Иркутский областной суд в составе: председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре Жаповой Д.А., с участием представителя ООО "Присаянье" Газина Р.Б., действующего на основании доверенности от 24 февраля 2016 года, представителя Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Рубцовой И.А., действующей на основании доверенности "номер изъят" от 15 сентября 2015 года, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-90/2016 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Присаянье" к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области при Управлении Росрееста по Иркутской области о признании незаконным решения комиссии об отказе в удовлетворении заявления об определении кадастровой стоимости земельных участков в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Присаянье", действуя в лице своего представителя по доверенности от 24 февраля 2016 год Газина Р.Б., обратилось в суд с административным исковым заявлением к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области о признании незаконным решений комиссии об отказе в удовлетворении заявления об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В обоснование исковых требований ООО "Присаянье" указало, что оно на основании Постановления мэра г. Тулуна Иркутской области "номер изъят" от 11.02.2003 г., Постановления мэра г. Тулуна Иркутской области "номер изъят" от 01.04.2003 г., договора купли-продажи земельного участка "номер изъят" от 28.02.2003 г., заключенного с Муниципальным образованием город Тулун, соглашения об изменении договора купли-продажи от 01.04.2003 г., свидетельства о государственной регистрации права собственности от 30.10.2015 г. является собственником земельного участка "данные изъяты".
Также ООО "Присаянье" указало, что оно на основании договора купли-продажи земельного участка "номер изъят" от 07.02.2011 г.; Постановления Мэра городского округа МО - "город Тулун" Иркутской области от 07.02.2011 г. "номер изъят", свидетельства о государственной регистрации права собственности от 30.10.2015 г. является собственником земельного участка "данные изъяты".
Считая завышенной кадастровую стоимость, установленную на основании Постановления Правительства Иркутской области от 15.11.2013 г. N 517-пп "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области" (с учётом изменений, внесённых в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 года N 239-пп) по состоянию на 01 января 2012 года, в отношении земельных участков с кадастровым "номер изъят" в размере 2616952,31 рублей, с кадастровым "номер изъят" в размере 3260539,34 рублей, ООО "Присаянье" обратилось в "данные изъяты" для проведения оценки их рыночной стоимости.
Согласно отчёту об оценке рыночной стоимости "данные изъяты" рыночная стоимость земельного участка с кадастровым "номер изъят" по состоянию на 01.01.2012 г. составляет 370 000,00 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым "номер изъят" по состоянию на 01.01.2012 г. составляет 563 000,00 рублей.
Указывают, что соответствие указанного выше отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе, Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ от 29.07.1998 г., федеральным стандартам оценки, подтверждено положительным экспертным заключением "данные изъяты".
Решениями Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области "номер изъят" от 14.01.2016 г. заявление ООО "Присаянье" об определении кадастровой стоимости указанных выше земельных участков в размере их рыночной стоимости, установленной в отчете об оценке, было отклонено.
В соответствии со ст. 66 Земельного кодекса РФ, кадастровая стоимость земельного участка может быть установлена равной его рыночной стоимости в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Истец считает свои права нарушенными, поскольку установленная кадастровая стоимость земельных участков существенно превышает его рыночную стоимость.
ООО "Присаянье" просит признать незаконными решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области "номер изъят" от 14.01.2016 года и "номер изъят" от 14.01.2016 года об отклонении заявлений ООО "Присаянье" об определении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми "номер изъят" в размере их рыночной стоимости, установленной в отчёте об оценке, возложить на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца и принять решение об
определении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми "номер изъят" в размере его рыночной стоимости, установленной в отчёте "номер изъят" от 18.11.2015 г. в сумме 370000,00 рублей, "номер изъят" в размере его рыночной стоимости, установленной в отчёте "номер изъят" от 18.11.2015 г. в сумме 563000,00 рублей.
В судебное заседании представитель административного истца - ООО "Присаянье" Газин Р.Б. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области (далее по тексту - Комиссия), надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила.
В судебном заседании административный соответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, действуя в лице своего представителя Рубцовой И.А., исковые требования не признало, просило в удовлетворении заявленных требований отказать. Представитель поддержала правовую позицию, изложенную в отзыве на исковое заявление ООО "Присаянье".
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя ООО "Присаянье" Газина Р.Б., поддержавшего исковые требования своего доверителя, объяснения Рубцовой И.А. - представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, поддержавшей доводы отзыва на исковое заявление, просившей в удовлетворении заявленных требований отказать, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления ООО "Присаянье" по данному административному делу.
