Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Пойменовой С.Н.,
судей Гудковой М.В. и Цветкова В.В.,
при секретаре Крупенниковой Е.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
09 июня 2016 года
по докладу судьи Пойменовой С.Н.
дело по апелляционной жалобе Разгулова В.В.
на решение Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 21 января 2016 г., которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Разгулова В.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" и "адрес" (межрайонное) о включении в стаж периодов работы и досрочном назначении страховой пенсии по старости отказать".
Судебная коллегия
установила:
Разгулов В.В. обратился в суд с иском (с учетом уточнений в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ) к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" и "адрес" (межрайонное) (далее - УПФР в "адрес" и "адрес" (межрайонное)) о включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы: с 28 июня 1980 г. по 25 августа 1980 г. и с 02 июля 1981 г. по 03 сентября 1981 г. в должности торфорабочего; с 01 апреля 1982 г. по 03 мая 1983 г. в должности токаря; с 03 мая 1983 г. по 17 мая 1985 г. - служба в армии; с 22 июля 1985 г. по 21 октября 1985 г. в должности помощника оператора дефектоскопной тележки; с 21 октября 1985 г. по 02 декабря 1985 г. в должности монтера пути; с 06 июня 1986 г. по 05 декабря 1986 г. в должности помощника машиниста ПМГ (путевая машина гайковерт); с 05 декабря 1986 г. по 22 декабря 1986 г. - период перевода на "данные изъяты" в качестве дефектоскописта "данные изъяты"; с 22 декабря 1986 г. по 31 мая 1987 г. в должности дефектоскописта рентгено-гаммаграфирования; с 01 июня 1987 г. по 01 января 1989 г. в должности дефектоскописта рентгено-гаммаграфирования лаборатории металлов; с 02 января 1989 г. по 27 декабря 1991 г. в должности дефектоскописта рентгено-гаммаграфирования группы технического контроля отдела по подготовке и проведению ремонтов; с 19 марта 1995 г. по 01 марта 1998 г. - служба по контракту; с 08 апреля 1998 г. по 28 апреля 1999 г. - служба в армии по контракту; с 26 февраля 2000 г. по 26 июля 2002 г. в должности помощника снегоуборочных путевых машин; с 27 июля 2002 г. по 31 октября 2002 г. в должности газоэлектросварщика; с 10 октября 2004 г. по 12 ноября 2007 г. в должности электрогазосварщика; с 12 ноября 2007 г. по 11 июля 2011 г. в должности главного инженера; с 22 апреля 1988 г. по 26 апреля 1988 г. - участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в полуторном размере, и досрочном назначении страховой пенсии по старости. Свои требования мотивирует тем, что он обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Ответчиком принято решение об отказе в установлении пенсии в связи с отсутствием требуемого льготного стажа. В специальный стаж не были включены указанные выше периоды работы. С данными действиями ответчика не согласен, поскольку должности, в которых он работал в указанные периоды, предусмотрены соответствующими Списками N 1 и N 2, действующими в период выполнения им этих работ. Период прохождения службы по призыву подлежит включению в специальный стаж на основании пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 г. N 590, поскольку периоду прохождения службы по призыву предшествовала работа в должности токаря в Вышневолоцком торфопредприятии, подлежащая включению в специальный стаж. Период службы по контракту с 19 марта 1995 г. по 01 марта 1998 г. подлежит включению в специальный стаж в соответствии со статьей 2 Закона РФ от 21 января 1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76 "О статусе военнослужащих". Полагает, что законных оснований для отказа во включении в специальный стаж указанных периодов работы у ответчика не имелось.
Определением суда от 30 сентября 2015 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО "данные изъяты".
Определением суда от 21 октября 2015 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ООО "данные изъяты" и ОАО "данные изъяты".
В судебном заседании истец Разгулов В.В. и его представитель Лошутков И.С. поддержали исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении и уточнениях к исковому заявлению.
