Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Пойменовой С.Н.,
судей Беляк А.С. и Цветкова В.В.
при секретаре судебного заседания Крупенниковой Е.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи Цветкова В.В.
дело по апелляционной жалобе Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, подданной представителем Громова С.В., на решение Центрального районного суда г. Твери от 21 декабря 2015 г., которым постановлено:
"Исковые требования Михайлова О.В. удовлетворить частично.
Признать незаконным приказ от 13.02.2015 года N-к и увольнение Михайлова О.В. по п.8.2 части 1 ст. 37 ФЗ " О государственной гражданской службе в РФ" и восстановить Михайлова О.В. в должности главного специалиста-эксперта отдела организационного контроля, мониторинга и правового обеспечения Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области с 14 февраля 2015 года.
Взыскать с Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области в пользу Михайлова О.В. компенсацию за время вынужденного прогула в сумме "данные изъяты", в счет компенсации морального вреда "данные изъяты", а всего "данные изъяты".
Признать действия ответчика, нарушившие порядок увольнения истицы с государственной гражданской службы в связи с сокращением штатной должности, незаконными и необоснованными, в том числе: в связи с нарушением ответчиком срока уведомления истицы о предстоящем увольнении по организационным штатным мероприятиям менее чем за 2 месяца, в связи с непредоставлением истице информации и возможности замещения иной должности государственной гражданской службы в том же государственном органе, в связи с непредоставлением истице информации и возможности замещения иной должности государственной гражданской службы в другом государственном органе.
В удовлетворении требований о признании незаконными и необоснованными действий ответчика, нарушившие порядок увольнения истицы с государственной гражданской службы в связи с сокращением штатной должности в части: непредставления истице информации и возможности направления её на профессиональную переподготовку или повышение квалификации, непроведения внеочередной аттестация истицы и государственных гражданских служащих, находящихся на равных с истицей должностях, подлежащих сокращению, по замещению вакантных должностей, которое привело к лишению истицы права на замещение должности государственной гражданской службы по результатам внеочередной аттестации государственных гражданских служащих, непредставлением истице отпуска в удобное для неё время в соответствии с требованиями российского законодательства и отказом произвести увольнение с государственной гражданской службы в последний день отпуска, отказа ответчика присоединить предусмотренные законом дни отдыха за сдачу истицей крови к основному отпуску и в связи с осуществлением ответчиком компенсационных выплат, не предусмотренных законом за дни отдыха за сдачу крови, неосуществления полного расчёта с истицей по выплате причитающихся ей денежных средств в день увольнения - 23.01.2015 года, непроизведения в полном объёме финансового расчёта истицы в день увольнения - отказать.
В удовлетворении требований о взыскании с ответчика, в пользу Михайлова О.В. денежных средств, не выплаченных ответчиком при увольнении в размере 240 001 (двести сорок тысяч один рубль) 46 копеек, в том числе: "данные изъяты" -единовременная выплата на лечение и отдых в 2015 г.; "данные изъяты" - единовременная выплата на физкультурно-оздоровительные мероприятия 2015 г.; "данные изъяты" - по не доначислению при расчёте по применению размера средней заработной платы и компенсационных выплат; "данные изъяты" - по расчёту за декабрь 2014 года; "данные изъяты" - по расчёту за январь 2015 года; "данные изъяты" - по расчёту за февраль 2015 года; "данные изъяты" - недоплата по расчёту за классный чин при расчёте по данным работодателя; "данные изъяты" - недоплата по расчёту за классный чин в соответствии с приказом N от 11.06.2013 года; "данные изъяты" - недоплата за дополнительный отпуск в размере 10 дней за 2015 год; "данные изъяты" - недоплата по начислению компенсации при сокращении без учёта выслуги лет 20%; "данные изъяты" - недоплата по надбавке за выслугу лет 20%, о признании действий ответчика, связанных с не включением других периодов службы (работы) истца предусмотренных Законом о государственной службе, в стаж гражданской службы Тверской области - стаж службы 7 лет на день трудоустройства незаконными и необоснованными, восстановлении прав истца на начисление дополнительных дней отпуска за период службы в количестве 31 дня, взыскав с ответчик компенсацию за положенные дни дополнительного отпуска в размере "данные изъяты", а также о признании записи в личной карточке раздела IX Отпуск о компенсации за отпуск на основании приказа N-к от 13.02.2015 года незаконной и необоснованной, о внесении изменения в запись, применив решение суда - отказать".
