Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Александровой М.А.,
судей Колпаченко Н.Ф., Малиновской А.Л.,
при секретаре Ситниковой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алдиной Н.Н. к областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по г. Иркутску", министерству труда и занятости Иркутской области о признании права на пенсию за выслугу лет, включении в специальный стаж периодов, признании незаконным отказа в назначении пенсии, возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет,
по апелляционной жалобе представителя ответчика областного государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по г. Иркутску" Ивановой Л.И. на решение Кировского районного суда г.Иркутска от 27 апреля 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
Истец Алдина Н.Н. обратилась в суд с иском к ОГКУ "Управление социальной защиты населения по г. Иркутску", указав в обоснование требований, что с (дата изъята ) по (дата изъята ) она работала в должностях инспектора первого операционного отдела, старшего инспектора 4-ого операционного отдела, старшего инспектора отдела начисления пенсий и пособий, старшего инспектора отдела контроля, специалиста первой категории отдела контроля, ведущим специалистом отдела контроля в Иркутском Центре по начислению и выплате пенсий и пособий отдела социального обеспечения облисполкома.
(дата изъята ) была уволена в связи с ликвидацией предприятия в соответствии с п. 1 ст. 33 КЗоТ РСФСР.
(дата изъята ) она обратилась с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Иркутской области от 29.12.2007 N 152-ОЗ "О пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности государственной гражданской службы Иркутской области". Письмом от 20.11.2015 N 2751 уведомлена ответчиком об отказе в назначении пенсии за выслугу лет в связи с отсутствием права на пенсию.
По мнению истца, данный отказ является незаконным.
В связи с изложенным Алдина Н.Н. просила суд с учетом уточнений признать за ней право на пенсию за выслугу лет, назначаемую в соответствии с Законом Иркутской области от 29.12.2007 N152-ОЗ "О пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности государственной гражданской службы Иркутской области"; включить в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, период ее работы с (дата изъята ) по (дата изъята ) в Иркутском Центре по начислению и выплате пенсий и пособий отдела социального обеспечения облисполкома; признать незаконным отказ ОГКУ "Управление социальной защиты населения по г.Иркутску" от (дата изъята ) (номер изъят) в назначении пенсии за выслугу лет Алдиной Н.Н.; возложить обязанность на ОГКУ "Управление социальной защиты населения по г. Иркутску" назначить ей пенсию за выслугу лет с (дата изъята ).
Определением суда от 11.04.2016 в качестве соответчика к участию в деле привлечено министерство труда и занятости Иркутской области.
В судебное заседание истец Алдина Н.Н. не явилась, представила письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель истца Алдиной Н.Н. - Ковалевич А.В. в судебном заседании исковые требования поддержала с учетом уточнений, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика ОГКУ "Управление социальной защиты населения по г. Иркутску" Мичник Л.А. исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.
Представитель ответчика министерства труда и занятости Иркутской области Моргач Д.М. не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие ответчика.
Решением Кировского районного суда г.Иркутска от 27.04.2016 исковые требования Алдиной Н.Н. удовлетворены.
На министерство труда и занятости Иркутской области возложена обязанность включить в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, назначаемую в соответствии с Законом Иркутской области от 29.12.2007 N 152-ОЗ "О пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности государственной гражданской службы Иркутской области", период работы Алдиной Н.Н. с (дата изъята ) по (дата изъята ) в Иркутском Центре по начислению и выплате пенсий и пособий отдела социального обеспечения облисполкома.
Отказ ОГКУ "Управление социальной защиты населения по г. Иркутску" от (дата изъята ) (номер изъят) в назначении пенсии за выслугу лет Алдиной Н.Н. признан незаконным.
За Алдиной Н.Н. признано право на пенсию за выслугу лет, назначаемую в соответствии с Законом Иркутской области от 29.12.2007 N 152-ОЗ "О пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности государственной гражданской службы Иркутской области".
На ОГКУ "Управление социальной защиты населения по г.Иркутску" возложена обязанность назначить Алдиной Н.Н. пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Иркутской области от 29.12.2007 N 152-ОЗ "О пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности государственной гражданской службы Иркутской области" с (дата изъята ).
