Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Баранова Г. В.
судей областного суда: Сорокиной О. А., Хаировой Д. Р.
при секретаре Бабушкиной Е. К.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Баранова Г. В. дело по апелляционной жалобе Гаджиева Заура Гаджиевича на решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 3 июня 2016 года по делу по административному иску Гаджиева Заура Гаджиевича о признании незаконным постановления Администрации МО " Город Ахтубинск " от 1 марта 2016 года N 218, признании незаконным постановления Администрации МО " Город Ахтубинск " от 19 мая 2015 года N 601,
установил:
Гаджиев З. Г. обратился в суд с административным иском, в котором указал, что административным ответчиком было вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ N о согласовании размещения нестационарного торгового объекта на "адрес" "адрес". Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N административный ответчик отменил данное постановление в связи с технической ошибкой. ДД.ММ.ГГГГ постановлением N постановление от ДД.ММ.ГГГГ N отменено. ДД.ММ.ГГГГ, постановлением N постановление от ДД.ММ.ГГГГ вновь было отменено. ДД.ММ.ГГГГ постановлением N было отменено постановление от ДД.ММ.ГГГГ N. ДД.ММ.ГГГГ постановлением N, администрацией вновь было отменено постановление от ДД.ММ.ГГГГ N, на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ N " О внесении изменений и дополнений в муниципальную программу " Благоустройство территории муниципального образования " Город Ахтубинск " на 2017- 2018 годы". Гаджиев З. Г. указывает, что, согласно правовой позиции, указанной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, ранее принятый ненормативный правовой акт может быть отменен органом местного самоуправления в порядке самоконтроля. Названное полномочие органа местного самоуправления не может быть реализовано произвольно. Считает, что Администрация МО " Город Ахтубинск " вышла за рамки предоставленных ей полномочий, поскольку не привела нормы права и причины, по которым было отменено постановление от ДД.ММ.ГГГГ. Просил признать постановление от ДД.ММ.ГГГГ N недействительным и отменить, признать действующим постановление от ДД.ММ.ГГГГ N, обязать Администрацию МО " Город Ахтубинск ", заключить с ним договор аренды на земельный участок на 49 лет.
В судебном заседании Гаджиев З. Г. просил удовлетворить его требования. Представители Администрации МО " Город Ахтубинск " - Ламанов Н. П. , Предвечная Е. С. возражала относительно удовлетворения заявленных требований.
Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от 3 июня 2016 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Гаджиева З. Г. ставится вопрос об отмене решения суда неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильного применения норм материального и процессуального права, в обоснование указано, что постановление ему не было вручено, судом не принято во внимание постановление от ДД.ММ.ГГГГ уже неоднократно отменялось, суд ссылается на то, что он не является индивидуальным предпринимателем, но данный аргумент предметом спора не является, суд не учел, что собранные подписи жильцов не могли послужить основанием для отмены, так как были собраны позже, чем вынесено постановление, суд не имел права принимать во внимание протокол жильцов, вывод суда о том, что на данном земельном участке он намерен делать столовую, является необоснованным.
Заслушав Гаджиева З. Г., поддержавшего доводы жалобы, представителя Администрации МО " Город Ахтубинск " - Пащенко А. Н ... возражавшего относительно доводов жалобы, изучив материалы дела, п роверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда ввиду следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа" организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ " Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации ", муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации " муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, а также судом.
Исходя из содержания указанной правовой нормы орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону, если при этом не нарушаются законные права граждан и организаций.
Из дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ Гаджиев З. Г. обратился в Администрацию МО " Город Ахтубинск " с заявлением о выдаче разрешения под нежилое помещение площадью "данные изъяты" кв. м. у "адрес"
ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление N " О внесении дополнений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории МО " Город Ахтубинск ", утвержденную постановлением Администрации МО " Город Ахтубинск " от ДД.ММ.ГГГГ N " Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории МО " Город Ахтубинск ".
Данным постановлением указанная схема дополнена торговым павильоном площадью "данные изъяты" кв. м., предоставленным Гаджиеву З. Г.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В частях 1, 3 статьи 10 ФЗ от 28 декабря 2009 N 381-ФЗ " Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации " установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ " Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации ".
В силу статьи 2 указанного закона, торговая деятельность - это вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.
