Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Кубаревой Т.В.,
судей Лозовой Н.В., Кулакова А.В.,
при секретаре судебного заседания Алиеве М.Я.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
21 июля 2016 года
по докладу судьи Кулакова А.В.
дело по апелляционной жалобе истцов Музыкантовой Л.Н., Музыкантовой Ю.В. на решение Центрального районного суда города Твери от 18 апреля 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования Музыкантовой Л.Н., Музыкантовой Ю.В. к администрации города Твери о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения оставить без удовлетворения".
Судебная коллегия
установила:
Музыкантова Л.Н. и Музыкантова Ю.В. обратились в суд с иском к администрации города Твери о возложении обязанности предоставить им благоустроенное жилое помещение, состоящее из двух комнат площадью не менее "данные изъяты" кв.м. на условиях социального найма.
В обоснование заявленных требований указали, что 14 февраля 2003 года Музыкантовой Л.Н. и Музыкантовой Ю.В. на основании ордеров N и N ОАО "Тверской мясокомбинат" в связи с трудовыми отношениями предоставило комнату N площадью "данные изъяты" кв.м. и комнату N площадью "данные изъяты" кв.м. в связи с "данные изъяты" в общежитии по адресу: "адрес". Постановлением администрации г. Твери от 23 августа 2010 года N указанному нежилому зданию присвоен адрес: "адрес", и в связи с изменением адреса объекта 19 февраля 2012 года выдано повторное свидетельство о государственной регистрации права на нежилое здание, расположенное по адресу: "адрес" В настоящее время в спорном помещении проживают истцы, которые другого жилья не имеют. Коммунальные услуги ими оплачиваются в ОАО "Тверской мясокомбинат", задолженности не имеется.
Общежитие относилось к ведомственному жилищному фонду и как объект социально-культурного и коммунально-бытового назначения не включалось в подлежащий приватизации имущественный комплекс, а подлежало передаче в муниципальную собственность. Здание общежития на баланс органов местного самоуправления при реорганизации ОАО "Тверской мясокомбинат" не передавалось. Вместе с тем, с 01 марта 2005 года в связи с введением в действие Жилищного кодекса РФ истцы приобрели право пользования комнатой на условиях социального найма в силу закона.
30 сентября 2008 года признано право муниципальной собственности на бесхозяйное имущество - нежилое здание, расположенное по адресу: "адрес". 27 ноября 2008 года на указанное здание зарегистрировано право муниципальной собственности. Администрация города Твери обращалась в Центральный районный суд города Твери с заявлением об установлении юридического факта о том, что спорное нежилое здание является жилым домом. Данное заявление определением Центрального районного суда города Твери от 18 июня 2013 года было оставлено без рассмотрения ввиду наличия спора о праве пользования помещениями как жилыми помещениями. Факт вселения истцов в данное общежитие в связи с наличием трудовых отношений с Тверским мясокомбинатом и законность вселения в спорное жилое помещение подтверждается ордером N ОАО "Тверской мясокомбинат" от 14 февраля 2003 года. Полагали, что при таких обстоятельствах правоотношения, связанные с использованием истцами жилого помещения, должны регулироваться положениями закона о договоре социального найма. Указанное здание, в котором истцы были зарегистрированы и фактически проживали, принято администрацией города Твери в муниципальную собственность как нежилое. Именно с признанием дома нежилым было связано прекращение подачи коммунальных услуг и невозможность проживания в ранее предоставленных жилых помещениях. Согласно акту обследования здания от 31 января 2013 года, составленному комиссией в составе специалистов администрации Московского района города Твери, в данном здании отсутствуют электроснабжение, отопление, газ, сантехника находится в неудовлетворительном состоянии, перекрытия и крыша повреждены, в комнатах на первом этаже деревянные полы сгнили. Указанное здание расположено на земельном участке площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером N в зоне предприятий 2 класса вредности, в то время как в силу п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", размещение в санитарно-защитной зоне предприятий жилой застройки запрещено. В соответствии со ст. ст. 85, 87 ЖК РФ, в случае, если жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение, гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Поскольку жилой дом, в котором истцам было предоставлено жилое помещение, находится в собственности администрации города Твери, постольку истцы имеют право на предоставление равноценного ранее занимаемому благоустроенного жилого помещения по занимаемой площади и количеству комнат на условиях социального найма в городе Твери.