В апелляционной жалобе представитель ответчика ОГКУ "УСЗН по г.Иркутску" Иванова Л.И. просит отменить решение суда, вынести новое решение. В обоснование жалобы указывает, что истцом не представлено каких-либо доказательств факта включения должностей, занимаемых истцом в Центре по начислению и выплате пенсий и пособий, в Реестр областных государственных должностей Иркутской области, утвержденный в установленном порядке.
Обращает внимание, что при рассмотрении дела также не доказано обстоятельство осуществления Центром по начислению и выплате пенсий и пособий, периоды работы Алдиной Н.Н. в котором признаны подлежащими включению в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, функций государственного управления.
В поддержку доводов апелляционной жалобы поступил письменный отзыв представителя министерства труда и занятости Иркутской области Моргач Д.М.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель истца Алдиной Н.Н. Ковалевич А.В. просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Малиновской А.Л., объяснения представителя министерства труда и занятости Моргач Д.М., полагавшего решение подлежащим отмене, объяснения представителя истца Ковалевич А.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам апелляционной жалобы, обсудив приведенные в ней доводы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 ФЗ N 166-ФЗ 15.12.2001 "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Условия предоставления права на пенсию за выслугу лет гражданам, замещавшим должности государственной гражданской службы Иркутской области и порядок ее назначения в Иркутской области устанавливаются Законом Иркутской области от 29.12.2007 N 152-ОЗ "О пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности государственной гражданской службы Иркутской области".
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона Иркутской области от 29.12.2007 N 152-ОЗ "О пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности государственной гражданской службы Иркутской области", областные гражданские служащие при увольнении с областной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 8(2) и 8(3) части 1 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии стажа областной гражданской службы не менее пятнадцати лет.
Порядок учета стажа государственной гражданской службы, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет, урегулирован Законом Иркутской области от 04.04.2008 N 3-оз "О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской и муниципальной службы Иркутской области для назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским и муниципальным служащим Иркутской области".
В силу п.п. "б" п. 16 ст. 2 названного Закона в стаж областной государственной гражданской службы включаются периоды работы в должности руководителей, специалистов и служащих, выборные должности, занимаемые на постоянной основе до 31.12.1991 включительно, в органах государственной власти и управления, а также в организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, в том числе в областных Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся) и их исполнительных комитетах.
Конкретный перечень учреждений, организаций, работа в которых засчитывается в стаж областной государственной гражданской службы, действующим законодательством не определен.
На основании п.п. "з" п. 13 Закона Иркутской области "О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской и муниципальной службы Иркутской области для назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским и муниципальным служащим Иркутской области" в стаж областной государственной гражданской службы включаются периоды работы в должности руководителей, специалистов и служащих, выборные должности, занимаемые на постоянной основе в период с 1.01.1992 до введения в действие сводного перечня государственных должностей Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.11.1995 N 32, Реестра государственных должностей федеральных государственных служащих, перечней государственных должностей федеральной государственной службы, являющихся соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, перечней государственных должностей государственной службы субъектов Российской Федерации: в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органах, образованных в соответствии с конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, в высших государственных органах автономных республик, местных государственных органах (краевых, областных Советах народных депутатов, Советах народных депутатов автономной области, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов и их исполнительных комитетах) и органах местного самоуправления.
В соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 4 Закона "О пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности государственной гражданской службы Иркутской области" пенсия за выслугу лет, предусмотренная настоящим Законом, назначается с первого числа месяца, в котором поступило обращение за ее назначением, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.