Судебная коллегия
установила:
Михайлова О.В. обратилась в суд с иском к Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области (далее - МТЭК и ЖКХ Тверской области, работодатель, ответчик) о признании действий ответчика, нарушивших порядок увольнения истца с государственной гражданской службы в связи с сокращением штатной должности, незаконными и необоснованными, в том числе: в связи с нарушением ответчиком срока уведомления истца о предстоящем увольнении по организационно-штатным мероприятиям - менее чем за 2 месяца, в связи с непредоставлением истцу информации и возможности замещения иной должности государственной гражданской службы в том же государственном органе, в связи с непредоставлением истцу информации и возможности замещения иной должности государственной гражданской службы в другом государственном органе, в связи с непредоставлением истцу информации и возможности направления её на профессиональную переподготовку или повышение квалификации, в связи с непроведением внеочередной аттестации истца и государственных гражданских служащих, находящихся на равных с истцом должностях, подлежащих сокращению, по замещению вакантных должностей, которое привело к лишению истца права на замещение должности государственной гражданской службы по результатам внеочередной аттестации государственных гражданских служащих, в связи с непредоставлением истцу отпуска в удобное для неё время в соответствии с требованиями российского законодательства и отказом произвести увольнение с государственной гражданской службы в последний день отпуска, в связи с отказом ответчика присоединить предусмотренные законом дня отдыха за сдачу истцом крови к основному отпуску и в связи с осуществлением ответчиком компенсационных выплат, не предусмотренных законом за дни отдыха за сдачу крови, в связи с неосуществлением полного расчёта с истцом по выплате причитающихся ей денежных средств в день увольнения - 23 января 2015 г., в связи с непроизведённым в полном объёме финансовым расчётом истца в день увольнения; о признании приказа об увольнении истца 23 января 2015 г., приказа от 13 февраля 2015 г. N-к об увольнении истца с 13 февраля 2015 г., дублирующего ранее изданный приказ об увольнении по тем же основаниям, незаконными и необоснованными с даты их издания, подлежащими отмене; о восстановлении истца в должности государственной гражданской служащей государственной гражданской службы МТЭК и ЖКХ Тверской области; о взыскании соответчика в пользу истца среднего заработка за время вынужденного прогула в размере "данные изъяты", денежных средств, не выплаченных ответчиком при увольнении, в размере "данные изъяты", в том числе: "данные изъяты" - единовременная выплата на лечение и отдых в 2015 г., "данные изъяты" - единовременная выплата на физкультурно-оздоровительные мероприятия 2015 г., "данные изъяты" - недоначисленная сумма при расчёте размера средней заработной платы и компенсационных выплат, "данные изъяты" - по расчёту за декабрь 2014 г., "данные изъяты" - по расчёту за январь 2015 г., 16 коп. - по расчёту за февраль 2015 г., "данные изъяты" - недоплата по расчёту работодателя за классный чин, "данные изъяты" - недоплата по расчёту за классный чин в соответствии с приказом от 11 июня 2013 г. N, "данные изъяты" - недоплата за 10 дней дополнительного отпуска за 2015 г., "данные изъяты" - недоплата по начислению компенсации при сокращении без учёта выслуги лет в размере 20%, "данные изъяты" - недоплата по надбавке за выслугу лет 20%; о признании действий ответчика, связанных с невключением других периодов службы (работы) истца, предусмотренных Законом о государственной гражданской службы, в стаж гражданской службы Тверской области - 7 лет на день трудоустройства, незаконными и необоснованными; о восстановлении права истца на начисление дополнительных дней отпуска за период службы в количестве 31 дня, взыскав с ответчика компенсацию за положенные дни дополнительного отпуска в размере "данные изъяты"; о признании записи в личной карточке раздела IX Отпуск о компенсации за отпуск на основании приказа от 13 февраля 2015 г. N-к незаконной и необоснованной; о внесении изменения в указанную запись на основании решения суда; о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере "данные изъяты"
В обоснование исковых требований указано, что в соответствии с контрактом от 21 декабря 2011 г. N истец была принята на государственную гражданскую службу Тверской области на должность главного специалиста-эксперта отдела организационного контроля, мониторинга и правового обеспечения МТЭК и ЖКХ Тверской области. На основании приказа ответчика от 13 февраля 2015 г. N-к "О кадрах" (далее - Приказ N-к) с истцом расторгнут контракт, она освобождена от занимаемой должности и уволена. Полагает, что уволена незаконно, так как был нарушен порядок увольнения.