Определением от 22 марта 2016 года при подготовке гражданского дела к судебному разбирательству к участию в нем в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены МКУ города Твери "Управление муниципальным жилищным Фондом", Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации города Твери, ОАО "Тверской мясокомбинат" и его конкурсный управляющий Рулев И.Б., администрация Московского района в городе Твери.
Истцы Музыкантова Л.Н. и Музыкантова Ю.В. в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, письменно просили суд рассмотреть дело в свое отсутствие с участием представителя адвоката Щербакова А.В.
В судебном заседании представитель истца Музыкантовой Л.Н. по доверенности Щербаков А.В. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации города Твери Антонова Н.А. иск не признала, поскольку документом, подтверждающим законность вселения граждан в жилые помещения являлся ордер до 2005 года, выдаваемый уполномоченным органом, после 2005 года основанием для заселения является постановление органа местного самоуправления. В 2003 году ОАО "Тверской мясокомбинат" не вправе было предоставлять истцам жилые помещения, расположенные по адресу: "адрес".
Представитель третьего лица департамента ЖКХ и жилищной политики администрации города Твери Малиновская А.В. полагала заявленные исковые требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери Акимов В.В. иск не признал.
Представитель третьего лица ОАО "Тверской мясокомбинат" Перегуда Д.К. оставил разрешение заявленного спора на усмотрение суда.
Представители третьих лиц МКУ города Твери "УМЖФ", администрации Московского района в городе Твери, конкурсный управляющий ОАО "Тверской мясокомбинат" Рулев И.Б. в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Музыкантова Л.Н. и Музыкантова Ю.В. ставят вопрос об отмене решения суда и принятии нового об удовлетворении иска. В обоснование жалобы указано, что суд пришел к ошибочному выводу о том, что ОАО "Тверской мясокомбинат" в 2003 году уже не являлся органом, к чьей компетенции относилось предоставление жилых помещений в пользование гражданам. Комнаты в общежитии были предоставлены Музыкантовым на законных основаниях, с момента их предоставления они из комнат никуда не выезжали. С 01 марта 2005 года Музыкантовы приобрели право пользования комнатами на условиях социального найма. Однако, использовать комнаты для проживания в доме, который признан нежилым, стало незаконным, вопрос об отселении проживающих в нем граждан администрацией города Твери не решен. С 1975 года спорное здание состояло на учете в качестве жилого дома - общежития, во время приватизации Тверского мясокомбината подлежало передаче в муниципальную собственность. Право муниципальной собственности на спорное здание было в судебном порядке признано за администрацией города Твери как на нежилое здание. В связи с изложенными обстоятельствами полагали, что администрация города Твери обязана предоставить им другое благоустроенное жилое помещение в городе Твери.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истцов Щербаков А.В. поддержал доводы апелляционных жалоб.
Представитель ответчика администрации города Твери и третьего лица департамента ЖКХ и жилищной политики администрации города Твери Абрамова Т.Г. возражала относительно удовлетворения жалобы.
Представитель третьего лица ОАО "Тверской мясокомбинат" Перегуда Д.К. оставил разрешение жалобы на усмотрение судебной коллегии.
Иные участники процесса, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, не явились. В соответствии с ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, не является препятствием к разбирательству дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
При рассмотрении дела установлено, что в доме по адресу: "адрес", - фактически проживают и имеют регистрацию ряд граждан.
Как следует из протокола N заседания профкома ОАО "Тверской мясокомбинат" от 23 января 2003 года, принято решение ходатайствовать перед администрацией о предоставлении мест в общежитии работнику Музыкантовой Л.Н. В соответствии с ордером N серия N Музыкантовой Л.Н. предоставлена жилая площадь в общежитии на период работы по адресу: "адрес", комната N, площадью "данные изъяты" кв.м. По ордеру N серия N Музыкантовой Л.Н. предоставлена жилая площадь в общежитии на период работы по адресу: "адрес", комната N, площадью "данные изъяты" кв.м. Основаниями для предоставления обеих комнат в общежитии было решение профкома от 23 января 2003 года, протокол N. Оба ордера получены 14 февраля 2003 года.