Представитель ответчика УПФР в "адрес" и "адрес" (межрайонное) Филиппова Е.Г. возражала по заявленным требованиям, пояснив, что суммирование подземных работ, работ с вредными условиями труда и в горячих цехах, путем прибавления к иным периодам работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, при досрочном назначении пенсии в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ законодательством не предусмотрено. Периоды работы истца с 01 апреля 1982 г. по 22 февраля 1983 г., с 23 февраля 1983 г. по 02 мая 1983 г., с 22 июля 1985 г. по 20 октября 1985 г., с 21 октября 1985 г. по 01 декабря 1985 г., с 06 июня 1986 г. по 05 декабря 1986 г., с 26 февраля 2000 г. по 26 июля 2002 г., с 12 ноября 2007 г. по 11 июля 2011 г. не включены пенсионным органом в специальный стаж истца в виду того, что данные профессии не предусмотрены Списком N 1 от 1991 г., Списком N 1 от 1956 г. Период работы истца монтером пути, занятым на текущем содержании, ремонте и искусственных сооружений, в особых условиях труда, на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением, не подлежит включению в специальный стаж в виду отсутствия сведений об интенсивности движения поездов в указанный период работы. Периоды работы истца газоэлектросварщиком не подлежат включению в специальный стаж в связи с отсутствием документального подтверждения вида сварки, занятости истца полный рабочий день в должности, предусмотренной Списками. Период работы истца с 22 декабря 1986 г. по 27 декабря 1991 г. засчитан истцу в специальный стаж по Списку N 1, за исключением периодов административных отпусков (08 июля 1991 г. по 10 июля 1991 г., 12 ноября 1991 г. по 25 ноября 1991 г., 23 декабря 1991 г. по 25 декабря 1991 г.).
Представители третьих лиц, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ОАО "данные изъяты", ОАО "данные изъяты" и ООО "данные изъяты", извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, причин неявки суду не сообщили, с ходатайством об отложении слушания дела не обращались.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной и дополнительных апелляционных жалобах Разгулов В.В. просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалоб указывает, что судом нарушены и неправильно применены нормы материального права, установленные обстоятельства не доказаны.
В заседание суда апелляционной инстанции третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ОАО "данные изъяты", ОАО "данные изъяты" и ООО "данные изъяты", извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, причин неявки суду не сообщили, своих представителей не направили, с ходатайством об отложении слушания дела не обращались. На основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных выше юридических лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнительных апелляционных жалоб, заслушав объяснения истца Разгулова В.В. и его представителя Самодурцева М.В., поддержавших доводы жалоб, представителя ответчика УПФР в "адрес" и "адрес" (межрайонное) Филипповой Е.Г., считающей решение суда законным и обоснованным, исследовав представленные стороной истца и ответчика и приобщенные к материалам дела новые доказательства по причине недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Разгулов В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ обратился в УПФР в "адрес" и "адрес" (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости за работу по Списку N 1 (пункт 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Ответчик, рассмотрев представленные документы, пришел к выводу об отсутствии у истца специального стажа, дающего ему право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При этом пенсионным органом в специальный стаж истца были включены периоды работы: в ПРП "данные изъяты" с 22 декабря 1986 г. по 31 мая 1987 г. (05 месяцев 09 дней); на "данные изъяты" с 01 июня 1987 г. по 21 апреля 1988 г. (10 месяцев 21 день), с 27 апреля 1988 г. по 07 июля 1991 г. (03 года 02 месяца 11 дней), с 11 июля 1991 г. по 11 ноября 1991 г. (04 месяца 01 день), с 26 ноября 1991 г. по 22 декабря 1991 г. (27 дней), с 26 декабря 1991 г. по 27 декабря 1991 г. (02 дня). Всего: 04 года 11 месяцев 11 дней.
Периоды административных отпусков с 08 июля 1991 г. по 10 июля 1991 г., с 12 ноября 1991 г. по 25 ноября 1991 г. и с 23 декабря 1991 г. по 25 декабря 1991 г. не засчитаны в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ N истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости.