Как установлено судом и следует из письменных материалов дела, на основании приказа (номер изъят)-л от (дата изъята ) истец Алдина Н.Н. принята в Центр по начислению и выплате пенсий и пособий на должность инспектора первого операционного отдела; приказом (номер изъят)-л от (дата изъята ) переведена на должность старшего инспектора 4-ого операционного отдела с (дата изъята ); приказом (номер изъят) от (дата изъята ) переведена на должность старшего инспектора отдела начисления пенсий и пособий с (дата изъята ); приказом (номер изъят)/л от (дата изъята ) переведена на должность инспектора отдела контроля с (дата изъята ); приказом (номер изъят)-л от (дата изъята ) в связи с изменением штатного расписания переведена специалистом I категории отдела контроля с (дата изъята ); приказом (номер изъят)-Л от (дата изъята ) переведена ведущим специалистом отдела контроля с (дата изъята ); приказом (номер изъят)/л от (дата изъята ) уволена по п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ в связи с ликвидацией предприятия с (дата изъята ), что подтверждается записями в трудовой книжке АТ-1 (номер изъят) на имя Алдиной Н.Н.
(дата изъята ) Алдина Н.Н. обратилась в ОГКУ "Управление социальной защиты населения по г. Иркутску" с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Иркутской области "О пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности государственной гражданской службы Иркутской области", представив копию паспорта, трудовой книжки, пенсионного удостоверения, справку ПФР о назначении трудовой пенсии по старости (инвалидности) либо пенсии и о размере ее базовой и страховой частей.
(дата изъята ) истец уведомлена ОГКУ "Управление социальной защиты населения по г.Иркутску" (уведомление N 2751) об отказе в назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Иркутской области от 29.12.2007 N 152-оз "О пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности государственной гражданской службы Иркутской области" по причине отсутствия права на пенсию за выслугу лет в соответствии со ст. 2 Закона N 152-ОЗ, а именно не выполняются условия: увольнение с областной гражданской службы; наличие стажа областной гражданской службы не менее пятнадцати лет.
Судом также установлено, что Центр по начислению и выплате пенсий и пособий отдела социального обеспечения облисполкома организован в г.Иркутске исполкомом областного Совета народных депутатов на основании решения Исполнительного комитета Иркутского областного совета народных депутатов от 21.10.1980 N 518 во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 19.05.1969 N 312 "Об улучшении организации работы в органах социального обеспечения РСФСР".
Согласно п. 5 Положения о Центре по начислению и выплате пенсий и пособий отдела социального обеспечения облисполкома, являющегося приложением N 3 к решению облисполкома N 514 от 21.10.1980, Центр по начислению и выплате пособий является государственным учреждением, пользуется правами юридического лица, состоит на бюджете, имеет печать и соответствующий штамп со своим наименованием.
Основными задачами Центра являются: обеспечение своевременного и правильного начисления и выплаты пенсий и пособий в Иркутской области в соответствии с действующим законодательством; содержится за счет областного бюджета, является юридическим лицом, что закреплено в Положении о Центре по начислению и выплате пенсий и пособий Управления социальной защиты населения Администрации Иркутской области, утвержденном начальником Управления социальной защиты населения Администрации Иркутской области 10.04.1992.
Распоряжением Губернатора Иркутской области N 142-р от 03.03.1996 Центр по выплате пенсий и пособий по г. Иркутску сохранен до 01.01.1997 в составе Управления социальной защиты населения Администрации Иркутской области без права юридического лица.
Согласно постановлению и.о. главы администрации Иркутской области от 07.05.1997 с 01.01.1997 в структуре Управления социальной защиты населения администрации области созданы отдел по выплате пенсий и пособий по г. Иркутску; отдел организации и контроля за выплатой пенсий и пособий по Иркутской области. На Главное финансовое управление области возложена обязанность производить финансирование Управления социальной защиты населения администрации области в пределах утвержденной сметы на содержание управления.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку в спорный период с (дата изъята ) по (дата изъята ) Алдина Н.Н. осуществляла трудовую деятельность в Центре по начислению и выплате пенсий и пособий отдела социального обеспечения облисполкома, то есть в органе в составе исполнительной власти Иркутской области, данный период подлежит включению в стаж государственной гражданской службы Иркутской области, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему должности государственной гражданской службы Иркутской области.
