Президиум Хабаровского краевого суда в составе
председательствующего Братенкова С.И.
членов президиума Сосновского А.В., Пилипчук С.В.,
Трофимовой Н.А.
при секретаре Чирковой А.Г.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на решение Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 18 ноября 2015 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 15 апреля 2016 года по гражданскому делу по иску Савельева А. В. к муниципальному образованию городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре", Ворожбинову А. АлексА.у о признании незаконным отказа в заключении договора найма служебного жилого помещения, признании права на жилое помещение, возложении обязанности заключить договор найма служебного жилого помещения, признании договора найма служебного помещения, заключенного между Ворожбиновым А. АлексА.ем и муниципальным образованием городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" от 13 января 2015 года, недействительным.
Заслушав доклад судьи Хабаровского краевого суда Симаковой М.Е., выслушав представителя Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Никифорову Е.А., действовавшую на основании доверенности N от 23 сентября 2015 года, изучив материалы гражданского дела, президиум Хабаровского краевого суда
установил:
Савельев А.В. обратился к муниципальному образованию городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" с иском о признании незаконным отказа в заключение договора найма служебного жилого помещения, расположенного по "адрес", признании за ним и его супругой Савельевой Т.А. права пользования указанным жилым помещением, возложении обязанности заключить договор найма служебного жилого помещения, признании незаконным договора найма указанного жилого помещения, заключенного с Ворожбиновым A.A.
С учетом уточненных требований истец просил признать незаконным отказ муниципального образования городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" в заключении с ним договора найма служебного жилого помещения, расположенного по указанному адресу, признать за ним и его супругой Савельевой Т.А. право пользования и проживания в этом жилом помещении, обязать муниципальное образование городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" заключить договор найма данного служебного жилого помещения, признать недействительным договор найма, заключенный с Ворожбиновым А.А.
Определением Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 27 июля 2015 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Федеральное бюджетное учреждение войсковая часть 45505.
Определением Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 12 августа 2015 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Ворожбинов A.A.
Решением Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 18 ноября 2015 года, оставленным в силе апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 15 апреля 2016 года, исковые требования Савельева А.В. удовлетворены.
Признан незаконным отказ муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" заключить с Савельевым А.В. договор найма служебного жилого помещения, расположенного по "адрес".
За Савельевым А.В., Савельевой Т.А. признано право пользования и проживания в указанном жилом помещении.
На муниципальное образование городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" в лице администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края возложена обязанность заключить договор найма служебного жилого помещения, расположенного по "адрес", с Савельевым А.В. с учетом Савельевой Т.А.
Договор найма указанного служебного жилого помещения, заключенный между администрацией г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края и Ворожбиновым А.А., признан недействительным.
В кассационной жалобе Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотиву существенного нарушения судами, разрешившими дело, норм материального права. Заявитель просит суд принять новое решение по делу об отказе в иске.
Определением судьи Хабаровского краевого суда Мироновой Л.Ю. от 21 июня 2016 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения по существу в судебном заседании президиума Хабаровского краевого суда.
Истец Савельев А.В., представитель ответчика муниципального образования городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре", ответчик Ворожбинов А.А., представитель третьего лица Федерального бюджетного учреждения войсковая часть 45505, третье лицо Савельева Т.А., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание президиума Хабаровского краевого суда не явились, о причинах неявки не сообщили. Истец Савельев А.В. направил письменные возражения на кассационную жалобу, в которых выражает несогласие с приведенными в жалобе доводами. Президиум Хабаровского краевого суда, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы жалобы и возражений, президиум Хабаровского краевого суда пришел к выводу о том, что жалоба является обоснованной и подлежит удовлетворению в части.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения были допущены судами при рассмотрении и разрешении настоящего дела.
При разрешении настоящего дела судами установлено, что постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 22 февраля 2012 года N жилое помещение, расположенное по "адрес", включено в состав специализированного жилищного фонда и отнесено к числу служебных жилых помещений.
Савельев А.В. проходит военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации в войсковой части 45505 с 10 ноября 2003 года, в "данные изъяты" войсковой части 45505 с 9 декабря 2013 года, в личном деле в числе членов семьи военнослужащего указана супруга Савельева Т.А.
26 декабря 2005 года по настоящее время Савельев А.В. зарегистрирован по месту расположения "данные изъяты", Савельева Т.А. зарегистрированной в г. Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края не значится.
На учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, Савельев А.В. не состоит.
Согласно сообщению ФГУ "Востокрегионжилье" N от 17 ноября 2011 года Савельев А.В. внесен в список военнослужащих принятых на учет нуждающихся в получении служебных жилых помещений по месту прохождения военной службы: населенный пункт г. Комсомольск-на-Амуре, с 26 июля 2011 года, с составом семьи два человека, на основании представленных им документов.
Согласно поквартирной карточке спорное жилое помещение находилось в пользовании семьи Савичева А.Ю. с 18 июля 2005 года по 25 июня 2006 года, лицевой счет N на указанное жилое помещение закрыт с 1 июня 2007 года, по сведениям, отраженным в карточке оперативного учета, начисления по данному лицевому счету не производятся, поступление платежей отсутствует.
Согласно акту сдачи (приемки) жилого помещения от 12 июля 2013 года, справкам войсковой части 45505 от 18 июля 2013 года N и от 11 августа 2015 года N Савельев А.В. проживает в спорном жилом помещении в порядке повторного заселения жилых помещений, освобождающихся в связи с выездом из них военнослужащих. До вселения в спорную квартиру Савельева А.В. данную жилую площадь занимала семья военнослужащего ФИО1 в составе трех человек. "данные изъяты" ФИО1 уволен с военной службы с зачислением в запас 31 июля 2013 года.
5 ноября 2014 года ФГКУ "Востокрегионжилье" принято решение о предоставлении жилого помещения по договору найма служебного жилого помещения военнослужащему Ворожбинову А.А., состоящему на учете нуждающихся в служебном жилье, на состав семьи 3 человека.
По ходатайству территориального отделения ФГКУ "Востокрегионжилье" от 14 ноября 2014 года N администрацией г. Комсомольска-на-Амуре принято постановление N от 25 декабря 2014 года "О предоставлении служебного жилого помещения и заключении договора найма служебного жилого помещения", в соответствии с которым служебное жилое помещение, расположенное по "адрес", предоставлено военнослужащему Ворожбинову А.А. на состав семьи из трех человек.
На основании данного постановления 13 января 2015 года заключен договор найма служебного жилого между Ворожбиновым А.А. и администрацией г. Комсомольска-на-Амуре на период прохождения службы по контракту в г. Комсомольске-на-Амуре.
Письмом территориального отделения ФГКУ "Востокрегионжилье" от 10 июня 2015 года N Савельеву А.В. предложено освободить спорное жилое помещение.
Сообщениями N и N администрацией г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 7 мая 2015 года, 18 июня 2015 года Савельеву А.В. отказано в заключении договора найма служебного жилого помещения.
Удовлетворяя предъявленные Савельевым А.В. исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Савельев А.В. является военнослужащим, состоит на учете нуждающихся в получении жилого помещения с 26 июля 2011 года, имеет право найма служебного жилого помещения в период прохождения военной службы, Савельев А.В. был вселен вместе с женой Савельевой Т.А. в служебное жилое помещение по указанному адресу в соответствии с устным распоряжением вышестоящего должностного лица, продолжает в нем проживать. При заселении в спорную квартиру Савельева А.В. командир войсковой части 45505 основывался на принципе единоначалия, которое выражается в праве командира (начальника) исходя из всесторонней оценки обстановки единолично принимать решения, отдавать в установленном порядке соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение. В этой связи суд пришел к выводу о том, что отсутствие решения органа местного самоуправления о предоставлении указанной квартиры Савельеву А.В. не является обстоятельством, препятствующим заключению договора найма служебного жилого помещения с ответчиком и возложению на муниципальное образование городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" обязанности заключить с истцом такой договор. По этим же основаниям судом сделан вывод о признании недействительным договора найма спорного служебного жилого помещения N от 13 января 2015 года, заключенного между администрацией г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края и Ворожбиновым А.А.
Суд апелляционной инстанции согласился с изложенными выводами районного суда.Между тем с указанными выводами суда согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Статьей 10 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривается, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей.
Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установлены основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрен механизм реализации ими права на жилище, определены формы и порядок обеспечения их жильем.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей; офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей; прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей (абзац четвертый пункта 1 статьи 15 Федерального закона).