ДД.ММ.ГГГГ Разгулов В.В. вновь обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсия" и в соответствии с пунктом 2 абзаца 1 статьи 30 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Ответчик, рассмотрев представленные документы, пришел к выводу об отсутствии у истца специального стажа, дающего ему право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При этом пенсионным органом в специальный стаж истца по Списку N 1 были включены периоды работы: - в ПРП "данные изъяты" с 22 декабря 1986 г. по 31 мая 1987 г. (05 месяцев 09 дней); на "данные изъяты" с 01 июня 1987 г. по 21 апреля 1988 г. (10 месяцев 21 день), с 27 апреля 1988 г. по 07 июля 1991 г. (03 года 02 месяца 11 дней), с 11 июля 1991 г. по 11 ноября 1991 г. (04 месяца 01 день), с 26 ноября 1991 г. по 22 декабря 1991 г. (27 дней), с 26 декабря 1991 г. по 27 декабря 1991 г. (02 дня), с 22 апреля 1988 г. по 26 апреля 1988 г. - ЧАЭС (05 дней). Всего: 04 года 11 месяцев 16 дней.
Периоды отпусков без сохранения заработной платы на "данные изъяты" с 08 июля 1991 г. по 10 июля 1991 г., с 12 ноября 1991 г. по 25 ноября 1991 г. и с 23 декабря 1991 г. по 25 декабря 1991 г. не засчитаны в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В специальный стаж истца по Списку N 2 не были включены периоды работы: на "адрес" торфопредприятии с 28 июня 1980 г. по 25 августа 1980 г. торфорабочим, с 02 июля 1981 г. по 02 сентября 1981 г. торфорабочим, с 03 сентября 1981 г. по 10 марта 1982 г. учеником токаря, с 11 марта 1982 г. по 03 мая 1983 г. токарем; в "адрес" дистанции пути с 22 июля 1985 г. по 21 октября 1985 г. помощником оператора дефектоскопной тележки 3 разряда, с 21 октября 1985 г. по 02 декабря 1985 г. монтером пути, с 06 июня 1986 г. по 05 декабря 1986 г. помощником машиниста ПМГ, с 26 февраля 2000 г. по 26 июля 2002 г. помощником машиниста снегоуборочных путевых машин; в фирме "данные изъяты" с 27 июля 2002 г. по 31 октября 2002 г. в должности газоэлектросварщика и в ООО "данные изъяты" с 10 октября 2004 г. по 11 ноября 2007 г. в должности электрогазосварщика.
Решением от 06 ноября 2015 г. N 324043 истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием необходимого льготного стажа.
Обращаясь в суд, Разгулов В.В., как следует из текста искового заявления, полагает, что периоды работы в ООО "данные изъяты" в должности главного инженера, периоды работы в ПРП "данные изъяты" и на "данные изъяты" подлежат включению в специальный стаж по Списку N 1; период участия в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы подлежит включению в специальный стаж по Списку N 1 в льготном исчислении; период с 05 декабря 1986 г. по 22 декабря 1986 г. (период перехода с одного предприятия на другое) подлежит включению в стаж по Списку N 1, так как он переходил на работу в "данные изъяты"; периоды работы в "адрес" торфопредприятии, период службы в армии по призыву, периоды работы в "адрес" дистанции пути помощником оператора дефектоскопной тележки, монтером пути, помощником машиниста ПМГ и помощником машиниста снегоуборочных путевых машин, служба по контракту, периоды работы в фирме "данные изъяты" и в ООО "данные изъяты" в должности электрогазосварщика подлежат включению в специальный стаж по Списку N 2. При этом все периоды работы должны суммироваться.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно статье 8 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В силу части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Подпунктами "а" и "б" пункта 1 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяются:
Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 1 от 1991 г.);
Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 г. (далее - Список N 1 от 1956 г.);
лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2 от 1991 г.);
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 г. (далее - Список N 2 от 1956 г.).
В соответствии с пунктом 3 указанного Постановления исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 516).
Пунктом 2 Правил N 516 предусмотрено суммирование периодов работы с различными условиями труда.
Так, пунктом 3 Правил N 516 установлен порядок суммирования.
Согласно абзацу 2 данного пункта суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке: путем прибавления к периодам работ, указанных в подпункте 1 (подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах), - периодов работы, указанной в подпункте 12 (работа граждан (в том числе временно направленных или командированных) в зоне отчуждения по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС); путем прибавления к периодам работ, указанных в подпункте 2 (работа с тяжелыми условиями труда), - периодов работ, указанных в подпункте 1 (подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах), а также периодов работ, указанных в подпунктах 5-7, 9, 12 (работа в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы; работа в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах; работа в качестве рабочих и мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования; работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения); работа граждан (в том числе временно направленных или командированных) в зоне отчуждения по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС), при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона.
