Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Костиной Л.И.,
судей: Егоровой И.В., Чернышовой Ю.А.,
при секретаре: М.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Костиной Л.И.
дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Харабалинском районе Астраханской области
на решение Харабалинского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ
по иску Штонда М.В. к ГУ Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Харабалинском районе Астраханской области о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения незаконным, назначении досрочной страховой пенсии,
установила:
Штонда М.В. обратилась в суд с иском к ответчику, указав, что Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Харабалинском районе Астраханской области ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения по причине отсутствия требуемого стажа. На момент обращения в пенсионный орган, специальный стаж истца составил 28 лет 4 месяца 5 дней. Из подсчета льготного стажа исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации. С отказом не согласна, просит включить периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 15 января 2011 года по 3 марта 2001 года, 11 апреля 2006 года по 27 мая 2006 года, 11 апреля 2011 года по 26 мая 2011 года в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год 6 месяцев за один год работы и обязать назначить пенсию с даты возникновения права на нее.
Штонда М.В. в судебном заседании поддержала исковые требования.
Представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Харабалинском районе Астраханской области Беляева Е.В. исковые требования не признала.
Решением Харабалинского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Штонда М.В. удовлетворены частично. Решение пенсионного органа признано незаконным в части. На ответчика возложена обязанность по включению в подсчет специального стажа истца периодов нахождения на курсах повышения квалификации в льготном порядке как 1 год 6 месяцев за один год работы. В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Харабалинском районе Астраханской области ставит вопрос об отмене решения, поскольку включение спорных периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации не подлежат включению в подсчет специального стажа в льготном исчислении, как не предусмотренные действующим законодательством.
На заседание коллегии Штонда М.В. и представитель пенсионного органа не явились, извещены надлежащим образом, от ответчика поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. При таких обстоятельствах судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав докладчика, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения суда по указанным в ней основаниям.
Права и свободы человека являются непосредственно действующими (статьи 2, 18 Конституции Российской Федерации).
В силу статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Из материалов дела следует, что Штонда М.В. с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время осуществляет лечебную деятельность в сельской местности.
ДД.ММ.ГГГГ Штонда М.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.
Протоколом ГУ УПФ РФ в Харабалинском районе Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ N N Штонда М.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по основанию отсутствия требуемого специального стажа. Специальный стаж истца составил 28 лет 4 месяца 5 дней. Из подсчета специального стажа Штонда М.В. исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 15 января 2001 года по 3 марта 2001 года, 11 апреля 2006 года по 27 мая 2006 года, 11 апреля 2011 года по 26 мая 2011 года
Частично признавая отказ пенсионного органа незаконным, районный суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с подпунктами 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу пункта 2 указанной статьи списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в котором предусмотрены должности фельдшера, старшего фельдшера и фельдшера-лаборанта.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно абзацу 4 пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" по состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".
Пунктом 1 Постановления N1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 года.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
Учитывая, что пунктом 2 этого Постановления один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.
Из трудовой книжки Штонда М.В. следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в должности акушерки родильного дома ГБУЗ Астраханской области " "данные изъяты"", в последующем переименованное в ГБУЗ Астраханской области " "данные изъяты"".
Включая в подсчет специального стажа периоды нахождения Штонда М.В. на курсах повышения квалификации с 15 января 2011 года по 3 марта 2011 года, 11 апреля 2006 года по 27 мая 2006 года, 11 апреля 2011 года по 26 мая 2011 года, районный суд правомерно исходил из следующего.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 года.
В силу пункта 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации
Согласно статье 196 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В спорные периоды Штонда М.В. находилась на курсах повышения квалификации, за ней был сохранен средний заработок, с которого работодателем произведены удержания, следовательно, указанные периоды правомерно включены в подсчет специального стажа истца.
В связи с тем, что периоды работы истца, во время которых она проходила курсы повышения квалификации, судом включены в специальный страховой стаж, районный суд правильно указал на незаконность решения ответчика по отказу во включении спорных периодов в подсчет льготного стажа.
Кроме этого, прохождение курсов повышения квалификации для медицинских работников является обязательным.
Поскольку специальный стаж истца с учетом включенных судом спорных периодов в льготном порядке не составил на момент обращения в пенсионный орган более 30 лет, вывод суда об отказе в назначении досрочной страховой пенсии Штонда М.В. является правомерным.
Выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со статьями 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Все доводы представителя ответчика, приведенные в апелляционной жалобе, проверены судом надлежащим образом и обоснованно отвергнуты по мотивам, указанным в судебном решении. Иных доводов к отмене решения апелляционная жалоба не содержит.
Разрешая спор, суд установилвсе обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, оценил собранные доказательства в полном соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства и положениями статьи 19, частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, решение районного суда, проверенное в силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным и обоснованным, в связи с чем отмене не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
определила:
решение Харабалинского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ в Харабалинском районе Астраханской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.