Обеспечение служебными жилыми помещениями военнослужащих осуществляется в порядке, определенном Инструкцией, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года.
Пунктом 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений предусматривается, что военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Для получения служебного жилого помещения военнослужащие подают заявление по рекомендуемому образцу согласно приложению к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию, структурное подразделение организации), к которому прикладываются документы по установленному перечню (пункт 2).
Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают договор найма служебного жилого помещения (пункт 6).
В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 года N 1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации" Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации является уполномоченным органом по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих и осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, на которые возложены функции по принятию заявлений от военнослужащих для признания их нуждающимися в жилых помещениях, признанию их нуждающимися в жилых помещениях, снятию с учета нуждающихся в жилых помещениях, принятию решения о предоставлении жилых помещений.
Постановлением главы администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 20 февраля 2012 года N 493-па утверждено Положение о предоставлении жилых помещений военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в г. Комсомольске-на-Амуре, в соответствии с которым предоставление военнослужащему служебного жилого помещения производится по ходатайству Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, к которому прилагаются решение Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о предоставлении военнослужащему служебного жилого помещения, справка об отсутствии у военнослужащего и членов его семьи жилья в собственности. После чего с военнослужащим заключается договор найма служебного жилого помещения и производиться передача ему жилого помещения.
Из приведенных правовых норм следует, что основанием для возникновения у военнослужащего и членов его семьи права пользования служебным жилым помещением является договор найма служебного жилого помещения, заключаемый с военнослужащим уполномоченным органом на основании принятого в установленном порядке компетентным органом решения о предоставлении жилого помещения специального назначения.
Приведенные положения, устанавливающие порядок обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями, не были учтены судами при рассмотрении и разрешении настоящего дела.
Суд первой инстанции при разрешении спора сослался на приказ командира войсковой части о заселении Савельева А.В. в спорную квартиру, при этом не учел, что командир войсковой части полномочиями по распределению и заселению жилых помещений, включая служебные, не наделен. Функция по распределению данных жилых помещений возложена Министром обороны Российской Федерации на ФГКУ "Востокрегионжилье".
Допущенные судом первой инстанции нарушения норм права, повлиявшие на исход дела, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции устранены не были.
В соответствии с частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных данной главой.
В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", по смыслу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Из указанных выше правовых норм и разъяснений следует, что при рассмотрении дела суд апелляционной инстанции повторно проводит по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных законом для производства в суде апелляционной инстанции, проверку и оценку фактических обстоятельств дела по доводам апелляционной жалобы.
Обжалуемое определение суда апелляционной инстанции не содержит правовой оценки доводов, содержащихся в апелляционной жалобе ФГКУ "Востокрегионжилье" о вселении Савельева А.В. в спорное жилое помещение без законных оснований, в нарушении установленного законодательством порядка предоставления военнослужащим жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Кроме того, суд апелляционной инстанции оставил без внимания тот факт, что решение о предоставлении служебного жилого помещения военнослужащему Ворожбинову А.А., послужившее основанием для заключения с указанным лицом договора найма служебного жилого помещения, не оспаривалось, и недействительным признано не было.
Данные о том, что Ворожбинов А.А. не относится к числу лиц, имеющих право на предоставление служебного жилья, не состоял на учете лиц, нуждающихся в обеспечении служебным жильем, жилое помещение было предоставлено ему в нарушение очередности, с превышением нормы предоставления либо с нарушением иных обязательных требований, судами не установлены и в материалах дела отсутствуют.
По указанным основаниям апелляционное определение подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в апелляционном порядке.
При новом рассмотрении дела суду второй инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 387, 388, пунктом 2 части статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Хабаровского краевого суда
постановил:
кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить в части,
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 15 апреля 2016 года отменить,
гражданское дело по иску Савельева А. В. к муниципальному образованию городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре", Ворожбинову А. АлексА.у о признании незаконным отказа в заключении договора найма служебного жилого помещения, признании права на жилое помещение, возложении обязанности заключить договор найма служебного жилого помещения, признании договора найма служебного помещения, заключенного между Ворожбиновым А. АлексА.ем и муниципальным образованием городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" от 13 января 2015 года, недействительным направить в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда на новое рассмотрение в апелляционном порядке в ином составе суда.
Постановление президиума Хабаровского краевого суда вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий С.И. Братенков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.