Из анализа вышеприведенных норм права следует, что законодательно предусмотрено ограничение суммирования периодов работы, в частности, с вредными условиями труда (Список N 1) с работами, определенными в Списке N 2, а также с работами, определенными в Списке профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденном постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 г. N 272 "Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда".
Суммирование работ с тяжелыми условиями труда (Список N 2) к периодам работ по Списку N 1 (вредные условия) предусмотрено только при назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г.
Таким образом, если гражданин обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г., то в его специальный стаж, помимо работ, указанных в Списке N 1 от 1956 г. и в Списке N 1 от 1991 г., подлежат включению только периоды работы в зоне отчуждения по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Никакие иные периоды работы, кроме указанных выше, вопреки утверждениям истца Разгулова В.В., не подлежат суммированию при назначении гражданину страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
При назначении гражданину страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" подлежат суммированию периоды работы с тяжелыми условиями труда (Список N 2), с вредными условиями труда (Список N 1), и периоды работы, указанные в подпунктах 5-7, 9, 12 пункта 2 Правил N 516.
При этом периоды работы, указанные в подпунктах 5-7, 9, 12 пункта 2 Правил N 516, суммируются с периодами работ, указанными в подпунктах 2 и 1 пункта 2 Правил N 516, только при досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с достижением мужчинами возраста 55 лет и женщинами возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Согласно пункту 4 Правил N 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 5, 9 Правил N 516, не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды административных отпусков, периоды простоя (как по вине работодателя, так и по вине работника).
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, суд пришел к выводу о том, что у Разгулова В.В. на момент обращения в пенсионный орган с заявлениями о назначении досрочной страховой пенсии по старости не возникло права на досрочное назначение страховой пенсии по старости как на основании пункта 1 части 1 статьи 30, так и на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г., в связи с отсутствием у истца необходимого специального стажа.
Специальный стаж истца по Списку N 1 от 1956 г. и Списку N 1 от 1991 г. составляет 04 года 11 месяцев 16 дней.
В указанный стаж включаются периоды: с 22 декабря 1986 г. по 31 мая 1987 г. (05 месяцев 09 дней) в должности дефектоскописта рентгено-гаммаграфирования в лаборатории металлов в группе неразрушающих методов контроля на предприятии "данные изъяты"; с 01 июня 1987 г. по 21 апреля 1988 г. (10 месяцев 21 день), 27 апреля 1988 г. по 07 июля 1991 г. (03 года 02 месяца 11 дней), с 11 июля 1991 г. по 11 ноября 1991 г. (04 месяца 01 день), с 26 ноября 1991 г. по 22 декабря 1991 г. (27 дней), с 26 декабря 1991 г. по 27 декабря 1991 г. (02 дня) в должности дефектоскописта рентгено-гаммаграфирования лаборатории металлов и группы технического контроля по подготовке и проведению ремонтов на "данные изъяты"; с 22 апреля 1988 г. по 26 апреля 1988 г. (05 дней), так как Разгулов В.В. в указанный период принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Поскольку истец в периоды с 08 июля 1991 г. по 10 июля 1991 г., с 12 ноября по 25 ноября 1991 г. и с 23 декабря по 25 декабря 1991 г. находился в административных отпусках, то суд первой инстанции обоснованно не включил их специальный стаж истца.
Вопреки доводам апелляционной жалобы факт нахождения Разгулова В.В. в отпусках без сохранения заработной платы в указанные выше периоды подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе, представленными в суд апелляционной инстанции, а именно: справкой, уточняющей особый характер работы, выданной "данные изъяты", N от ДД.ММ.ГГГГ, письмом "данные изъяты" N от ДД.ММ.ГГГГ, личной карточкой работника; выпиской из книги регистрации приказов о предоставлении отпусков без сохранения заработной платы по "данные изъяты"; актом документальной проверки пенсионным органом факта нахождения Разгулова В.В. в отпусках без сохранения заработной платы N от ДД.ММ.ГГГГ; лицевыми счетами на заработную плату Разгулова В.В. за июль и ДД.ММ.ГГГГ.
