Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе: председательствующего судьи Кондратьевой А.В.,
судей Лозиной С.П., Золина М.П.,
при секретаре судебного заседания Седовой Е.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Тверского областного суда по докладу судьи Золина М.П.
дело по апелляционной жалобе администрации города Твери на решение Центрального районного суда г. Твери от 28 декабря 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Груздева ФИО14, Груздевой ФИО15, Груздевой ФИО16, Монаховой ФИО17 к Администрации г.Твери, МКУ "Управление муниципальным жилищным фондом" о предоставлении жилого помещения - удовлетворить.
Обязать Администрацию г.Твери предоставить Груздеву ФИО18, Груздевой ФИО19, Груздевой ФИО20, Монаховой ФИО21 жилое помещение на условиях договора социального найма, в пределах норм, установленных действующим законодательством"
Судебная коллегия
установила:
Истцы обратились в суд с иском к Администрации г. Твери о предоставлении жилого помещения, указав, что истцы проживают по адресу: "адрес" длительное время на основании договора социального найма. Согласно техническому паспорту общая жилая площадь занимаемой квартиры составляет 52,9 кв.м, квартира состоит из 3 комнат площадью 12,5, 14,5, 13,7 кв.м и кухни площадью 6,0 кв.м. Дом признан аварийным на основании постановления администрации города Твери от 31 декабря 2009 года N "О признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу". В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" администрация г. Твери приняла муниципальную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2015 годы. Данная программа утверждена постановлением администрации г. Твери от 25 июня 2013 года N. Согласно п. 4 муниципальной программы установлены сроки ее реализации, а именно, переселение должно быть завершено в 2014 году, снос аварийного жилищного фонда приходится на 2015 год. Истцы являются участниками указанной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилого фонда. В рамках указанной адресной программы истцам была предоставлена квартира, расположенная по адресу: "адрес". Истцы не были согласны с предлагаемым жильем, в связи с чем, Администрация города Твери обратилась в суд с требованиями о выселении их в данную квартиру. Решением Пролетарского районного суда города Твери от 14 апреля 2015 года были удовлетворены исковые требования администрации города Твери о выселении истцов из занимаемого ими жилого помещения, однако апелляционным определением Судебной коллегии Тверского областного суда от 21 июля 2015 года решение Пролетарского районного суда города Твери от 14 апреля 2015 года было отменено в полном объёме. По мнению истцов, они имеют право на предоставление нового жилого помещения в рамках указанной адресной программы, поскольку после признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу, истцы так и не обеспечены жилым помещением, отвечающим требованиям ст. 89 ЖК РФ и действующим требованиям СНиП, СП и СанПин.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчика было привлечено МКУ "Управление муниципальным жилищным фондом", в качестве третьего лица Администрация Пролетарского района города Твери.
В судебном заседании истец Груздев ФИО22. и представитель истцов по ордеру адвокат Бозова Э.Ю. исковые требования поддержали в полном объёме, просили их удовлетворить.
Истцы Груздева ФИО23., Груздева ФИО24., Монахова ФИО27. в судебное заседание не явились.
Представитель Администрации города Твери по доверенности ФИО9, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать.
Представитель Департамента ЖКХ и жилищной политики администрации города Твери, по доверенности ФИО10 просила в иске также отказать.