Определением суда от 10 марта 2015 г. к участию в деле для дачи заключения привлечён прокурор Центрального района г. Твери.
Определением суда от 18 сентября 2015 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Рогачёв Р.В., Шалашова Н.А., Павлова Я.И., Пудов С.А., Черкасова О.В., Калинина К.Д., Попова Н.В.
Истец Михайлова О.В., извещённая о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
В судебном заседании представитель истца Алексеев С.В. заявленные требования поддержал.
Представители ответчика МТЭК и ЖКХ Тверской области Большакова К.Н., Барановский В.В. и Гаврилова Н.И. в судебном заседании иск не признали, ссылаясь на законность увольнения истца.
Судом постановлено приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе ответчика МТЭК и ЖКХ Тверской области ставится вопрос об отмене решения и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Жалоба мотивирована тем, что ответчик уведомил истца о предстоящем увольнении 24 ноября 2015 г., то есть не позднее, чем за два месяца до увольнения, состоявшегося 13 февраля 2016 г., а также предложил в установленном порядке должность старшего эксперта, от перевода на которую Михайлова О.В. отказалась. Суд не учёл показания свидетелей о том, что комиссией МТЭК и ЖКХ Тверской области проводилась работа как по уведомлению истца об имеющихся вакансиях, так и о работе, проделанной комиссией в части оценки наличия либо отсутствия у неё преимущественного права для оставления на работе.
Относительно апелляционной жалобы истцом Михайлова О.В. поданы возражения, в которых она просит оставить жалобу без удовлетворения, полагая её доводы несостоятельными, а решение суда - без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, выслушав представителей ответчика МТЭК и ЖКХ Тверской области Барановского В.В., Громова С.В., поддержавших доводы жалобы, истца Михайлова О.В. и её представителя Кудряшову В.Б., возражавших против удовлетворения жалобы, заключение прокурора Абалихиной А.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Поскольку решение суда обжалуется лишь в части удовлетворения требований истца о признании незаконным приказа МТЭК и ЖКХ Тверской области от 13 февраля 2015 г. N-к, признания незаконным увольнения Михайлова О.В. по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - ФЗ "О государственной гражданской службе РФ") и её восстановлении в должности главного специалиста-эксперта отдела организационного контроля, мониторинга и правового обеспечения МТЭК И ЖКХ Тверской области с 14 февраля 2015 г., взыскания с МТЭК и ЖКХ Тверской области в пользу Михайлова О.В. среднего заработка за время вынужденного прогула в сумме "данные изъяты" и компенсации морального вреда в размере "данные изъяты", признания действий МТЭК и ЖКХ Тверской области, нарушивших порядок увольнения Михайлова О.В. с государственной гражданской службы в связи с сокращением штатной должности, незаконными и необоснованными, в том числе: в связи с нарушением срока уведомления о предстоящем увольнении по организационным штатным мероприятиям менее чем за 2 месяца, в связи с непредоставлением информации и возможности замещения иной должности государственной гражданской службы в том же государственном органе, в связи с непредоставлением информации и возможности замещения иной должности государственной гражданской службы в другом государственном органе, то в силу абзаца 1 части 2 статьи 327.1 ГПК РФ в остальной части оно не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
В соответствии со статьёй 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Принятое по делу решение суда в оспариваемой части не отвечает указанным требованиям.
