Заместитель председателя Астраханского областного суда Шустова Т. П., рассмотрев надзорную жалобу Кашина Александра Петровича на постановление мирового судьи судебного участка N 2 Советского района г. Астрахани от 18 мая 2016 года, решение Советского районного суда г. Астрахани от 15 июня 2016 года о привлечении Кашина Александра Петровича к административной ответственности по делу об административном правонарушении по статье 17. 7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Советского района г. Астрахани от 18 мая 2016 года должностное лицо - начальник ПОУ ААШ ДОСААФ России Кашин А. П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном статьей 17. 7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты".
Решением Советского районного суда г. Астрахани от 15 июня 2016 года постановление мирового судьи судебного участка N 2 Советского района г. Астрахани от 18 мая 2016 года, оставлено без изменения, жалоба Кашина А. П. - без удовлетворения.
В надзорной жалобе Кашина А. П. ставится вопрос об отмене судебных постановлений, в обоснование жалобы указывает на свою невиновность в совершении инкриминируемого ему правонарушения, считает, что судебные постановления является не законным и не обоснованным, в виду несоответствия доводов изложенных в них фактическим обстоятельствам. Просит судебные постановления отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствуем состава административного правонарушения.
Проверив административный материал, исследовав доводы жалобы, нахожу ее подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 17. 7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно пунктов 1, 2 статьи 22 ФЗ " О прокуратуре Российской Федерации " прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов. Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Из дела видно, что во исполнение плана - задания и соглашения с РО ДОСААФ Астраханской области на 2013 - 2014 годы, приказом начальника Автошколы от 17 сентября 2014 года " О зачислении в учебную организацию " для доподготовки водителей транспортных средств категории " С " по ВУС - 837 в объеме 58 часов для ВС РФ, в учебный взвод N зачислены в качестве курсантов следующие граждане: ФИО5, ФИО6 ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14
По итогам обучения ВЭК провела у вышеуказанных курсантов итоговую аттестацию с оформлением оценочной ведомости N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой курсанты по результатам экзаменов получили зачет.
По итогам аттестации, приказом начальника Автошколы от ДД.ММ.ГГГГ N " О выпуске учебного взвода " вышеназванные граждане признаны прошедшими доподготовку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с получением соответствующих свидетельств.
Однако, в ходе прокурорской проверки установлено, что указанные курсанты доподготовку не проходили вовсе.
На основании протеста заместителя военного прокурора Каспийской флотилии ФИО15 от ДД.ММ.ГГГГ N, приказ врио начальника отдела ВК Астраханской области по Красноярскому и Володарскому району от ДД.ММ.ГГГГ N об отправке ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 в Автошколу отменен как незаконный.
В связи с этим, по результатам проверки на приказы начальника Автошколы от ДД.ММ.ГГГГ N " О зачислении в учебную организацию " и от ДД.ММ.ГГГГ N " О выпуске учебного взвода ", заместителем военного прокурора Каспийской флотилии ФИО15 в рамках представленных полномочий ДД.ММ.ГГГГ за исх. N в соответствии с требованиями статьи 23 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 " О прокуратуре Российской Федерации " принесен протест с требованием отменить их ввиду незаконности.
ДД.ММ.ГГГГ в военную прокуратуру Каспийской флотилии от начальника Автошколы Кашина А. П. за исх. N поступил ответ, согласно которому им протест фактически отклонен.
В обоснование принятого решения Кашиным А. П. указано, что данные приказы изданы в соответствии с требованиями законодательства, а объяснения лиц, которые приведены в протесте, являются " их личными измышлениями ".
Кашин А. П. в соответствии с трудовым договором N-р от ДД.ММ.ГГГГ и приказом Председателя ДОСААФ России N-рк от ДД.ММ.ГГГГ работает на должности начальника Автошколы и согласно трудового договора и должностной инструкции, утвержденной заместителем Председателя ДОСААФ России С. Климовым, руководит учебной, организационно - хозяйственной и финансово-экономической деятельностью Автошколы.
ДД.ММ.ГГГГ по факту неисполнения требований Военной прокуратуры Каспийской флотилии заместителем военного прокурора Каспийской флотилии в отношении начальника автошколы Кашина А. П. было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17. 7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ДД.ММ.ГГГГ, разрешая данное дело, мировой судья судебного участка N 2 Советского района г. Астрахани признал Кашина А. П. виновным в умышленном невыполнении требований прокурора, вытекающих из его полномочий, то есть в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17. 7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С данным постановлением согласился судья Советского районного суда г. Астрахани в своем решении от 15 июня 2016 года.
С таким выводом судов согласиться нельзя.
В соответствии со статьей 17. 7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет назначение административного наказания.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 " О прокуратуре Российской Федерации " требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
При осуществлении возложенных на него функций прокурор согласно части 1 статьи 27 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 " О прокуратуре Российской Федерации " рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 данного Федерального закона.
Статьей 28 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 " О прокуратуре Российской Федерации " предусмотрено, что прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Протесты вносятся и рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены статьей 23 данного Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 " О прокуратуре Российской Федерации " протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Из системного анализа приведенных выше норм следует, что законодатель не возлагает на лицо, принявшее опротестовываемый прокурором акт, обязанность по отмене или изменению этого акта. Данному лицу в силу требований части 2 статьи 23 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 " О прокуратуре Российской Федерации " необходимо рассмотреть поступивший протест в десятидневный срок и сообщить о результатах рассмотрения прокурору в письменной форме.
Это требование закона, как следует из материалов дела об административном правонарушении, директором Автошколы Кашиным А. П. было выполнено.
Между тем мировым судьей, а также судьей районного суда при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении в нарушение требований статьей 24. 1 и 26. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указанные обстоятельства учтены не были.
Следовательно, выводы о наличии в совершенном Кашина А. П. деянии состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17. 7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не являются обоснованными.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 2 Советского района г. Астрахани от 18 мая 2016 года, решение Советского районного суда г. Астрахани от 15 июня 2016 года о привлечении Кашина Александра Петровича к административной ответственности по делу об административном правонарушении по статье 17. 7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в действиях Кашина А. П. состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
жалобу Кашина А. П. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 2 Советского района г. Астрахани от 18 мая 2016 года, решение Советского районного суда г. Астрахани от 15 июня 2016 года о привлечении Кашина Александра Петровича к административной ответственности по делу об административном правонарушении по статье 17. 7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Заместитель председателя
Астраханского областного суда Т. П. Шустова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.