ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
16 июня 2016 г. г.Хабаровск
Хабаровский краевой суд в составе председательствующего судьи Волошиной Е.В.
при секретаре Евсеенко А.В.,
с участием прокурора Сырчиной Л.Н.
с участием представителя административного истца муниципального унитарного производственного предприятия электрических сетей Блощицына И.К.,
представителя административного ответчика Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края Ларионовой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Хабаровске административное дело по административному исковому заявлению муниципального унитарного производственного предприятия электрических сетей к Комитету по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края о признании недействующим Постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 25 декабря 2015 года N 42/6 "О внесении изменений в Постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 26.12.2014 года N 43/13" в части,
установил:
Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края 25.12.2015г. принято постановление N42/6 "О внесении изменений в Постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 26.12.2014 года N 43/13", которое опубликовано 28.12.2015г. на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru, дата вступления документа в силу - 1 января 2016 года.
Пунктом 1 данного постановления в постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 26.12.2014г. N 43/13 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям муниципального унитарного производственного предприятия электрических сетей в г.Комсомольске-на-Амуре для взаиморасчетов с акционерным обществом "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (филиал "Хабаровские электрические сети") на долгосрочный период регулирования 2015 - 2019 годы" внесены изменения: в подстроке "2016" строки "МУП ПЭС г.Комсомольска-на-Амуре" пункта 1 графы "НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь" таблицы "Необходимая валовая выручка на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)" приложения 1 к постановлению цифры "196460,98" заменить цифрами "205891,92".
Согласно пункта 1 постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 26.12.2014г. N 43/13 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям муниципального унитарного производственного предприятия электрических сетей в г.Комсомольске-на-Амуре для взаиморасчетов с акционерным обществом "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (филиал "Хабаровские электрические сети") на долгосрочный период регулирования 2015 - 2019 годы" установлена необходимая валовая выручка (без учета оплаты потерь) для муниципального унитарного производственного предприятия электрических сетей в г.Комсомольске-на-Амуре на долгосрочный период регулирования с 01.01.2015г. по 31.12.2019г. согласно приложению 1 к настоящему постановлению.
Как следует из данного Приложения для муниципального унитарного производственного предприятия электрических сетей в г.Комсомольске-на-Амуре на 2016 год установлена необходимая валовая выручка (без учета оплаты потерь) в размере 205 891,92 тыс.руб.
Муниципальное унитарное производственное предприятие электрических сетей обратилось в суд с административным исковым заявлением к Комитету по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края о признании недействующим Постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 25 декабря 2015 года N 42/6 "О внесении изменений в Постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 26.12.2014 года N 43/13" в части установления величины необходимой валовой выручки муниципального унитарного производственного предприятия электрических сетей г.Комсомольска-на-Амуре на 2016 год в размере 205 891,92тыс.руб. без учета амортизационных отчислений по электрическим счетчикам в размере 9 563,5 тыс.руб., не соответствующим Федеральному закону от 26.03.2003г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", п.п.7,8,27 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011г. N1178, п.11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам РФ от 17.02.2012г. N98-э, п.22.1 и п.57 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам РФ от 06.08.2004г. N20-э/2, ссылаясь на то, что муниципальное унитарное производственное предприятие электрических сетей осуществляет деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей, оказывает услуги по передаче электрической энергии в границах г.Комсомольска-на-Амуре, на основании заключения о корректировке индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электроэнергии (мощности) Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края принято оспариваемое постановление, у Комитета отсутствовали основания для исключения из необходимой валовой выручки предприятия сумм амортизационных отчислений в размере 9 563,5 тыс.руб., при проведении корректировки Комитетом не учтены расходы предприятия на содержание приборов учета электроэнергии, являющиеся частью подконтрольных расходов, составляющих необходимую валовую выручку предприятия, что привело к существенному занижению тарифа на услуги по передаче электроэнергии для взаиморасчетов МУ ППЭС с АО "Дальневосточная распределительная сетевая компания".
В судебном заседании представитель административного истца муниципального унитарного производственного предприятия электрических сетей Блощицын И.К. настаивал на заявленных требованиях, привел в обоснование доводы, изложенные в административном исковом заявлении, в заявлении об уточнении административных исковых требований.