Установлено, что в соответствии с контрактом от 21 декабря 2011 г. N Михайлова О.В. принята на государственную гражданскую службу Тверской области на должность главного специалиста-эксперта отдела организационного контроля, мониторинга и правового обеспечения МТЭК и ЖКХ Тверской области с освобождением от замещаемой должности главного специалиста-эксперта отдела газового хозяйства МТЭК и ЖКХ Тверской области, о чём 20 декабря 2011 г. работодателем издан приказ N-к.
Приказом МТЭК и ЖКХ Тверской области от 10 ноября 2014 г. N-к утверждено и с 11 ноября 2014 г. введено в действие штатное расписание с общим количеством штатных единиц 53, в том числе 38 единиц государственных гражданских служащих, в число которых вошла должность главного специалиста-эксперта отдела газового хозяйства МТЭК и ЖКХ Тверской области, замещаемая истцом, а также единственная вакантная должность главного консультанта отдела организационного контроля, мониторинга и правового обеспечения МТЭК и ЖКХ Тверской области.
Распоряжением Правительства Тверской области от 10 ноября 2014 г. N-рп изменена структура МТЭК и ЖКХ Тверской области, предельная штатная численность которого установлена в количестве 50 единиц (вместо ранее существовавшей в количестве 53 единицы), в том числе государственных гражданских служащих Тверской области - 35 единиц (вместо ранее существовавших 38).
Как следует из Приложения к распоряжению Правительства Тверской области от 10 ноября 2014 г. N-рп, из структуры МТЭК и ЖКХ Тверской области в числе прочих исключена 1 штатная единица главного специалиста-эксперта отдела организационного контроля, мониторинга и правового обеспечения, которую занимала Михайлова О.В.
12 ноября 2014 г. МТЭК и ЖКХ Тверской области в соответствии с распоряжением Правительства Тверской области от 10 ноября 2014 г. N-рп издан приказ N-сл "О проведении организационно-штатных мероприятий", согласно которому подлежали сокращению 9 должностей государственной гражданской службы Тверской области:
- консультант отдела жилищного комплекса,
- главный специалист-эксперт отдела бухгалтерского учёта и кадровой работы,
- главный специалист-эксперт отдела коммунального хозяйства,
- ведущий специалист-эксперт отдела коммунального хозяйства,
- ведущий специалист-эксперт отдела программ,
- главный консультант отдела топливно-энергетического комплекса,
- главный специалист-эксперт отдела топливно-энергетического комплекса,
- ведущий специалист-эксперт отдела топливно-энергетического комплекса,
- главный специалист-эксперт отдела организационного контроля, мониторинга и правового обеспечения; 5 должностей, не являющихся должностями государственной гражданской службы Тверской области:
- старший эксперт отдела жилищного комплекса,
- бухгалтер отдела бухгалтерского учёта и кадровой работы,
- секретарь отдела бухгалтерского учёта и кадровой работы,
- ведущий эксперт отдела газового хозяйства,
- старший эксперт отдела газового хозяйства;
и вводились 6 должностей государственной гражданской службы Тверской области:
- главный консультант отдела жилищного комплекса,
- консультант отдела бухгалтерского учёта и кадровой работы,
- консультант отдела газового хозяйства,
- главный специалист-эксперт отдела газового хозяйства,
- консультант отдела коммунального хозяйства,
- главный специалист-эксперт отдела программ;
а также 5 должностей, не являющихся должностями государственной гражданской службы Тверской области:
- ведущий эксперт отдела жилищного комплекса,
- ведущий эксперт отдела бухгалтерского учёта и кадровой работы,
- эксперт отдела бухгалтерского учёта и кадровой работы,
- старший эксперт отдела топливно-энергетического комплекса,
- ведущий эксперт отдела организационного контроля, мониторинга и правового обеспечения.
С учётом внесённых изменений принято решение ввести в действие новое штатное расписание МТЭК и ЖКХ Тверской области с 12 января 2015 г.
О предстоящем массовом высвобождении работников МТЭК и ЖКХ Тверской области уведомило Главное управление по труду и занятости населения Тверской области письмом от 12 ноября 2014 г. N.
Приказом ответчика от 17 ноября 2014 г. N-сл создана комиссия по проведению организационно-штатных мероприятий.