Принимая во внимание, что областные гражданские служащие, уволенные в том числе, по ликвидации предприятия, имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии стажа областной гражданской службы не менее пятнадцати лет, в данном случае стаж истца, дающего право на пенсию за выслугу лет, как лицу, замещавшему должность государственной гражданской службы, составляет более 15 лет, истец была уволена из Центра в связи с ликвидацией предприятия, суд пришел к правильному выводу, что Алдина Н.Н. имеет право на пенсию за выслугу лет, назначаемую в соответствии с Законом Иркутской области от 29.12.2007 N 152-ОЗ "О пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности государственной гражданской службы Иркутской области", в связи с чем отказ ОГКУ "Управление социальной защиты населения по г. Иркутску" от 20.11.2015 N 2751 в назначении Алдиной Н.Н. пенсии за выслугу лет является незаконным.
При таких обстоятельствах, учитывая, что заявление о назначении пенсии истец представила в ОГКУ "Управление социальной защиты населения по г. Иркутску" (дата изъята ), на тот момент с учетом спорного и не включенного в стаж государственной гражданской службы периода работы в Центре по начислению и выплате пенсий и пособий отдела социального обеспечения облисполкома, право на пенсию за выслугу лет у Алдиной Н.Н. возникло, имеются основания для возложения на ответчика ОГКУ "Управление социальной защиты населения по г. Иркутску" обязанности назначить истцу пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Иркутской области от 29.12.2007 N 152-ОЗ "О пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности государственной гражданской службы Иркутской области" с (дата изъята ).
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие каких-либо доказательств факта включения должностей, занимаемых истцом в Центре по начислению и выплате пенсий и пособий, в Реестр областных государственных должностей Иркутской области, не принимается судебной коллегией во внимание в связи со следующим.
Как выше указывалось, в соответствии с п.п. "з" п. 13 Закона Иркутской области "О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской и муниципальной службы Иркутской области для назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским и муниципальным служащим Иркутской области" в стаж областной государственной гражданской службы включаются периоды работы в должности руководителей, специалистов и служащих, выборные должности, занимаемые на постоянной основе в период с 1.01.1992 до введения в действие сводного перечня государственных должностей Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.01.1995 N 32, Реестра государственных должностей федеральных государственных служащих, перечней государственных должностей федеральной государственной службы, являющихся соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, перечней государственных должностей государственной службы субъектов Российской Федерации: в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органах, образованных в соответствии с конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, в высших государственных органах автономных республик, местных государственных органах (краевых, областных Советах народных депутатов, Советах народных депутатов автономной области, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов и их исполнительных комитетах) и органах местного самоуправления.
Так как, в период с (дата изъята ) по (дата изъята ) Алдина Н.Н. осуществляла трудовую деятельность в Центре по начислению и выплате пенсий и пособий отдела социального обеспечения облисполкома, то есть в органе в составе исполнительной власти Иркутской области, данный период подлежит включению в стаж государственной гражданской службы Иркутской области, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему должности государственной гражданской службы Иркутской области.
Доводы апелляционной жалобы о том, что не доказано осуществление Центром по начислению и выплате пенсий и пособий, периоды работы Алдиной Н.Н. в котором признаны подлежащими включению в стаж, функций государственного управления, не принимаются во внимание судебной коллегией.
При рассмотрении дела судом достоверно установлено, что истец Алдина Н.Н. в период с (дата изъята ) по (дата изъята ) занимала должности в Центре по начислению и выплате пенсий и пособий отдела социального обеспечения облисполкома, который был учрежден решением Исполнительного комитета Иркутского областного совета народных депутатов от 21.10.1980 N 518 во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 19.05.1969 N 312 "Об улучшении организации работы в органах социального обеспечения РСФСР" и находился в составе органов исполнительной власти Иркутской области, состоял на бюджете исполнительной власти Иркутской области, его преобразования произведены властными полномочиями исполнительной власти Иркутской области, Центр всегда входил в структуру органов социального обеспечения населения, которые осуществляли функции государственного управления.
Оснований не согласиться с оценкой доказательств, данной судом первой инстанции, у судебной коллегии не имеется.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, поэтому решение суда, проверенное в пределах ее доводов, является законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г.Иркутска от 27 апреля 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Александрова
Судьи Н.Ф. Колпаченко
А.Л. Малиновская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.