Представитель Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края Ларионова М.Н. в судебном заседании заявленные требования не признала по тем основаниям, что обжалуемый нормативный правовой акт принят с соблюдением процедуры и издан в установленном законом порядке; в рамках корректировки, предусмотренной ст.37 Основ ценообразования, Комитетом принято оспариваемое постановление, на основании которого произведена корректировка индивидуальных тарифов на услуги по передаче электроэнергии, установленных для МУ ППЭС постановлением от 26.12.2014г. N43/13, расходы на амортизацию приборов учета, установленных для многоквартирных домов, эксплуатация которых не относится к регулируемому виду деятельности, не могут быть включены в состав необходимой валовой выручки.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Хабаровского края Сырчиной Л.Н., полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В соответствии с положениями ст.71 Конституции РФ основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федерации.
Согласно п.4 ст.21 Федерального закона от 26.03.2003г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N35-ФЗ) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделяются полномочиями на государственное регулирование и контроль в электроэнергетике в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов), подлежат государственному регулированию, что предусмотрено положениями п.4 ст.23.1 Федерального закона N35-ФЗ.
Как следует из п.2 ст.23 Федерального закона N35-ФЗ, при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы:
определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов);
обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии;
учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов);
учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов;
обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования;
обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
Согласно пункту 3 статьи 24 Федерального закона N35-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В соответствии с п.1 ст.23.1 данного Федерального закона государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.5 Постановления Правительства РФ от 07.03.1995г. N239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для которых в федеральном бюджете предусматривается финансовая поддержка, регулируют цены (тарифы) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также тарифы и надбавки на услуги транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Пунктом 4.1 Положения о комитете по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 04.06.2010г. N 142-пр предусмотрены полномочия Комитета в области государственного регулирования цен (тарифов), надбавок на электрическую и тепловую энергию.
На территории Хабаровского края органом, осуществляющим полномочия в области государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за порядком ценообразования является Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии при осуществлении государственного регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций устанавливаются в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации, как следует из положений п.4 ст.23 Федерального закона N35-ФЗ.
В течение долгосрочного периода регулирования регулирующие органы ежегодно осуществляют корректировку необходимой валовой выручки и (или) цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования (п.37 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178.)
При установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, что следует из п.7 Основ ценообразования. В соответствии с п.8 Основ ценообразования регулирующие органы ежегодно корректируют необходимую валовую выручку организации, осуществляющей регулируемую деятельность, в соответствии с методическими указаниями по применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов организации, осуществляющей регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров (услуг), утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
Исходя из положений п.27 Основ ценообразования, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии.
Согласно п.2 Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающий порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 28.03.2013г. N 313-э, рассмотрение дел об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности), осуществляется на основании предложений (заявления об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии)).
28.04.2015г. МУ ППЭС представило в Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края расчетные документы на рассмотрение, корректировку и утверждение необходимой валовой выручки на 2016г.
Согласно распоряжения Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 06.05.2015г. N18/ТЭК было открыто дело N 18/ТЭК о корректировке индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
На основании экспертизы предложений МУ ППЭС Комитетом подготовлено заключение о корректировке индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии (мощности), установленных на второй долгосрочный период регулирования 2015-2019 годы по сетям МУ ППЭС для взаиморасчетов с АО "ДРСК" (Филиал Хабаровские электрические сети). Данное заключение направлено в МУ ППЭС 21.12.2015г.
В судебном заседании установлено, что постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 25.12.2015г. N 42/6 принято в пределах компетенции Комитета, установленной ч.4, ст.21, п.3 ст.24 Федерального закона N35-ФЗ; п.5 постановления Правительства РФ от 07.03.1995г. N239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)"; п.4.1 Положения о комитете по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 04.06.2010 N 142-пр; Перечнем продукции производственно-технического назначения товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен, тарифов и надбавок (наценок) осуществляется комитетом по ценам и тарифам, утвержденным Постановлением Правительства Хабаровского края от 30.04.2002г. N252 "Об упорядочении государственного регулирования цен и тарифов в Хабаровском крае".