Утверждение истца о том, что период с ДД.ММ.ГГГГ (дата увольнения из "адрес" дистанции пути) по ДД.ММ.ГГГГ (дата приема на работу в "данные изъяты") должен быть включен в специальный стаж по Списку N 1, так как в указанный период оформлялись документы для приема его на работу в организацию, работа в которой включена пенсионным органом в специальный стаж по Списку N 1, обоснованно было отклонено судом как не основанное на законе. В указанный период истец не работал в особых условиях, заработная плата ему не начислялась, включение в специальный стаж периода оформления документов для приема на работу не предусмотрено ни Правилами N 516, ни ранее действующим пенсионным законодательством.
В разделе I "Горные работы" Списка N 1 от 1991 г. предусмотрены подземные работы в шахтах, рудниках и на приисках по добыче полезных ископаемых, в геологоразведке, на дренажных шахтах, на строительстве, шахт, рудников, приисков, с поименованием профессии: главный инженер; подземные работы на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении и капитальном ремонте: горных выработок, метрополитенов, подземных каналов, тоннелей и других подземных сооружений, с поименованием профессии: главный инженер.
Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований о включении периода работы с 12 ноября 2007 г. по 11 июля 2011 г. в должности главного инженера ООО "данные изъяты" по Списку N 1 от 1991 г. позиция 1010100в-20735, как об этом указывал истец в иске, суд исходил из того, что стороной истца не представлено доказательств, подтверждающих особый характер труда и условия, необходимые для досрочного назначения страховой пенсии в соответствии с разделом I "Горные работы" Списка N 1 от 1991 г. по должности "главный инженер".
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
Из трудовой книжки на имя Разгулова В.В., содержащей записи о назначении истца на должность главного инженера ООО "данные изъяты" с 12 ноября 2007 г. и увольнении с данной должности 11 июля 2011 г., не следует, что Разгулов В.В. был занят полный рабочий день на работах, указанных в разделе I "Горные работы" Списка N 1 от 1991 г.
Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 16 октября 2015 г. основным видом деятельности ООО "данные изъяты" является агломерация торфа, дополнительным видом деятельности является добыча торфа.
В Уставе ООО "данные изъяты" отражено, что предприятие создано с целью повышения эффективности использования муниципального имущества, улучшения состояния городской инфраструктуры, внедрения новых видов услуг для юридических и физических лиц в области озеленения, благоустройства, содержания зеленых насаждений на территории "адрес".
В сведениях индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованное лицо Разгулова В.В. за период его работы с 01 апреля 2007 г. по 31 декабря 2007 г. и с 01 января 2008 г. по 30 июня 2008 г., предоставленных работодателем ООО "данные изъяты", код особых условий труда не указан.
Из совокупности приведенных выше доказательств не следует, что Разгулов В.В. полный рабочий день был занят как главный инженер на подземных работах в шахтах, рудниках и на приисках по добыче полезных ископаемых.
К представленной Разгуловым В.В. в суд апелляционной инстанции подписанной "данные изъяты" ФИО1 справке N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой Разгулов В.В. в период с 10 октября 2004 г. по 12 ноября 2007 г. работал в ООО "данные изъяты" электрогазосварщиком ручной сварки 3 разряда полный рабочий день в помещениях и с 12 ноября 2007 г. по 11 июля 2011 г. главным инженером, работа которого была связана полный рабочий день в закрытых помещениях с химическими реагентами: ортофосфорная кислота, дидроокись калия, сульфат калия (раздел XXX Агрохимическое обслуживание сельского хозяйства (Список N 1 позиция 1010100в-20735), судебная коллегия относится критически. В ней содержатся противоречивые сведения, не указаны первичные документы, послужившие основанием для выдачи данной справки.
