участка, установленный в надлежащем порядке оценщиком и подтвержденный положительным экспертным заключением.
Ни материалы дела, ни апелляционная жалоба не содержат сведений об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.
При таком положении решение суда об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю от 27 января 2016 года N 14, является законным и обоснованным, и оснований для его отмены судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хабаровского краевого суда от 17 мая 2016 года по делу по административному иску администрации г.Хабаровска к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю, Управлению Реестра по Хабаровскому краю о признании недействительным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю от 27 января 2016 года N 14 - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г. Хабаровска - Ефимковой Е.К., без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Чемякина И.А.
Судьи Герасимова О.В.
Позднякова О.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.