Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Зубковой Е.Ю.,
судей: Усовой Н.М., Апхановой С.С.,
при секретаре Чащиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рудых Е.В., третье лицо на стороне истца Рудых В.В., к администрации города Иркутска о возложении обязанности предоставить Рудых Е.В. на состав семьи два человека во внеочередном порядке жилое помещение, отвечающее предъявляемым к жилому помещению требованиям в черте города Иркутска, по нормам предоставления с учетом права на дополнительную площадь,
по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации города Иркутска ЛагутенкоК.А., действующей на основании доверенности, на решение Кировского районного суда города Иркутска от 11мая2016года,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование исковых требований истец указала, что она является пенсионером, ей установлена " ... " инвалидности бессрочно, в связи с " ... ". Она и ее сын - РудыхВ.В., 00.00.00. года рождения состоят на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в администрации города Иркутска с 21мая2003года на основании распоряжения председателя комитета по управлению Свердловским округом Администрации города Иркутска от 21мая2003года N " ... ". Они с сыном зарегистрирована по адресу: ул. " ... ", но вынуждены снимать жилое помещение в г. Ангарске, так как дом сгорел. Она страдает заболеванием, которое входит в перечь, утвержденный Постановлением правительства Российской Федерации N378 от 16июня2006года "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
Просила суд обязать администрацию города Иркутска предоставить РудыхЕ.В. на состав семьи два человека (сын - РудыхВ.В.) во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям города Иркутска, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилому помещению в черте города Иркутска, общей площадью не менее установленной нормы с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Решением Кировского районного суда города Иркутска от 11мая2016года исковые требования РудыхЕ.В. удовлетворены частично. Суд обязал администрацию города Иркутска предоставить РудыхЕ.В. во внеочередном порядке, на условиях договора социального найма, благоустроенное жилое помещение, отвечающее предъявляемым к жилому помещению требованиям, в черте города Иркутска, общей площадью по нормам предоставления на одного человека с учетом права РудыхЕ.В. на дополнительную площадь.
Не согласившись с постановленным решением, представитель ответчика администрации города Иркутска ЛагутенкоК.А., действующая на основании доверенности, подала апелляционную жалобу.
В обоснование доводов жалобы указала, что администрация города Иркутска является ненадлежащим ответчиком по делу.
Указывает, что в компетенции органов местного самоуправления городских округов находится обеспечение жилыми помещениями малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий. Закон не предусматривает предоставление органами местного самоуправления жилых помещений отдельным категориям граждан.
Иным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации, признанным нуждающимися в жилых помещениях предоставляются по договорам социального найма жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Ссылается на то, что предоставление соответствующей категории граждан жилых помещений относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, в связи с чем возложение на администрацию города Иркутска указанной обязанности, не обеспеченной средствами соответствующего бюджета, повлечет причинение убытков бюджету города Иркутска.
На основании изложенного, просит отменить решение Кировского районного суда города Иркутска от 11мая2016года и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель РудыхЕ.В. ПетраковаО.А. просит решение Кировского районного суда города Иркутска от 11мая2016года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Усовой Н.М., изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16июня2006года N378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" во исполнение статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, где указаны, в том числе, хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне.
Согласно части 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии со статьей 109 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 1 решения Думы города Иркутска от 05июля2005года N004-20-140161/5 "Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в г. Иркутске" норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет 15 кв.м. на одного человека.
В силу статьи 17 Федерального закона от 24ноября1995года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21декабря2004года N817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь" в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" утвержден перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела РудыхЕ.В., 00.00.00. года рождения с составом семьи 2 человека (сын РудыхВ.В., 00.00.00. года рождения) состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в администрации города Иркутска с 21мая2003года на основании распоряжения председателя Комитета по управлению Свердловским округом Администрации города Иркутска от 21мая2003года N " ... ", учетный номер - " ... ". Указанное обстоятельство подтверждается, представленной в материалы дела, информационной справкой выданной начальником департамента правовой работы аппарата администрации города Иркутска от 08февраля2016года N " ... " и не оспорено сторонами в судебном заседании.