Более того представленные представителем пенсионного органа в суд апелляционной инстанции доказательства опровергают сведения, содержащиеся в справке N от ДД.ММ.ГГГГ
Так, согласно сообщений "данные изъяты", поступивших в УПФР в "адрес" и "адрес" (межрайонное) ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, ООО "данные изъяты" в 2009 г., 2010 г., в 1 полугодии 2011 г., за 09 месяцев 2011 г. хозяйственной деятельностью не занималось, заработная плата работникам не начислялась.
Из трудовой книжки на имя ФИО1, ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ на имя начальника УПФР в "адрес" и "адрес" (межрайонное), сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица на имя ФИО1, следует, что ФИО1 работала в ООО "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты", после указанного периода в трудовых отношениях с данной организацией не состояла, справку N от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Разгулова В.В. не выдавала.
Поскольку отсутствуют доказательства, подтверждающие особый характер труда и условия, необходимые для досрочного назначения страховой пенсии в соответствии с разделом I "Горные работы" позиция 1010100в-20735 Списка N 1 от 1991 г. по должности "главный инженер", то правовых оснований для включения периода с 12 ноября 2007 г. по 11 июля 2011 г. в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", не имеется.
Ссылка истца на то, что период с 22 апреля 1988 г. по 26 апреля 1988 г., когда он принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, должен включаться в специальный стаж по Списку N 1 в льготном исчислении - в полуторном размере, не может быть принята судебной коллегией во внимание как основанная на неправильном толковании норм материального права, поскольку в пункте 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" говорится о включении периодов работы в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в полуторном размере в общий трудовой (с 01 января 2015 г. - страховой) стаж, а не в специальный стаж, как хочет истец.
Таким образом, период работы истца во вредных условиях составляет менее 5 лет (04 года 11 месяцев 16 дней), что не дает ему права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г.
Истец просил включить в специальный стаж по Списку N 2 от 1991 г.: раздел XIX "Добыча торфа" позиция 2200200а - периоды работы с 28 июня 1980 г. по 25 августа 1980 г. (01 месяц 28 дней) и с 02 июля 1981 г. по 03 сентября 1981 г. (02 месяца 02 дня) в должности торфорабочего "данные изъяты"; раздел XIV "Металлообработка" позиция 2150800а-19160 - период работы с 01 апреля 1982 г. по 03 мая 1983 г. (01 год 01 месяц 03 дня) в должности токаря "данные изъяты"; раздел XXVIII "Транспорт" - период работы с 22 июля 1985 г. по 21 октября 1985 г. (03 месяца) в должности помощника оператора дефектоскопной тележки "данные изъяты" (позиция 2300200а - 15572), период работы с 22 октября 1985 г. по 02 декабря 1985 г. (01 месяц 11 дней) в должности монтера пути "данные изъяты" (позиция 2300200а - 14668), период работы с 06 июня 1986 г. по 05 декабря 1986 г. (06 месяцев) в должности помощника машиниста ПМГ (путевая машина гайковерт) "данные изъяты" (позиция 2300200а - 14369), период работы с 26 февраля 2000 г. по 26 июля 2002 г. (02 года 05 месяцев 01 день) в должности помощника машиниста снегоуборочных путевых машин "данные изъяты" (позиция 2300200а - 14369); раздел XXXIII "Общие профессии" - период работы с 27 июля 2002 г. по 31 октября 2002 г. (03 месяца 05 дней) в должности газоэлектросварщика фирмы "данные изъяты" и период работы с 10 октября 2004 г. по 12 ноября 2007 г. (03 года 01 месяц 03 дня) в должности электрогазосварщика ООО "данные изъяты".
Проанализировав пенсионное законодательство, действующее как на момент выполнения работ, так и на момент подачи истцом заявлений в пенсионный орган о назначении досрочной страховой пенсии по старости, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, суд пришел к выводу о том, что отсутствуют доказательства, подтверждающие, что в спорные периоды характер работы истца отвечал условиям, предусмотренным в Списке N 2 от 1956 г. и в Списке N 2 от 1991 г.
Результаты оценки доказательств подробно отражены в решении.
Судебная коллегия согласна с этой оценкой и не усматривает оснований для вывода о ее необъективности.