Приказом МТЭК и ЖКХ Тверской области от 24 ноября 2014 г. N-к с 1 декабря 2014 г. изменено штатное расписание, согласно которому вакантную ранее должность главного консультанта отдела организационного контроля, мониторинга и правового обеспечения МТЭК и ЖКХ Тверской области заняла ФИО1
24 ноября 2014 г. Михайлова О.В. под расписку получила уведомление о предстоящем увольнении с 11 января 2015 г. в связи с сокращением занимаемой должности.
Как следует из акта от 12 декабря 2014 г. на заседании комиссии МТЭК и ЖКХ по проведению организационно-штатных мероприятий Михайлова О.В. была предупреждена о предстоящем увольнении с 23 января 2015 г., а также об отсутствии вакантной должности государственной гражданской службы Тверской области в МТЭК и ЖКХ Тверской области, соответствующей уровню квалификации, образованию и стажу государственной гражданской службы истца, в связи с чем Михайлова О.В. была предложена должность, не являющаяся должностью государственной гражданской службы Тверской области, - старшего эксперта отдела организационного контроля, мониторинга и правового обеспечения МТЭК и ЖКХ Тверской области временно отсутствующего работника, находящегося в отпуске по уходу за ребёнком до исполнения ему 3 лет (по 23 августа 2016 г.), от замещения которой истец отказалась.
Приказом МТЭК и ЖКХ Тверской области от 31 декабря 2014 г. N N-к в штатное расписание внесены изменения с 12 января 2015 г., согласно которым из штатного расписания были исключены 9 должностей государственной гражданской службы Тверской области (консультант отдела жилищного комплекса; главный специалист-эксперт отдела бухгалтерского учёта и кадровой работы; главный специалист-эксперт отдела коммунального хозяйства; ведущий специалист-эксперт отдела коммунального хозяйства; ведущий специалист-эксперт отдела программ; главный консультант отдела топливно-энергетического комплекса; главный специалист-эксперт отдела топливно-энергетического комплекса; ведущий специалист-эксперт отдела топливно-энергетического комплекса; главный специалист-эксперт отдела организационного контроля, мониторинга и правового обеспечения), 5 должностей, не являющихся должностями государственной гражданской службы Тверской области (старший эксперт отдела жилищного комплекса; бухгалтер отдела бухгалтерского учёта и кадровой работы; секретарь отдела бухгалтерского учёта и кадровой работы; ведущий эксперт отдела газового хозяйства; старший эксперт отдела газового хозяйства), введены 6 должностей государственной гражданской службы Тверской области (главный консультант отдела жилищного комплекса; консультант отдела бухгалтерского учёта и кадровой работы; консультант отдела газового хозяйства; главный специалист-эксперт отдела газового хозяйства; консультант отдела коммунального хозяйства; главный специалист-эксперт отдела программ), а также 5 должностей, не являющихся должностями государственной гражданской службы Тверской области (ведущий эксперт отдела жилищного комплекса; ведущий эксперт отдела бухгалтерского учёта и кадровой работы; эксперт отдела бухгалтерского учёта и кадровой работы; старший эксперт отдела топливно-энергетического комплекса; ведущий эксперт отдела организационного контроля, мониторинга и правового обеспечения).
Таким образом, исследованными в суде первой инстанции доказательствами подтверждено фактическое сокращение должности, занимаемой истцом.
13 февраля 2015 г. на основании уведомления от 24 ноября 2014 г. о предстоящем увольнении, акта от 12 декабря 2014 г. работодателем издан приказ N-к об увольнении Михайлова О.В. с государственной гражданской службы Тверской области 13 февраля 2015 г., расторжении служебного контракта от 21 декабря 2011 г. N и освобождении истца от замещаемой должности главного специалиста-эксперта отдела организационного контроля, мониторинга и правового обеспечения МТЭК и ЖКХ Тверской области по основанию, предусмотренному пунктом 8.2 части 1 статьи 37 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" (сокращение должности государственной гражданской службы).
