Судья Иркутского областного суда Карнышов А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области - заместителя главного государственного санитарного врача по Иркутской области С. на решение судьи Иркутского районного суда Иркутской области от 1 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МОУ ИРМО "Грановская НШДС",
установил:
Постановлением NN заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Иркутской области С. от 10 февраля 2016 года МОУ ИРМО "Грановская НШДС" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учреждению назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.
Решением судьи Иркутского районного суда Иркутской области от 1 июня 2016 года постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Иркутской области отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, должностное лицо Роспотребнадзора, не соглашаясь с решением судьи Иркутского районного суда Иркутской области от 1 июня 2016 года, просит об отмене указанного судебного акта. Указывает, что представленные в материалы дела доказательства с достоверностью подтверждают нарушение санитарных правил и нормативов и наличие в действиях учреждения состава административного правонарушения по части 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
МОУ ИРМО "Грановская НШДС" не приняло всех зависящих от учреждения мер по соблюдению санитарного законодательства и не представило доказательств невозможности его соблюдения по объективным причинам. Выводы судьи не основаны на фактических обстоятельствах дела.
В представленном отзыве на жалобу защитник Р., действующий в интересах МОУ ИРМО "Грановская НШДС", не соглашаясь с доводами жалобы, указал, что решение вынесено судьёй законно и обоснованно, поскольку лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, не обязано доказывать свою вину, тогда как должностным лицом Роспотребнадзора виновные действия МОУ ИРМО "Грановская НШДС" доказаны не были.
Законный представитель МОУ ИРМО "Грановская НШДС", в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Иркутской области С., надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения Иркутским областным судом жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, в связи с чем считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие названных лиц.
Проверив с учётом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, судебного дела по жалобе на постановление, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения состоит из Федерального закона РФ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации (санитарные правила), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 3, часть 1 статьи 39 указанного закона).
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ).
Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, с целью выполнения ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей Управления Роспотребнадзора по Иркутской области на 2015 года, утверждённого руководителем Управления и согласованного прокуратурой Иркутской области на основании распоряжения NN руководителя Управления Роспотребнадзора по Иркутской области - главного государственного санитарного врача по Иркутской области П. от 7 декабря 2015 года, проведена плановая выездная проверка соблюдения МОУ ИРМО "Грановская НШДС" международного законодательства в области Технического регулирования, законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в сфере защиты прав потребителей.
В ходе проверки выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, установленным СанПиН 2.4.2.2821-10. "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 N 189, СанПиН 2.4.1.3049-13. "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 26, СанПиН 2.4.5.2409-08. "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 июля 2008 года N 45.
Установленные в ходе проверки обстоятельства послужили основанием для привлечения МОУ ИРМО "Грановская НШДС" к административной ответственности по части 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
МОУ ИРМО "Грановская НШДС" не согласилось с данным постановлением и обжаловало его в Иркутский районный суд Иркутской области.
При рассмотрении дела об административном правонарушении судья районного суда не согласился с выводами должностного лица о доказанности вины учреждения в совершении вменённого административного правонарушения. Основанием для отмены постановления послужили выводы судьи о необходимости учёта должностным лицом размера финансирования, которое не позволяет учреждению, не являющемуся собственником имущества, самостоятельно распоряжаться денежными средствами, а, следовательно, выполнять в полной мере требования санитарного законодательства. Ссылаясь на недоказанность вины, а также выполнение всех зависящих от учреждения мероприятий, судья отменил постановление и прекратил производство по делу.
С таким решением судьи районного суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматривая в качестве задач производства по делам об административных правонарушениях всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), определяет перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административных правонарушениях (статья 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу статьи 11 Федерального закона РФ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Санитарные правила и нормативы, нарушение которых вменено МОУ ИРМО "Грановская НШДС", направлены, прежде всего, на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению, уходу и присмотру в дошкольных образовательных организациях независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности; обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных организациях; предотвращение возникновения и распространения инфекционных (и неинфекционных) заболеваний и пищевых отравлений, связанных с организацией питания в общеобразовательных учреждениях, в том числе школах, школах-интернатах, гимназиях, лицеях, колледжах, кадетских корпусах и других типов, учреждениях начального и среднего профессионального образования.
СанПиН 2.4.5.2409-081.3 являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием обучающихся (пункт 1.3).
СанПиН 2.4.1.3049-13 являются обязательными для исполнения всеми дошкольными образовательными организациями, осуществляющими услуги по развитию детей и дошкольные группы по уходу и присмотру (пункт 1.4).
СанПиН 2.4.2.2821-10 являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с эксплуатацией общеобразовательных организаций, воспитанием и обучением обучающихся (пункт 1.4).
По смыслу названных норм на МОУ ИРМО "Грановская НШДС", которая является общеобразовательной организацией и в силу закона обязана обеспечить выполнение требований санитарно-эпидемиологического законодательства в части охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, может быть возложена административная ответственность при условии наличия возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, когда не были приняты все зависящие от учреждения меры по их соблюдению.
Согласно Уставу МОУ ИРМО "Грановская НШДС" является некоммерческой организацией (пункт 1.6), учредителем которого является Иркутское районное муниципальное образование (пункт 1.7). Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами (пункт 1.16). Основной целью деятельности учреждения является реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования и общеобразовательных (дополнительных) программ начального общего образования (пункт 2.2). Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Учреждение владеет, пользуется, распоряжается закреплённым за ним имуществом в соответствии с его назначением, уставными задачами деятельности и в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации (пункт 5.2). Источниками формирования имущества учреждения являются имущество, закреплённое за ним на праве оперативного управления, добровольные имущественные взносы и пожертвования и иные источники, не запрещённые действующим законодательством (пункт 5.5). Учреждение обязано выполнять иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации (пункт 9.2.7). За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей учреждение несёт установленную законодательством Российской Федерации ответственность (пункт 9.3) (л.д. 109-133).