Имеющиеся в материалах дела приказы по "данные изъяты", запись в трудовой книжке, архивные справки администрации "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ не подтверждают выполнение Разгуловым В.В. в периоды с 28 июня 1980 г. по 25 августа 1980 г. и с 02 июля 1981 г. по 03 сентября 1981 г. работ по должностям, указанным в разделе XX "Добыча торфа" Списка N 2 от 1956 г. и в разделе XIX "Добыча торфа" Списка N 2 от 1991 г., а также не подтверждают занятость истца как токаря в период с 01 апреля 1982 г. по 03 мая 1983 г. в абразивном и графито-тигельном производствах.
Должности, которые занимал истец в "данные изъяты" в периоды с 22 июля 1985 г. по 21 октября 1985 г., с 22 октября 1985 г. по 02 декабря 1985 г., с 06 июня 1986 г. по 05 декабря 1986 г. не предусмотрены разделом XXX "Транспорт" Списка N 2 от 1956 г. и подразделом 1 "Железнодорожный транспорт" раздела XXVIII "Транспорт" Списка N 2 от 1991 г.
Должность помощника машиниста снегоуборочных путевых машин, которую истец занимал в "данные изъяты" в период с 26 февраля 2000 г. по 26 июля 2002 г., не предусмотрена подразделом 1 "Железнодорожный транспорт" раздела XXVIII "Транспорт" Списка N 2 от 1991 г.
В указанные спорные периоды истец не был занят работой в метрополитене, осуществлял работу непосредственно на железной дороге, в связи с чем правовых оснований для включения указанных периодов в соответствии с подразделом 2 "Метрополитены" раздела XXVIII "Транспорт" Списка N 2 от 1991 г., как верно указал суд первой инстанции, не имеется.
Утверждение истца о том, что обязанности оператора дефектоскопной тележки соответствуют обязанностям работников, постоянно и непосредственно занятых на переносных установках радиоизотопной дефектоскопии (гамма-дефектоскопии) на просвечивании материалов и изделий в промышленности и строительстве (позиция 12205000-1754а раздела XXII "Работы с радиоактивными веществами, источниками ионизирующих излучений, бериллием и редкоземельными элементами" Списка N 1 от 1991 г.), было предметом судебного разбирательства и отклонено судом. Данных о том, что дефектоскопная тележка, на которой работал Разгулов В.В., относится к переносным установкам, которые указываются в позиции 12205000-1754а, материалы дела не содержат. Вопреки доводам апелляционной жалобы указанная информация не содержится и в должностной инструкционной карте оператора дефектоскопной тележки, утвержденной "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ, ни в технологической карте на оператора дефектоскопной тележки.
Разделом XXXIII "Общие профессии" Списка N 2 от 1991 г. установлено, что правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются: газосварщики (позиция 23200000-11620); электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не менее 3 класса опасности (позиция 23200000-19756); электросварщики на автоматических и полуавтоматических машинах, занятые сваркой в среде углекислого газа, на работах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, а также на полуавтоматических машинах (позиция 23200000-19905); электросварщики ручной сварки (позиция 23200000-19906).
Таким образом, для включения периодов работы Разгулова В.В. с 27 июля 2002 г. по 31 октября 2002 г. и с 10 октября 2004 г. по 12 ноября 2007 г. в должности электрогазосварщика (газоэлектросварщика) в специальный стаж, необходимо установить способ проведения сварочных работ (вид сварки).
Доказательств, подтверждающих, что работая электрогазосварщиком (газоэлектросварщиком), Разгулов В.В. был занят на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не менее 3 класса опасности, в деле не имеется.
В период прохождения истцом службы по призыву с 03 мая 1983 г. по 17 мая 1985 г. в Вооруженных Силах СССР действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 г. N 590, в соответствии с которым служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывается в общий стаж работы (подпункт "к" пункта 109). При назначении на льготных условиях пенсии по старости рабочим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (п.п. "а" и "б" пункта 16), периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Поскольку период работы, как предшествующий, так и следующий за периодом прохождения службы в армии, не является периодом работы во вредных или тяжелых условиях труда, то период прохождения Разгуловым В.В. военной службы по призыву правомерно не включен судом первой инстанции в специальный стаж.
Согласно пенсионному законодательству, действующему на момент обращения истца за пенсией и в настоящее время, служба по призыву подлежит включению в страховой стаж, а не специальный стаж, как хочет истец.