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что о предстоящем увольнении Михайлова О.В. была уведомлена менее, чем за 2 месяца, поскольку уведомлением от 24 ноября 2014 г. она предупреждалась об увольнении с 11 января 2015 г., на заседании комиссии МТЭК и ЖКХ Тверской области по проведению организационно-штатных мероприятий 12 декабря 2014 г. - о предстоящем увольнении с 23 января 2016 г., а доказательств уведомления истца за два месяца о предстоящем сокращении и увольнении 13 февраля 2015 г. ответчик не представил.
Также суд пришёл к выводу о том, что ответчик не выполнил требования частей 3-5 статьи 31 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ", не провёл внеочередную аттестацию гражданских служащих, не предложил истцу 6 введённых приказом МТЭК и ЖКХ Тверской области от 10 ноября 2014 г. N-сл должностей государственной гражданской службы, не сообщил ей о наличии указанных должностей и о должностных регламентах этих должностей, не рассмотрел вопрос о преимущественном праве истца и иных работников на замещение этих должностей, в то время как Михайлова О.В. имела преимущественное право, поскольку обладала более высокой квалификацией (специалист 1 класса), уровнем профессионального образования (экономическое и управленческое), большей продолжительностью стажа государственной гражданской службы и высокими результатами профессиональной служебной деятельности (о чём свидетельствуют сведения о поощрениях в личной карточке), не представил истцу информацию о конкурсах, проводимых на замещение вакантных должностей в Министерстве экономического развития и в Главном управлении "Государственная жилищная инспекция тверской области".
Кроме того, суд сослался на то, что должностной регламент, по которому Михайлова О.В. работала в газовом отделе с 2007 г., практически идентичен регламенту, утверждённому 22 ноября 2014 г. для введённой с 12 января 2015 г. должности главного специалиста-эксперта отдела газового хозяйства, на которую назначили находящуюся в декретном отпуске ФИО2 с освобождением от должности, не подлежавшей сокращению, без предложения новой должности истцу.
Судебная коллегия с такими выводами суда согласиться не может по следующим основаниям.
Согласно статье 12 Закона Тверской области от 21 июня 2005 г. N-ЗО "О государственной гражданской службе Тверской области" особенности государственно-служебных отношений при сокращении должностей гражданской службы, прекращение служебного контракта регулируются ФЗ "О государственной гражданской службе РФ".
В соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобождён от занимаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
Частью 1 статьи 31 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" установлено, что при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упразднённого государственного органа, либо в другом государственном органе с учётом: 1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2 статьи 31 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ").
Данное требование ответчиком было соблюдено, поскольку уведомление о предстоящем увольнении было вручено Михайлова О.В. под расписку 24 ноября 2014 г., а её увольнение состоялось 13 февраля 2016 г.
При этом вопреки выводу суда первой инстанции, правовое значение имеет лишь продолжительность периода, предшествующего увольнению, - не менее двух месяцев после уведомления о предстоящем увольнении, который подлежит исчислению от даты фактического увольнения, а не от запланированной даты увольнения, указанной в уведомлении.
В соответствии с частью 3 статьи 31 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" в течение срока, указанного в части 2 настоящей статьи, в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со статьёй 48 настоящего Федерального закона. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.
Из буквального толкования приведённой нормы следует, что проведение внеочередной аттестации гражданских служащих в течение двухмесячного срока предупреждения о предстоящем увольнении гражданского служащего является правом, а не обязанностью государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы.
Следовательно, непроведение ответчиком МТЭК и ЖКХ Тверской области внеочередной аттестации гражданских служащих при проведении организационно-штатных мероприятий не может быть признано основанием, влекущим нарушение процедуры увольнения Михайлова О.В.
В силу части 4 статьи 31 "О государственной гражданской службе РФ" преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.
Преимущественное право оставления на работе подлежит оценке при увольнении гражданского служащего в том случае, если сокращается штатная единица из ряда идентичных должностей, имеющих в том числе и одинаковые должностные обязанности.
Должность главного специалиста-эксперта отдела организационного контроля, мониторинга и правового обеспечения, замещаемая Михайлова О.В., являлась в МТЭК и ЖКХ Тверской области единственной, поэтому при увольнении истца не подлежало учёту наличие у неё преимущественного права оставления на работе.