Сроки, порядок обращения с данным административным исковым заявлением, предмет проверки судом регулируются положениями ч. 1 ст. 218, ч. 1 ст. 219, ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Возможность оспаривания юридическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в случае, если затронуты их права и обязанности, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также обжалование решения комиссии установлена ст. 24.18. Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Согласно протоколу "номер изъят" от 25.09.2014 г. внеочередного общего собрания акционеров ЗАО "Присаянье", выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 18.02.2016 г. "номер изъят" общество с ограниченной ответственностью "Присаянье" (ОГРН "номер изъят", ИНН "номер изъят") было создано путем реорганизации в форме преобразования ЗАО "Присаянье" (ОГРН "номер изъят", ИНН "номер изъят") о чем 16.10.2014 г. была сделана запись в ЕГРЮЛ.
ООО "Присаянье", являясь юридическим лицом, состоит на регистрационном учете, что подтверждается представленной суду административным истцом копией Свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения от 16.10.2014 г.
Из материалов дела следует, что административному истцу на основании Постановления мэра г. Тулуна Иркутской области "номер изъят" от 11.02.2003 г., Постановления мэра г. Тулуна Иркутской области "номер изъят" от 01.04.2003 г., договора купли-продажи земельного участка "номер изъят" от 28.02.2003 г., заключенного с Муниципальным образованием город Тулун, соглашения об изменении договора купли-продажи от 01.04.2003 г. принадлежит на праве собственности земельный участок "данные изъяты", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 30.10.2015 г.
ООО "Присаянье" на основании договора купли-продажи земельного участка "номер изъят" от 07.02.2011 г.; Постановления Мэра городского округа МО - "город Тулун" Иркутской области от 07.02.2011 г. "номер изъят" принадлежит на праве собственности земельный участок "данные изъяты", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 30.10.2015 г.
Кадастровая стоимость на момент обращения административного истца в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости указанных выше земельных участков на основании Постановления Правительства Иркутской области от 15.11.2013 г. N 517-пп "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области" (с учётом изменений, внесённых в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 года N 239-пп) установлена по состоянию на 01 января 2012 года в отношении земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере 2616952,31 рублей, земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере 3260539,34 рублей, что подтверждается кадастровыми справками от 21.01.2016 г., кадастровым паспортом земельного участка с кадастровым "номер изъят" от 24.01.2011 г. "номер изъят" (дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 18.06.2010 г.), кадастровым паспортом земельного участка с кадастровым "номер изъят" от 23.10.2015 г. "номер изъят" (дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 17.02.2003 г.).
Полагая, что кадастровая стоимость земельных участков завышена по сравнению с их рыночной стоимостью, ООО "Присаянье" обратилось в "данные изъяты" для проведения оценки рыночной стоимости этих земельных участков.
Согласно отчёту об оценке рыночной стоимости "данные изъяты" рыночная стоимость земельного участка с кадастровым "номер изъят" по состоянию на 01.01.2012 г. составляет 370 000,00 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым "номер изъят" по состоянию на 01.01.2012 г. составляет 563 000,00 рублей.
Соответствие указанного выше отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе, Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ от 29.07.1998 г., федеральным стандартам оценки, подтверждено положительным экспертным заключением "данные изъяты".
Реализуя свое право на установление кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, действуя через своего представителя Тумбаева С.И. (доверенность от 22.12.2015 г. (л.д. 173, т. 1), ООО "Присаянье" обратилось в Комиссию 18 декабря 2015 года (вх. "номер изъят") с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми "номер изъят" (л.д. 172, т. 1), приложив к заявлению копию свидетельства о государственной регистрации права "номер изъят" от 22.04.2003 г. на ЗАО "Присаянье" на земельный участок с кадастровым "номер изъят" (л.д. 174, т. 1), копию свидетельства о государственной регистрации права "номер изъят" от 14.03.2011 г. на ЗАО "Присаянье" на земельный участок с кадастровым "номер изъят" (л.д. 175, т. 1), выданных ЗАО "Присаянье" (ИНН "номер изъят"), кадастровые справки от 16.10.2015 г., отчёт об оценке рыночной стоимости земельных участков "данные изъяты" и положительное экспертное заключение "данные изъяты" на данный отчет.
