Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Губаревич И.И.,
судей Малиновской А.Л. и Трофимовой Е.Н.,
при секретаре Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Ангарска в интересах К. к Областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Ангарскому району", Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство либо приобретение жилого помещения,
по апелляционной жалобе администрации Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на решение Ангарского городского суда Иркутской области от 24 февраля 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Ангарска обратился в суд в защиту прав и законных интересов К., и с учетом уточнений в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ в обоснование указал, что прокуратурой города проведена проверка по обращению К. о нарушении его жилищных прав в связи с не предоставлением жилого помещения. Проверкой установлено, что Дата изъята К. обратился к мэру г. Ангарска с заявлением о постановке на льготную очередь для получения жилого помещения в связи с участием в боевых действия на территории республики Чечня и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа в период 1995-1996 годов. Согласно постановлению мэра г. Ангарска от Дата изъята Номер изъят К. принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с прохождением службы в республике Чечня по контракту. Состоял в очереди по указанному статусу до ноября 2012 года. В ноябре 2012 года К. исключен из очереди на получение жилья, его учетное дело управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области возвращено в администрацию г. Ангарска.
Согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года предоставляется мера социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Удостоверение ветерана боевых действий выдается ветеранам по их заявлению, подаваемому в соответствующие уполномоченные органы. Удостоверение выдано К. Дата изъята . В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ в редакции, действовавшей на дату принятия К. на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений, он имел право на внеочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов. Действующая в настоящее время редакция Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ и Жилищного кодекса РФ не содержат понятия первоочередности. В силу ст. 57 ч. 1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 указанной статьи. К. встал на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий 21 октября 1997 года, то есть до 1 января 2005 года, является ветераном боевых действий. Полномочия по обеспечению жильем указанных граждан переданы органами государственной власти субъектов РФ, а средства на их реализацию предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Прокурор г. Ангарска просил признать за К. право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в порядке п. 3 ч. 1 ст. 16, пп. 3 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", обязать министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области предоставить К. единовременную денежную выплату на строительство либо приобретение жилого помещения, за счет средств федерального бюджета, исходя из общей площади жилья 18 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. жилой площади по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.
Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 24 февраля 2016 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе представитель Министерства просит решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов к отмене решения указано на то, что суд неправильно применил нормы материального права.
Из материалов дела ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Ангарскому району" следует, что решение о включении К. в списки граждан, имеющих право на предоставление социальных выплат, не принималось, при этом предоставление социальной выплаты, без принятия такого решения действующим законодательством не предусмотрено.
Судом первой инстанции нарушены нормы Постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", согласно которому меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, установленные законодательством Российской Федерации, предоставляются ветеранам боевых действий на основании удостоверения ветерана боевых действий, в связи с чем, право на получение социальной выплаты у К. возникло только с даты выдачи такого удостоверения, а именно с 17 февраля 2005 года.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Также судом не дана надлежащая правовая оценка доводу Министерства о несоблюдении материальным истцом заявительного порядка обращения в ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Ангарскому району".
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы прокурор, участвующий в деле, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу представитель ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Ангарскому району" просит решение суда по данному делу отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В суд апелляционной инстанции истец К., представитель ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Ангарскому району" не явились, извещены надлежащим образом, в силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и объяснения представителя истца и представителя ответчика, судебная коллегия признает решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом положений этой части.
Следовательно, в соответствии с ч. 2 ст. 6 Вводного закона и п. 2 ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР заявитель мог быть снят с жилищного учета в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения, то есть при обеспеченности жилым помещением площадью выше нормы предоставления.
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подп. 1- 4 п. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, предоставляется мера социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 год, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что постановлением мэра г. Ангарска от 21 октября 1997 года Номер изъят К. принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как лицо, проходившее службу в республике Чечня по контракту.
Дата изъята К. выдано удостоверение "Ветеран боевых действий", Дата изъята выдан дубликат удостоверения взамен утраченного.
В связи с выдачей К. удостоверения Дата изъята , то есть после Дата изъята Управлением министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Ангарскому району Дата изъята учетное дело К. было возвращено в Департамент по управлению муниципальным имуществом администрации города Ангарска.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что К. является ветераном боевых действий, имеет права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включения в соответствующие списки 21 октября 1997 года, то есть до 1 января 2005 года, следовательно, ему должно быть предоставлено в порядке очередности лиц данной категории (ветеранов боевых действий) жилое помещение за счет средств федерального бюджета.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам.
Суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, полно и всесторонне исследовал представленные сторонами доказательства, которым дана надлежащая оценка, правильно применил нормы материального права, нарушение норм процессуального права судом не допущено.
Довод апелляционной жалобы о неправильном применении судом норм материального права повторяет правовую позицию ответчика по делу, изложенную им в письменных отзывах на исковое заявление, которая проанализирована судом первой инстанции, ей дана мотивированная оценка с учетом обстоятельств дела.
Ответчик связывает право К. на получение социальной выплаты с датой выдачи ему удостоверения боевых действий - Дата изъята , полагая, что, получив удостоверение после Дата изъята , К. утратил право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Между тем, данная позиция ответчика является ошибочной. Как правильно указал суд первой инстанции действующее законодательство Российской Федерации разграничивает порядок обеспечения жильем категории граждан, к которым относится К., в зависимости от времени принятия их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, до или после Дата изъята , а не в зависимости от времени получения соответствующего удостоверения ветерана боевых действий.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что К. не соблюден заявительный порядок обращения в ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Ангарскому району" по вопросу предоставления социальной выплаты, установленный Приказом министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от Дата изъята Номер изъят-мпр, не соответствует материалам дела. Учетное дело К. находилось в ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Ангарскому району" и было возвращено им в орган местного самоуправления только Дата изъята по тем основаниям, что удостоверение ветерана боевых действий было выдано К. после Дата изъята , а не в связи с отсутствием заявления К. на предоставление социальной выплаты.
Оспариваемое судебное решение принято судом в соответствии с действующим законодательством, отражает, в том числе правовую позицию Конституционного Суда РФ (Определение от 14 июля 2011 года N 990-О-О), который указал на то, что действующее правовое регулирование вопросов обеспечения жильем ветеранов боевых действий, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и принятых на соответствующий учет до 1 января 2005 года направлено на выполнение взятых государством обязательств по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на соответствующем учете по состоянию на 1 января 2005 года, но необеспеченных им до указанной даты.
Поскольку приведенные и иные доводы апелляционной жалобы в целом направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оспариванию правильности выводов суда об установленных им обстоятельствах, а также сводятся к иному толкованию и пониманию норм материального права, они не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Несогласие заявителя с выводами суда является правом участника гражданского процесса, но не свидетельствует о нарушении закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ангарского городского суда Иркутской области от 24 февраля 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья - председательствующий: И.И. Губаревич
Судьи: А.Л. Малиновская
Е.Н. Трофимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.