Между тем, на момент вынесения постановления в ДД.ММ.ГГГГ, Гаджиев З. Г., не являвшийся индивидуальным предпринимателем, как субъект правоотношений, следовательно, такой вид деятельности, как общественное питание, не соответствовали положениям Закона Российской Федерации от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ " Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации " .
Указание на возможность размещения нестационарных объектов общественного питания, постановление от ДД.ММ.ГГГГ N не содержит.
Районным судом правильно принято во внимание, что в ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию МО " Город Ахтубинск " поступал протокол общего собрания жильцов "адрес" по "адрес" "адрес", в котором они ходатайствовали о сносе летнего кафе и магазина " Сундучок" расположенных около здания "адрес" "адрес" также в протоколе содержалась просьба на их месте восстановить парк и живые насаждения. В судебное заседание также представлен протокол жильцов указанного дома от ДД.ММ.ГГГГ с повторным ходатайством о посадке цветочной клумбы по упомянутому адресному ориентиру.
ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ года в муниципальную программу благоустройства территории МО " Город Ахтубинск " на 2016 - 2018 годы постановлением Администрации МО " Город Ахтубинск " N внесены изменения, в пункте N этого постановления указано: " Приложение к муниципальной программе дополнить подпунктом N следующего содержания: " Благоустройство территории в районе "адрес" (посадка цветочной клумбы за магазином " "адрес" ")".
Ранее, ДД.ММ.ГГГГ, был утвержден Порядок о включении нестационарных объектов в схему размещения на территории МО " Город Ахтубинск " (постановление N), в котором речь идет о типах нестационарных торговых объектов (павильон, киоск, торговый автомат). Размещение объектов общественного питания в нем не предусматривается, т акже этим Порядком не допускается размещение нестационарных торговых объектов на газонах, цветниках и прочих объектах озеленения (п. N).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции том, что постановление Администрации МО " Город Ахтубинск " от ДД.ММ.ГГГГ N " Об отмене постановления администрации от ДД.ММ.ГГГГ N " не противоречит Конституции Российской Федерации, либо федеральным законам, Гаджиев З. Г. не указывает, какой именно нормативно - правовой акт нарушен оспариваемым постановлением администрации МО " Город Ахтубинск", что оспариваемое постановление вынесено в соответствии с правовыми актами местного самоуправления, касающимися благоустройства города, и публичными интересами, в ущерб которым не может быть отдан приоритет интересам административного истца Гаджиева З. Г.
Вывод суда о том, что требования Гаджиева З. Г. об оспаривании постановления администрации МО " Город Ахтубинск " от ДД.ММ.ГГГГ N и признании действующим постановления от ДД.ММ.ГГГГ N, являются необоснованными и удовлетворению не подлежат, является правильным.
Не подлежали удовлетворению и требования административного искового заявления в части возложения на Администрацию МО " Город Ахтубинск " обязанности заключить с Гаджиевым З. Г.договор аренды на земельный участок на 49 лет.
Из дела не следует, что договор аренды спорного земельного участка между сторонами заключен, и он прошел государственную регистрацию в соответствии с действующим законодательством. Гаджиеву З.Г. было согласовано размещение нестационарного торгового объекта, при этом, об аренде земельного участка в постановлении органа местного самоуправления не упоминалось.
Незаключенный договор не порождает прав и обязанностей, связанных с его исполнением, в связи с чем, у административного истца отсутствует преимущественное право на заключение договора аренды земельного участка.
Оплачиваемые административным истцом денежные средства за проведение электричества на указанное место, установку забора, арендной платой не являлись. Указанные платежи не могут расцениваться как основания для возникновения арендных отношений.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда. Оснований для переоценки исследованных судом доказательств, на чем фактически настаивает в апелляционной жалобе заявитель, судебная коллегия не усматривает.
Решение суда первой инстанции постановлено в соответствии с подлежащими применению нормами материального права, обстоятельства, имеющие юридическое значение для дела, установлены судом полно и правильно, выводы суда основаны на представленных участвующими в деле лицами доказательствах, исследованных судом, нарушения процессуального закона при рассмотрении и разрешении дела судом допущены не были, в силу чего постановленное по делу решение является законным и обоснованным, и оснований к его отмене, предусмотренных статьей 310 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного производства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда,
определила:
решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 3 июня 2016 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Гаджиева Заура Гаджиевича - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.