Согласно части 5 статьи 31 "О государственной гражданской службе РФ" представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Из представленных ответчиком суду первой инстанции штатных расписаний, действовавших последовательно с 11 ноября 2014 г., с 24 ноября 2014 г. и с 12 января 2015 г., следует, что с 24 ноября 2014 г. до 12 января 2015 г. вакантные должности государственной гражданской службы в МТЭК и ЖКХ Тверской области отсутствовали, поскольку приказом от 24 ноября 2014 г. N-к с 24 ноября 2014 г. на существовавшую единственную вакантную должность главного консультанта в отделе организационного контроля, мониторинга и правового обеспечения по результатам конкурса была принята ФИО1
Михайлова О.В. имеет высшее образование по специальности "Менеджмент" и квалификацию "Менеджер", что подтверждено копией диплома БВС 0095860, выданного Тверским государственным университетом 5 июля 1997 г., среднее специальное образование по специальности "Бухгалтерский учёт и анализ хозяйственной деятельности торговых предприятий" и квалификацию "Бухгалтер-экономист", что подтверждено копией диплома Заочного торгово-коммерческого техникума Комитета РФ по торговле СТ N, выданного 7 июля 1994 г.
Появившиеся в результате введения с 12 января 2015 г. вакантные должности государственной гражданской службы главного консультанта отдела жилищного комплекса; консультанта отдела бухгалтерского учёта и кадровой работы; консультанта отдела газового хозяйства; главного специалиста-эксперта отдела газового хозяйства; консультанта отдела коммунального хозяйства; главного специалиста-эксперта отдела программ не соответствовали уровню квалификации и профессионального образования Михайлова О.В., а потому предложению ей для замещения не подлежали.
Так, согласно должностным регламентам главного консультанта отдела жилищного комплекса, консультанта отдела бухгалтерского учёта и кадровой работы, главного специалиста-эксперта отдела программ, утверждённым 22 ноября 2014 г., для замещения этих должностей требуется высшее юридическое образование.
Должностными регламентами консультанта отдела газового хозяйства и консультанта отдела коммунального хозяйства, утверждёнными 22 ноября 2014 г., в качестве квалификационного требования предусмотрено наличие высшего технического образования.
В соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию ОК 009-93 (ОКСО), утверждённым постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. N, действовавшим до 1 января 2004 г., специальность высшего образования "Менеджмент" отнесена к специальностям экономики и управления.
Должностным регламентом главного специалиста-эксперта отдела газового хозяйства, утверждённым 22 ноября 2014 г., для замещения этой должности в качестве квалификационного требования предусмотрено наличие высшего экономического образования.
Поскольку на эту должность была принята ФИО2, имевшая стаж государственной гражданской службы Тверской области более 8 лет, занимавшая сокращаемую должность главного специалиста-эксперта отдела Топливно-энергетического комплекса, обладающая высшим образованием по специальности "Экономика и управление на предприятии (машиностроение)" и квалификацией "Экономист-менеджер", что подтверждено копией диплома с отличием ВСА 0351656, выданным Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Тверской государственный технический университет" 23 июня 2006 г., то эта должность не могла быть предложена Михайлова О.В.
При этом в отсутствие на то законодательных ограничений в случае, когда уровень квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, нескольких государственных гражданских служащих, должности которых подлежат сокращению, соответствуют вакантной должности, право выбора того, кому из таких служащих следует предложить имеющуюся вакантную должность, принадлежит исключительно работодателю.
Вывод суда о том, что ФИО2, находившаяся в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста 3 лет и назначенная на введённую в штатное расписание МТЭК и ЖКХ Тверской области с 12 января 2015 г. должность главного специалиста-эксперта отдела газового хозяйства, ранее занимала должность, не подлежавшую сокращению, основан на ошибочном толковании норм материального права.
В соответствии с частью 3 статьи 261 Трудового кодекса РФ не допускается расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребёнка в возрасте до трёх лет, по инициативе работодателя по сокращению численности или штата работников.