Музыкантова Л.Н. была принята на работу в ОАО "Тверской мясокомбинат" "данные изъяты", что подтверждено трудовым договором от 25 сентября 2001 года.
Согласно свидетельству N о регистрации по месту пребывания Музыкантова Л.Н. была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: "адрес", общ. на срок с 20 августа 2004 года по 20 ноября 2004 года, также согласно свидетельству N - на срок с 23 ноября 2004 года по 24 февраля 2005 года, по свидетельству N - на срок с 01 апреля 2005 года по 02 июля 2005 года.
В соответствии с данными УФМС России по Тверской области Музыкантова Л.Н. зарегистрирована по адресу: "адрес" с 05 марта 1996 года, Музыкантова Ю.В. также зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес"Согласно справке ООО "Тверской мясоперерабатывающий завод" от 26 февраля 2016 года N Музыкантова Л.Н. работает в ООО "Тверской МПЗ" "данные изъяты" с 01 мая 2015 года по настоящее время.
Как усматривается из справки ОАО "Тверской мясокомбинат" от 14 марта 2016 года Музыкантова Л.Н, проживающая по адресу: "адрес", площадь "данные изъяты" кв.м., задолженности по коммунальным услугам не имеет.
Согласно справке ОАО "Тверской мясокомбинат" от 04 февраля 2011 года Музыкантовой Л.Н выдан ордер на право занятия жилой площади в здании литера "данные изъяты"" ОАО "Тверской мясокомбинат" на основании приказа руководства комбината и решения профкома комбината. Домовая книга по регистрации проживающих на комбинате не велась. Здание литера "Р" пристроено к зданию учебно-бытового корпуса комбината в 1971 году для создания удобств приезжающих водителей и сдатчиков скота.
Музыкантова Ю.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, доводится "данные изъяты" Музыкантовой Л.Н., является "данные изъяты".
В техническом паспорте по состоянию на 15 февраля 2006 года здание, расположенное по адресу: "адрес", именуется как гостиница. Здание является двухэтажным, в здании находятся жилые комнаты, площадь которых учтена по техпаспорту как жилая, а также комнаты вахтера, кладовые, кухни, душевые, умывальные, туалеты, раздевалки, коридоры общего пользования, площадь которых составляет вспомогательную площадь. Технический паспорт содержит также инвентарные планы каждого из двух этажей здания с указанием в них места расположения помещений.
Решением Московского районного суда города Твери от 30 сентября 2008 года, вступившим в законную силу, удовлетворено заявление департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, признано право муниципальной собственности на бесхозяйное имущество - нежилое здание, расположенное по адресу: "адрес". Государственная регистрация права муниципальной собственности произведена 27 ноября 2008 года. Постановлением администрации города Твери от 23 августа 2010 года N зданию присвоен адрес: "адрес"
Из сообщения ОАО "Тверской мясокомбинат", адресованного главе администрации Московского района в городе Твери, от 08 апреля 2010 года следует, что до государственной регистрации муниципальной собственности здание гостиницы не передавалась на баланс акционерного общества. В ноябре 2006 года вышеуказанное нежилое здание было поставлено Управлением Федеральной регистрационной службы по "адрес" на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества. 27 ноября 2008 года зарегистрировано право муниципальной собственности на вышеуказанное здание N В Комитете по управлению имуществом Тверской области и ОАО "Тверской мясокомбинат" не имелось сведений о том, что здание гостиницы на момент приватизации фактически являлось жилым зданием - общежитием или было зарегистрировано в качестве такового. 02 июня 1989 года Калининское бюро технической инвентаризации ошибочно составило технический паспорт на объект "общежитие", в состав которого было включено два прилегающих здания - "общежитие" (гостиница) и "контора" (учебно-бытовой корпус). Изначально, эти здания именовались и по сути своей, являлись "гостиницей" и "учебно-бытовым корпусом" (топографический план, переписка) - специалисты приезжали для учебы в здание учебно-бытового корпуса и останавливались для временного пребывания в здании гостиницы. Учитывая изложенное, 12 марта 2006 года ФГУП "Ростехинвентаризация" оформило два паспорта на указанные объекты: нежилое здание "гостиница" и нежилое здание "учебно-бытовой корпус".