Из справки МСЭ- " ... " от 00.00.00., следует, что РудыхЕ.В. является инвалидом " ... " бессрочно, не способна к трудовой деятельности. Установлено, что РудыхЕ.В. имеет заболевание, при котором совместное проживание с ней в одной квартире невозможно, нуждается в постоянном уходе, имеет право на дополнительную жилую площадь, что подтверждается справкой N " ... " от 00.00.00. выданной ОГБУЗ "Ангарская областная психиатрическая больница", а также ответом на запрос суда из ОГБУЗ "Ангарская областная психиатрическая больница" от 00.00.00. N " ... ", из которого усматривается, что РудыхЕ.В. с 00.00.00. состоит на диспансерном наблюдении у " ... " с диагнозом: " ... ". Под наблюдением врача " ... " не значится.
Судом также установлено, что сведений о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества за РудыхЕ.В., РудыхВ.В. в МУП БТИ города Иркутска, Управлении Росреестра по Иркутской области не имеется.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в ходе судебного разбирательства установлен факт наличия у РудыхЕ.В. заболевания, дающего ей право на внеочередное получение жилой площади.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что исполнение обязанности по предоставлению гражданам, имеющим заболевания, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не относится к полномочиям органов местного самоуправления, основано на неверном толковании положений действующего законодательства.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище.
Жилищное законодательство в силу пункта "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.
Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья, обозначен федеральным законодательством.
В порядке статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Перечень заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации N378 от 16июня2006года "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" и на дополнительную жилую площадь постановлением Правительства Российской Федерации от 21декабря2004года N817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь".
В соответствии с положениями части 1 статьи 17 Федерального закона от 24ноября1995года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01января2005 года.
Судом первой инстанции установлено, что РудыхЕ.В. в соответствии с частью 1 статьи 51, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, имеет право на получение отдельного жилого помещения вне очереди, но до настоящего времени не обеспечена соответствующим жилым помещением, что является нарушением её прав, и основанием для возложения на ответчика обязанности по обеспечению РудыхЕ.В. жилым помещением.
Учитывая, что РудыхЕ.В. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, как лицо, страдающее тяжелым хроническим заболеванием с " ... " года, но обязательства в отношении неё со стороны субъекта Российской Федерации не исполнены, следовательно, данная обязанность после 01января2005года лежит на органе местного самоуправления - администрации города Иркутска в соответствии с действующим законодательством, как указано выше.
Кроме того, в силу статьи 12, части 1 статьи 130 часть части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. Развивая названные конституционные положения, Федеральный закон от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац 12 части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (пункт 1 части 1 статьи 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2009 года N 1563-О-О).
В согласовании с изложенными нормами находится и часть 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающая, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен частями 3, 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
При этом согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в абзаце 2 пункта 2.2 Определения от 17 декабря 2009 года N 1563-О-О, содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Из изложенного следует вывод о том, что предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся, является в силу совокупности условий, содержащихся в Конституции Российской Федерации (статья 12, 40, 130 (часть 1), 132 (часть 1)), Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (включая статьи 2, 14, 16, 50), Жилищном кодексе Российской Федерации (статьи 14, 19, 49, 51, 57), полномочием органа местного самоуправления.
Иной порядок обеспечения малоимущих граждан, признанных, в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий, действующим законодательством не определен.
Предметом данного гражданского спора является предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, которое отнесено федеральным законодателем для категории малоимущих граждан, признанных, в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий, страдающих тяжелыми видами хронических заболеваний, к полномочиям органа местного самоуправления. При этом для правильного разрешения данного спора с участием физического лица не имеет правового значения источник финансирования расходных обязательств соответствующего бюджета.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем, решение суда, проверенное в силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда города Иркутска от 11мая2016года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика администрации города Иркутска ЛагутенкоК.А., действующей на основании доверенности, - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.Ю. Зубкова
Судьи
Н.М. Усова
С.С. Апханова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.