Иных документов представителем ООО "Присаянье" Тумбаевым С.И. Комиссии не было предоставлено.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, согласно поданному заявлению, являлось установление в отношении данного объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Решениями Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области "номер изъят" от 14.01.2016 года, "номер изъят" от 14.01.2016 года было отклонено заявление ООО "Присаянье" об определении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми "номер изъят" в размере их рыночной стоимости, установленной в отчете об оценке.
Судом установлено, что при обращении с административным исковым заявлением в суд ООО "Присаянье" не нарушен трехмесячный срок обращения в суд, поскольку оспариваемое решение принято 14.01.2016 г., а исковое заявление поступило в суд 18.03.2016 г.
Из представленного в Комиссию отчета об оценке рыночной стоимости "данные изъяты" следует, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым "номер изъят" по состоянию на 01.01.2012 г. составляет 370 000,00 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым "номер изъят" по состоянию на 01.01.2012 г. составляет 563 000,00 рублей.
Из положительного экспертного заключения "данные изъяты" следует, что указанный выше отчет оценщика соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе, Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ от 29.07.1998 г., федеральным стандартам оценки.
Проверяя соблюдение порядка формирования Комиссии, суд установил, что Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (абзац 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
В состав комиссии входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости и подлежащие обязательной ротации не менее чем на семьдесят пять процентов один раз в три года представители предпринимательского сообщества, саморегулируемых организаций оценщиков (абзац 5 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 263 (далее - Порядок создания и работы комиссии).
В соответствии с положениями названного Порядка, комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области создана на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 14.02.2012 г. N П/58.
С учетом приказов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 17.04.2012 г. N П/157, от 07.02.2013 г. N П/43, от 30.01.2014 г. N П/39, от 30.04.2015 г. N П/201 состав Комиссии по состоянию на 14.01.2016 г. определен следующим образом: "данные изъяты".
Комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости, с приложением необходимых документов (пункт 13 Порядка создания и работы комиссии).
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается Комиссией в течение одного месяца с даты его поступления (абз. 1 п.16 Порядка создания и работы комиссии, абз. 26 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности).
На основании поступившего заявления на 14.01.2016 года было назначено заседание Комиссии, о чем, согласно пункту 16 Порядка создания и работы комиссии, 24.12.2015 года извещены заявитель ООО "Присаянье" и его представитель Тумбаев С.И., а также уведомление направлено мэру г. Тулуна Иркутской области Карих Ю.В., на территории которого расположен земельный участок.
На заседании комиссии секретарем комиссии ведется протокол, требования к содержанию которого установлены пунктом 18 Порядка создания и работы комиссии.
Пунктом 10 Порядка создания и работы комиссии определено, что заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствуют не менее половины ее членов.
Решение комиссии по всем вопросам считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на заседании членов комиссии либо если при равенстве голосов членов комиссии председательствующий на заседании голосовал за принятие решения (пункт 12 Порядка создания и работы комиссии).
14 января 2016 года на заседании Комиссии с участием председателя комиссии Варфоломеевой Л.М., членов комиссии "данные изъяты" рассмотрено заявление ООО "Присаянье".
Из протокола "номер изъят" от 14.01.2016 следует, что в результате рассмотрения заявления Комиссией установлено, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано Тумбаевым С.И., действующим на основании доверенности от 22.10.2015 г. от имени ООО "Присаянье" (ИНН "номер изъят"). В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона 135-ФЗ от 29.07.1998 г. "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагается нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости. ООО "Присаянье" в качестве правоудостоверяющих документов на земельные участки с кадастровыми "номер изъят" приложило копии свидетельств о государственной регистрации права. В данных свидетельствах в качестве субъекта права указано ЗАО "Присаянье", ИНН юридического лица "номер изъят", из чего Комиссия пришла к выводу о том, что с заявлением обратилось ненадлежащее лицо, так как в соответствии со ст. 24.18 Закона об оценке результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Поскольку заявитель в Комиссию не представил документы, подтверждающие, что результаты определения кадастровой стоимости, утвержденные Постановлением Правительства Иркутской области от 05.05.2014 г. N 239-пп, затрагивают права и обязанности ООО "Присаянье", его заявление об определении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми "номер изъят" в размере их рыночной стоимости, установленной в отчете об оценке, было отклонено.
Решение Комиссии принято членами Комиссии единогласно, кворум имеется.