При принятии постановления, которым произведена корректировка необходимой валовой выручки и цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, Комитетом соблюдены процедура и порядок, установленный п.37 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011г. N1178, п.21 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011г. N1178, Регламентом установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающий порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 28.03.2013 N 313-э, - с учетом предложений об установлении цен (тарифов), поступивших от МУ ППЭС и заключения о корректировке цен (тарифов) на услуги по передаче электроэнергии, полученного по результатам экспертизы указанных предложений.
Суд считает необоснованными доводы административного истца о необоснованном исключении Комитетом из необходимой валовой выручки МУ ППЭС амортизационных отчислений в размере 9 563,5 тыс. руб., начисленные административным истцом на электрические счетчики, установленные в многоквартирных домах и частном секторе, поскольку они не соответствуют действующему законодательству.
В соответствии с п.п.7 п.22.1 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004г. N 20-э/2, расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают амортизацию основных средств, определяемую на основе пункта 28 Основ ценообразования.
Для расчета тарифов (цен) используются материалы по расчету амортизационных отчислений на восстановление основных производственных фондов, что следует из п.57 данных Методических указаний.
Как следует из п.5 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012г. N 98-э, тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитываемые с применением Методических указаний, устанавливаются на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет (при установлении впервые тарифов на услуги по передаче электрической энергии на основе долгосрочных параметров регулирования - на срок не менее чем три года)), отдельно на каждый финансовый год в течение этого периода. Тарифы на услуги по передаче электрической энергии, утвержденные на долгосрочный период регулирования, ежегодно корректируются в порядке, предусмотренном Методическими указаниями.
В соответствии с п.11 указанных Методических указаний, необходимая валовая выручка в части содержания электрических сетей на базовый (первый) и i-й год долгосрочного периода регулирования определяется по формулам.
Согласно положений п.17 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, за исключением расходов сетевых организаций на установку приборов учета в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности для потребителей услуг, что предусмотрено п.п.7 п.18 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.
Учитывая положения п.2 ст.23 Федерального закона N 35-ФЗ, закрепляющие основные принципы государственного регулирования цен (тарифов), расходы на амортизацию основных средств, эксплуатация которых не относится к регулируемому виду деятельности, не могут быть включены в состав необходимой валовой выручки.
Как следует из заключения о корректировке индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии (мощности), установленных на второй долгосрочный период регулирования 2015-2019 годы по сетям муниципального унитарного производственного предприятия электрических сетей г.Комсомольска-на-Амуре для взаиморасчетов с акционерным обществом "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (филиал "Хабаровские электрические сети") на 2016 год, при корректировке неподконтрольных расходов экспертами исключены фактические расходы за 2014 год как экономически необоснованные - амортизационные отчисления по электрическим счетчикам в размере 9 563,5 тыс.руб. и расходы на их приобретение за счет амортизационных отчислений в размере 501,0тыс.руб., амортизационные отчисления на 2016 год по расчетам экспертов составили 19 779,9 тыс.руб. (без учета электрических счетчиков).
В соответствии с п.5 ст.13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 261-ФЗ от 23.11.2009г. до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета, что предусмотрено положениями п.12 ст.13 указанного Федерального закона. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
В соответствии с п.32 Основ ценообразования средства, полученные сетевой организацией от потребителей услуг в качестве оплаты ее расходов на установку для них приборов учета в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, исключаются из необходимой валовой выручки такой организации в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
Таким образом, неиспользование административным истцом предусмотренного указанными нормами Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" права взыскания с собственников энергопринимающих устройств понесенных им расходов на приобретение общедомовых приборов учета электрической энергии и их установку, не предоставляет административному истцу право на включение названных расходов в расходы на амортизацию основных средств в целях корректировки показателей необходимой валовой выручки.
Кроме того, суд считает обоснованными доводы административного ответчика о том, что общедомовые приборы учета электрической энергии относятся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, которые и должны в силу требований ст.210 ГК РФ нести бремя его содержания, в том числе и расходы на его амортизацию.
Согласно п.2 ч.2 ст.215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права и законные интересы административного истца, требования административного истца удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления муниципального унитарного производственного предприятия электрических сетей к Комитету по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края о признании недействующим Постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 25 декабря 2015 года N 42/6 "О внесении изменений в Постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 26.12.2014 года N 43/13" в части, отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Хабаровский краевой суд.
Решение принято в окончательной форме 21 июня 2016 года.
Судья Хабаровского краевого суда: Е.В.Волошина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.