Отказывая Разгулову В.В. в удовлетворении требований о включении в специальный стаж службы по контракту в Вооруженных Силах РФ с 19 марта 1995 г. по 01 марта 1998 г. и с 08 апреля 1998 г. по 28 апреля 1999 г., суд первой инстанции, исходя из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 11, пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", статей 12, 90 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 г. N 340-1, пришел к правильному выводу о том, что нормами как действующего пенсионного законодательства, так и нормами пенсионного законодательства, действовавшего в спорный период, предусмотрено включение времени военной службы только в общий трудовой (страховой) стаж, возможность зачета указанного времени в льготный стаж не предусмотрена.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Определении от 17 октября 2006 г. N 380-О, Определении от 23 сентября 2010 г. N 1152-О, решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и прировненную к ним службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа.
Статья 35 Федерального закона от 11 февраля 1993 г. N 4455-1 "О воинской обязанности и военной службе" закрепляла, что военная служба - это особый вид государственной службы граждан в Вооруженных Силах РФ, других войсках, органах внешней разведки и федеральных органах государственной безопасности. Гражданин, проходящий военную службу, является военнослужащим и имеет правовое положение, определяемое законом.
Ныне действующий Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военную службу также относит к особому виду федеральной государственной службы (статья 2).
При таких обстоятельствах, правовые основания для удовлетворения исковых требований о включении в специальный стаж истца периода военной службы по контракту у суда первой инстанции отсутствовали.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что служба по контракту должна быть включена в его специальный стаж по Списку N 2 в силу положений статьи 10 Федерального закона N 76-ФЗ от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих" и Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", отклоняется судебной коллегией как основанная на неправильном толковании указанных выше норм материального права в совокупности с другими нормами, регулирующими вопрос назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с выполнением работ во вредных и тяжелых условиях.
Таким образом, у истца отсутствуют периоды работы в тяжелых условиях, что не дает ему права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г.
Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и другими федеральными законами.
В силу статьи 28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, или Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
Гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с пунктами 1 - 10, 16 - 18 части 1 статьи 30 и пунктами 1 - 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом "О страховых пенсиях", и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем имеющимся основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, по состоянию на 31 декабря 2014 г., в целях определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 2015 г.
По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.
В соответствии со статьей 30 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона (принимавшим в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы), пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения; гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 настоящего Закона (принимавшим в 1988-1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы), пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 5 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.
Так как Разгулов В.В. не имеет право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", то в отношении него в настоящее время не могут быть применены положения, предусмотренные абзацем 4 статьи 28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1.
Из материалов дела следует, что Разгулов В.В. в период работы на "данные изъяты" был направлен в командировку и принимал участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС с 22 апреля 1988 г. по 26 апреля 1988 г., выполняя работы в пределах 30-ти километровой зоны Чернобыльской АЭС (зоны отчуждения), в измененных условиях труда.
Указанные обстоятельства подтверждаются справкой "данные изъяты" N от ДД.ММ.ГГГГ, архивной справкой "данные изъяты" N от ДД.ММ.ГГГГ, письмом "данные изъяты" N от ДД.ММ.ГГГГ, справкой отдела военного комиссариата "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ
Совокупность указанных доказательств свидетельствует о том, что истец относится к категории граждан, указанных в пункте 4 части 1 статьи 13 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1, и у него возникает право на назначение ему пенсии по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 5 лет, то есть с 55 лет.
Вопреки доводам апелляционной жалобы доказательств, подтверждающих участие истца в работах по объекту "данные изъяты", материалы дела не содержат.
Поскольку истец на момент обращения в пенсионный орган не имел права на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховой пенсии", не достиг возраста 55 лет, то суд первой инстанции обоснованно отказал истцу в удовлетворении исковых требований о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию норм материального права, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец и его представитель в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка, в связи чем отмену решения повлечь не могут.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену принятого по делу судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Вопреки доводам апелляционной жалобы круг лиц, участвующих в деле, определен судом правильно.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по делу решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 21 января 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Разгулова В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий С.Н.Пойменова
Судьи М.В.Гудкова
В.В.Цветков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.