Судья Астраханского областного суда Сорокина О.А.,
при секретаре: Бабушкиной Е.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя администрации МО "Володарский район" Астраханской области по доверенности Блиновой А.Е. на решение Володарского районного суда Астраханской области от 18 июля 2016 года по делу о привлечении администрации МО "Володарский район" Астраханской области к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением исполняющего обязанности начальника МОСП по ОИП УФССП России по Астраханской области от 25 апреля 2016 года администрация МО "Володарский район" Астраханской области привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Администрации назначено наказание в виде штрафа в размере "данные изъяты" "данные изъяты".
Решением Володарского районного суда Астраханской области от 18 июля 2016 года постановление административного органа оставлено без изменения, жалоба администрации МО "Володарский район" Астраханской области - без удовлетворения.
В жалобе представителем администрации МО "Володарский район" Астраханской области по доверенности Блиновой А.Е. ставится вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности, поскольку не установлена вина администрации в совершении правонарушения. Указывает, что в материалах исполнительного производства и административного дела отсутствует информация о том, когда администрацией МО "Володарский район" Астраханской области получено требование судебного пристава-исполнителя.
Выслушав представителя администрации МО "Володарский район" Астраханской области по доверенности Блинову А.Е. поддержавшую жалобу, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, дополнительно представленные доказательства, суд второй инстанции приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин в установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом, статья 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях закрепляет административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный после взыскания исполнительского сбора. Указанная норма направлена на своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя Володарского РОСП УФССП России по Астраханской области в отношении администрации МО "Володарский район" Астраханской области возбуждено исполнительное производство N-ИП на основании исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Володарским районным судом Астраханской области. Предмет исполнения - обязать администрацию МО "Володарский район" предоставить ФИО4 по договору социального найма во внеочередном порядке жилое помещение на состав семьи два человека в соответствии нормой предоставления. Данное исполнительное производство ДД.ММ.ГГГГ принято к исполнению Межрайонным отделом судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Астраханской области ( N-ИП). В связи с неисполнением в установленный срок исполнительного документа, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ с должника взыскан исполнительский сбор, требованием судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ должнику установлен срок для исполнения решения суда - до ДД.ММ.ГГГГ.
Основанием для вынесения постановления о назначении администрации МО "Володарский район" административного наказания по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужил тот факт, что администрацией МО "Володарский район" требование в срок установленный судебным приставом-исполнителем (до ДД.ММ.ГГГГ) не выполнено без уважительных причин.
С такими выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со статей 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года за N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Требованием судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ администрации МО "Володарский район" Астраханской области установлен срок для исполнения решения суда - до ДД.ММ.ГГГГ. Данное требование получено администрацией МО "Володарский район" Астраханской области только ДД.ММ.ГГГГ , о чем свидетельствует входящий номер, штамп, а также журнал входящей корреспонденции администрации МО "Володарский район" Астраханской области. Имеющаяся в материалах дела копия почтового уведомления, представленная МОСП по ОИП УФССП России по Астраханской области, не позволяет определить какое именно требование направлено в адрес администрации МО "Володарский район" Астраханской области и в рамках какого исполнительного производства оно вынесено. Судя по журналу входящей корреспонденции, указанным почтовым оправлением тем же судебным приставом-исполнителем направлено требование об исполнении другого решения суда, в рамках иного исполнительного производства (требование N, в то время как администрация привлечена за неисполнение требования N).
Статьей 2.1 частью 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статья 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Исходя из содержания вышеуказанных норм и установленных фактических обстоятельств по делу администрация МО "Володарский район" Астраханской области не имела возможности выполнить требование судебного пристава-исполнителя N в срок до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку требование судебного пристава-исполнителя ей вручено уже после истечения срока для его исполнения. Администрации МО "Володарский район" Астраханской области не предоставлен разумный срок для исполнения требования судебного пристава-исполнителя, что объективно исключало возможность его исполнения.
Отсутствие вины, равно как ее недоказанность, является одним из обстоятельств, исключающих возможность привлечения лица к административной ответственности ввиду отсутствия одного из элементов состава административного правонарушения, а именно субъективной стороны.
Исходя из положений пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, постановление исполняющего обязанности начальника МОСП по ОИП УФССП России по Астраханской области от 25 апреля 2016 , решение Володарского районного суда Астраханской области от 18 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по делу прекращению.
Руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление исполняющего обязанности начальника МОСП по ОИП УФССП России по Астраханской области от 25 апреля 2016 , решение Володарского районного суда Астраханской области от 18 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении администрации МО "Володарский район" отменить.
Производство по делу прекратить ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Мотивированное решение составлено 9 сентября 2016 года.
Судья Астраханского
областного суда О.А. Сорокина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.