Данная норма содержит запрет не на сокращение должности, занимаемой женщиной, имеющей ребёнка в возрасте до трёх лет, а на увольнение такой женщины по инициативе работодателя. То есть в случае сокращения должности, занимаемой женщиной, имеющей ребёнка в возрасте до трёх лет, работодатель не вправе уволить женщину в связи с сокращением численности или штата работников, и может, с учётом её волеизъявления предложить ей иную должность и произвести соответствующий перевод работника, что и было сделано ответчиком в отношении ФИО2
Учитывая, что в МТЭК и ЖКХ Тверской области отсутствовали вакантные должности государственной гражданской службы, которые могли быть предложены для замещения Михайлова О.В., а предложение вакантных должностей гражданской службы в иных государственных органах в силу части 5 статьи 31 "О государственной гражданской службе РФ" являлось правом, а не обязанностью ответчика, то непредставление истцу информации о конкурсах, проводимых на замещение вакантных должностей в Министерстве экономического развития и в Главном управлении "Государственная жилищная инспекция Тверской области", не могло служить основанием для признания процедуры увольнения истца нарушенной.
Принимая во внимание изложенное, у ответчика МТЭК и ЖКХ Тверской области имелись основания для увольнения Михайлова О.В. с должности государственной гражданской службы главного специалиста-эксперта отдела организационного контроля, мониторинга и правового обеспечения по пункту 8.2 части 1 статьи 37 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ", и такое увольнение было произведено с соблюдением процедуры, предусмотренной статьёй 31 указанного Федерального закона, в связи с чем решение суда первой инстанции в части признания незаконным приказа МТЭК и ЖКХ Тверской области от 13 февраля 2015 г. N-к, признания незаконным увольнения Михайлова О.В. по пункту 8.2 части 1 статьи 37 ФЗ "О государственной гражданской службе в РФ" и её восстановлении в должности главного специалиста-эксперта отдела организационного контроля, мониторинга правового обеспечения МТЭК и ЖКХ Тверской области с 14 февраля 2015 г. взыскании с ответчика в пользу Михайлова О.В. заработка за время вынужденного прогула в сумме "данные изъяты" и компенсации морального вреда в размере "данные изъяты" признания действий МТЭК и ЖКХ Тверской области, нарушивших порядок увольнения истца с государственной гражданской службы в связи с сокращением штатной должности, незаконными и необоснованными, в том числе: в связи с нарушением срока уведомления о предстоящем увольнении по организационным штатным мероприятиям менее чем за 2 месяца, в связи с непредставлением информации и возможности замещения иной должности государственной гражданской службы в том же государственном органе, в связи с непредставлением информации и возможности замещения иной должности государственной гражданской службы в другом государственном органе, подлежит отмене с принятием по делу в указанной части нового решения об отказе Михайлова О.В. в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Твери от 21 декабря 2015 г. в части признания незаконным приказа Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области от 13 февраля 2015 г. N-к, признания незаконным увольнения Михайлова О.В. по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в РФ" и её восстановлении в должности главного специалиста-эксперта отдела организационного контроля, мониторинга и правового обеспечения Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области с 14 февраля 2015 года, взыскания с Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области в пользу Михайлова О.В. ОльгиВалентиновны среднего заработка за время вынужденного прогула в сумме "данные изъяты" и компенсации морального вреда в размере "данные изъяты", признания действий Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, нарушивших порядок увольнения Михайлова О.В. с государственной гражданской службы в связи с сокращением штатной должности, незаконными и необоснованными, в том числе: в связи с нарушением срока уведомления о предстоящем увольнении по организационным штатным мероприятиям менее чем за 2 месяца, в связи с непредоставлением информации и возможности замещения иной должности государственной гражданской службы в том же государственном органе, в связи с непредоставлением информации и возможности замещения иной должности государственной гражданской службы в другом государственном органе отменить.
Принять по делу в указанной части новое решение об отказе Михайлова О.В. в удовлетворении иска.
В остальной части решение Центрального районного суда г. Твери от 21 декабря 2015 г. оставить без изменения.
Председательствующий С.Н.Пойменова
Судьи областного суда А.С.Беляк
В.В.Цветков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.