Анализируя собранные доказательства, суд пришел к выводу об отсутствии нарушений порядка создания, работы Комиссии, порядка проведения заседания и голосования по заявлению, сроков рассмотрения заявления ООО "Присаянье", а также каких-либо иных нарушений действующего законодательства, которые могли бы повлиять на законность принятого Комиссией решения. Решение Комиссии оформлено протоколом, который подписан надлежаще председателем и секретарем Комиссии.
Собранными по делу доказательствами подтверждается, что ООО "Присаянье", представив на рассмотрение Комиссии в подтверждение нарушения своего права, а также права обращения в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в отношении земельных участков с кадастровыми "номер изъят" не представило Комиссии доказательств принадлежности ему на каком-либо праве данных земельных участков, так как из представленных в Комиссию копий правоудостоверяющих документов - свидетельства о государственной регистрации права "номер изъят" от 22.04.2003 г. на ЗАО "Присаянье" на земельный участок с кадастровым "номер изъят" (л.д. 174, т. 1), свидетельства о государственной регистрации права "номер изъят" от 14.03.2011 г. (л.д. 175, т. 1) на ЗАО "Присаянье" на земельный участок с кадастровым "номер изъят" следует, что право собственности на данные земельные участки зарегистрировано за ЗАО "Присаянье" (ИНН "номер изъят"), которое является иным юридическим лицом, доказательств же его реорганизации в форме преобразования в ООО "Присаянье" (ИНН "номер изъят") Комиссии представителем ООО "Присаянье" Тумбаевым С.И., участвовавшим в заседании Комиссии, не представлено, ходатайств об отложении рассмотрения заявления ни ООО "Присаянье", ни его представителем Тумбаевым С.И. для предоставления возможности представить доказательства реорганизации ЗАО "Присаянье" в ООО "Присаянье" Комиссии не заявлено.
Кроме того, на момент обращения ООО "Присаянье" с заявлением в Комиссию (18.12.2015 г.) свидетельства о государственной регистрации права "номер изъят" от 22.04.2003 г. и "номер изъят" от 14.03.2011 г., выданные ЗАО "Присаянье", утратили силу, так как на земельные участки с кадастровым "номер изъят" были выданы другие свидетельства о государственной регистрации права от 30.10.2015 г. о праве собственности на них ООО "Присаянье", надлежащим образом заверенные копии которых или оригиналы ООО "Присаянье" не были представлены на заседание Комиссии, на котором были приняты оспариваемые административным истцом решения.
Довод административного истца о том, что Комиссии следовало установить факт правопреемства ООО "Присаянье" после преобразования ЗАО "Присаянье" в отношении указанных выше земельных участков в силу норм Гражданского кодекса Российской Федерации, не может быть принят судом во внимание в качестве доказательства вины Комиссии в принятии оспариваемого решения, так как обязанность доказывания такого правопреемства, а также нарушения своего права установлением кадастровой стоимости в силу положений ст. 24.18 Федерального закона 135-ФЗ от 29.07.1998 г. "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" возлагается на заявителя, который вправе представлять Комиссии иные документы, кроме тех, которые перечислены в указанной выше норме.
При таких обстоятельствах суд находит оспариваемые решения комиссии, которыми отклонено заявление ООО "Присаянье" о пересмотре кадастровой стоимости в отношении земельных участков с кадастровыми "номер изъят" правомерным, так как ООО "Присаянье" не было доказано нарушение своего права установлением в отношении указанных выше земельных участков кадастровой стоимости, поскольку обязанность доказать нарушение права возлагается в силу закона на заявителя, то есть на ООО "Присаянье".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административных исковых требований общества с ограниченной ответственностью "Присаянье" о признании незаконными решений Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области при Управлении Росрееста по Иркутской области "номер изъят" от 14.01.2016 года и "номер изъят" от 14.01.2016 года об отклонении заявления ООО "Присаянье" об определении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми "номер изъят" в размере их рыночной стоимости, установленной в отчёте об оценке, возложении на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области при Управлении Росрееста по Иркутской области обязанности повторно рассмотреть заявление административного истца и принять решение об
определении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми "номер изъят" в размере его рыночной стоимости, установленной в отчёте "номер изъят" от 18.11.2015 г. в сумме 370000,00 рублей, "номер изъят" в размере его рыночной стоимости, установленной в отчёте "номер изъят" от 18.11.2015 г. в сумме 563000,00 рублей - отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда путем подачи апелляционной жалобы.
Судья А.С. Папуша
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.