Представитель МКУ "Управление муниципальным жилищным фондом" г. Твери и представитель администрации Пролетарского района города Твери в судебное заседание не явились.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик Администрация города Твери просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Указывает, что в рамках адресной программы по переселению между Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации города Твери и ФИО28 заключен муниципальный контракт от 16 декабря 2013 года N на приобретение объекта долевого строительства согласно спецификации затрат (Приложение N) и технического задания (Приложение N) в многоквартирном доме по адресу: "адрес". Из Приложения 2 к муниципальному контракту следует, что для участников адресной программы, семьи Груздевой ФИО29. закуплена трехкомнатная "адрес", общей площадью - не менее 52,9 кв.м, жилой площадью - не менее 40,3 кв.м. Предоставление иного жилого помещения в рамках данной программы не предусмотрено, так как программа носит адресный характер предоставления жилых помещений. Контракт на момент вынесения судом решения исполнен, финансирование закрыто. Вывод суда первой инстанции о том, что истцы имеют право на предоставление им жилого помещения в рамках муниципальной программы "Адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2015 годы", утвержденной постановлением администрации города Твери от 25 июня 2013 года N, поскольку после признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу, истцы так и не были обеспечены жилым помещением, отвечающим требованиям ст.89 ЖК РФ и действующим требованиям СНиП, СП и СанПин нельзя считать основанным на законе, поскольку администрация города Твери, являясь органом местного самоуправления, осуществляет действия в рамках Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Истцом Груздевым ФИО30. принесены возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, полагая её доводы необоснованными.
Истцы Груздева ФИО31., Груздева ФИО32А., Монахова ФИО33., представитель МКУ "Управление муниципальным жилищным фондом" г. Твери и представитель администрации Пролетарского района города Твери в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, были надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела. В связи с этим суд в соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ рассмотрел дело в их отсутствие.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Проверив материалы дела по правилам части 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы ввиду отсутствия оснований для проверки законности решения суда первой инстанции в полном объеме, заслушав объяснения представителя Администрации города Твери ФИО9, представителя Департамента ЖКХ и жилищной политики администрации города Твери ФИО10, поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения истца Груздева ФИО35 и его представителя Бозовой Э.Ю., возражавших против доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7 часть 1), одновременно закрепляет соответствующие права и свободы человека и гражданина, в том числе право на жилище, обязывая органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления (статья 40).
Статьей 1 ЖК РФ установлено, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище. Органы местного самоуправления на основании статей 2 и 14 ЖК РФ в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, посредством предоставления в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно статьи 7 ЖК РФ права и обязанности участников жилищных правоотношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из положений статей 86-89 ЖК РФ, регулирующих отношения, связанные с выселением из жилых помещений, занимаемых по договору социального найма.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86-88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению, суду следует проверить, в частности, не будут ли ухудшены жилищные условия граждан, выселяемых в предоставляемое жилое помещение.
Судом установлено, что истцы проживают по адресу: "адрес" на основании договора социального найма. Указанное жилое помещение представляет собой трехкомнатную квартиру общей площадью 52,9 кв.м, находится в муниципальной собственности города Твери.
"адрес" признан аварийным на основании постановления администрации города Твери от 31 декабря 2009 года N "О признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу".
В судебном заседании также установлено, что истцы являлись участниками адресной программы по переселению граждан из аварийного жилого фонда.
В рамках указанной адресной программы истцам была предоставлена квартира, расположенная по адресу: "адрес". Истцы не согласились с предлагаемым жильем, в связи с чем, Администрация города Твери обратилась в суд с требованиями о выселении их в данную квартиру. Решением Пролетарского районного суда города Твери от 14 апреля 2015 года были удовлетворены исковые требования администрации города Твери о выселении истцов из занимаемого ими жилого помещения, однако апелляционным определением судебной коллегии Тверского областного суда от 21 июля 2015 года решение Пролетарского районного суда города Твери от 14 апреля 2015 года было отменено в полном объёме.
Учитывая вышеприведенные правовые нормы, установив, что ранее предоставляемое жилое помещение являлось неравнозначным, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку жилое помещение, в соответствии со статьей 86 ЖК РФ истцам не предоставлено.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права, противоречат фактическим обстоятельствам дела. Несогласие заявителя с выводом суда о праве истцов на обеспечение жилым помещением в рамках муниципальной программы "Адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2015 годы", утвержденной постановлением администрации города Твери от 25 июня 2013 года N на законность оспариваемого решения не влияет.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, решение суда является законным и обоснованным.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Твери от 28 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Твери - без удовлетворения.
Председательствующий: А.В. Кондратьева
Судьи: С.П. Лозина
М.П. Золин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.