Следовательно, основанием для привлечения учреждения к административной ответственности, с учётом диспозиции части 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, явилось отсутствие факта реализации предоставленного законом полномочия, обеспечивающего исполнение обязанности по выполнению требований санитарно-эпидемиологического законодательства в части охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся.
Акт проверки содержит результаты проверки, в том числе описание обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении. При этом в протоколе об административном правонарушении должностным лицом Роспотребнадзора указаны нормы санитарных правил и нормативов, которые администрацией не выполнены, а также изложены конкретные признаки бездействия учреждения, образующие состав административного правонарушения.
Вопреки суждениям судьи протокол об административном правонарушении в полном объёме отражает обстоятельства совершённого МОУ ИРМО "Грановская НШДС" правонарушения, выявленного в ходе плановой проверки, событие административного правонарушения описано и конкретизировано должным образом.
Таким образом, выводы судьи районного суда явно противоречат закону, поскольку МОУ ИРМО "Грановская НШДС", обладая соответствующими правами и полномочиями в вопросах эксплуатации общеобразовательной организации, в том числе, воспитания и обучения, развития детей, а также организации питания обучающихся, имело возможность выполнить возложенные на него законом обязанности.
Утверждение судьи о недостаточности финансирования, с учётом которого судья пришёл к выводу о выполнении всех зависящих от учреждения мероприятий, основано на неверном толковании закона.
Положения части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, введённой в действие Федеральным законом РФ от 5 октября 2015 года N 288-ФЗ "О внесении изменений в статью 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 77 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к обстоятельствам по настоящему делу неприменимы, поскольку дело об административном правонарушении возбуждено в отношении юридического лица.
Более того, материалы дела не содержат сведений о том, что учреждением своевременно вносилось предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление образовательной деятельности в полном соответствии с санитарными правилами. Документов, которые могли бы свидетельствовать об обратном, не имеется.
Наделение директора организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями истолковано судьёй как способ освобождения юридического лица от административной ответственности, что явно противоречит положению части 3 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу которого привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо, а, следовательно, не могло свидетельствовать о принятии учреждением исчерпывающих мер и не может освобождать юридическое лицо от административной ответственности.
Таким образом, установленные в ходе производства по делу обстоятельства не позволяли судье прийти к выводу о том, что учреждением были приняты достаточные и все зависящие от него меры для соблюдения требований санитарного законодательства, а также привлечения необходимых для исполнения требований законодательства денежных средств.
Выводы судьи являются произвольными, не основанными на положениях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сделаны вопреки фактическим обстоятельствам дела, должной оценки имеющиеся в материалах дела доказательства не получили, что повлекло ошибочные выводы о недоказанности вины учреждения, тогда как доказательств принятия исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований норм действующего законодательства, а также наличия объективных обстоятельств, препятствующих выполнению юридическим лицом возложенных санитарно-эпидемиологическим законодательством обязанностей, учреждение не представило.
Иных сведений, дающих основание полагать наличие по настоящему делу неустранимых сомнений в виновности МОУ ИРМО "Грановская НШДС", материалы дела не содержат.
В нарушение требований статей 24.1 и 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьёй в полной мере не проверены доводы должностного лица о виновности учреждения в несоблюдении санитарных правил и нормативов, что повлекло освобождение юридического лица от административной ответственности по надуманным основаниям. При отсутствии обстоятельств, ставящих под сомнение доказанность вины учреждения, судья незаконно и необоснованно отменил постановление о назначении административного наказания и прекратил производство по мотивам недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Изложенное свидетельствует о том, что надлежащая оценка имеющимся в материалах дела доказательствам судьёй не дана. Выводы судьи являются ошибочными, поскольку не основаны на законе, обстоятельства, установленные судьёй, явно противоречат фактическим обстоятельствам дела и не соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
В нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях событие административного правонарушения и другие юридически значимые обстоятельства судьёй районного суда надлежащим образом не проверены, в результате чего выводы суда о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, преждевременны и не основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах.
Допущенные судьёй Иркутского районного суда Иркутской области нарушения процессуальных требований статей 24.1, 26.1 и 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и влекут в силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отмену решения.
Поскольку установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях годичный срок давности привлечения МОУ ИРМО "Грановская НШДС" к административной ответственности не истёк, дело подлежит возвращению в Иркутский районный суд Иркутской области на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду надлежит устранить допущенные нарушения, обеспечить всестороннее, полное и объективное выяснение всех обстоятельств дела, обеспечить возможность представления доказательств участникам процесса, исследовать имеющиеся и вновь представленные доказательства с учётом доводов жалобы, и принять законное и обоснованное решение в установленный законом срок.
Жалоба заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области - заместителя главного государственного санитарного врача по Иркутской области С. подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по "адрес" - заместителя главного государственного санитарного врача по Иркутской области С. удовлетворить.
Решение судьи Иркутского районного суда Иркутской области от 1 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МОУ ИРМО "Грановская НШДС" отменить.
Дело об административном правонарушении в отношении МОУ ИРМО "Грановская НШДС" возвратить на новое рассмотрение в Иркутский районный суд Иркутской области.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано председателю Иркутского областного суда.
Судья А.И. Карнышов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.