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в соответствии со ст. 18 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РФ" в редакции, действовавшей на момент приватизации Тверского мясокомбината, пунктом 1 Указа Президента РФ от 10 января 1993 года N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которым относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Пунктом 1 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27 декабря 1991 года N 3020-1 жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
В пункте 5 статьи 2 Закона РФ от 03 июля 1991 года "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации (в редакции от 05 июня 1992 года) указано, что приватизация земельного и жилищного фондов, а также социально-культурных учреждений, объектов культурного и природного наследия регулируется иными законодательными актами России и республик в ее составе. Согласно статье 18 Закона о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации (в редакции от 04 июля 1991 года), предполагалось установить в законодательном порядке условия, на которых подлежал бы приватизации совместно с предприятием (в случае приватизации последних) и жилищный фонд, закрепленный за этими предприятиями на праве полного хозяйственного ведения.
Впоследствии же такие условия законодателем не были установлены, в связи с чем Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 24 августа 1993 года N 8 разъяснил, что за гражданином сохранялись жилищные права, в том числе и право на приватизацию, занимаемого жилого помещения и в том случае, если изменение формы собственности либо ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу статьи 18 Закона о приватизации (в редакции от 23 декабря 1992 года), то есть до 10 января 1993 года. Это положение не подлежит применению судами только в тех случаях, когда правопреемники изменивших форму собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений на свои средства построили либо приобрели незаселенное жилое помещение, которое впоследствии явилось предметом спора.
Исходя из положений статей 50, 51, 109 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период приватизации Тверского мясокомбината, заключение договора найма жилого помещения в письменной форме в обязательном порядке не требовалось.
Согласно статье 47 Жилищного кодекса РСФСР ордер на жилое помещение являлся единственным основанием для вселения в жилое помещение. Однако, и отсутствие у гражданина ордера на занятие жилого помещения при фактическом вселении в предоставленное жилое помещение, проживании в нем и исполнении обязанностей нанимателя само по себе не могло служить препятствием к возникновению у такого лица права пользования жилым помещением.
В силу ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Поскольку Тверским мясокомбинатом до его приватизации принимались решения о предоставлении гражданам комнат в общежитии, выдавались ордера на право занятия жилой площади, граждане фактически вселялись в предоставленные им комнаты и проживали в них, производилась регистрация граждан по месту жительства в общежитии, руководствуясь приведенными нормами, суд пришел к правомерному выводу о том, что здание по адресу: "адрес", ко времени приватизации Тверского мясокомбината длительное время фактически использовалось в качестве жилого, в связи с чем в силу закона оно подлежало передаче в муниципальную собственность как объект жилищного фонда.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции обоснованно сослался на то, что в рассматриваемом случае ОАО "Тверской мясокомбинат" предоставило истцу Музыкантовой Л.Н. и "данные изъяты" Музыкантовой Ю.В. помещение (жилую площадь в общежитии) для постоянного проживания уже после приватизации предприятия, однако, по состоянию на 2003 год ОАО "Тверской мясокомбинат" уже не являлось органом, к чьей компетенции относилось разрешение подобных вопросов, следовательно, в 2003 году ОАО "Тверской мясокомбинат" не вправе было предоставлять истцу Музыкантовой Л.Н. жилые помещения, поэтому правовые и фактические основания для вывода о том, что администрация города Твери обязана предоставить Музыкантовой Л.Н. и Музыкантовой Ю.В. иное равноценное жилое помещение на условиях договора социального найма в связи с переводом жилого помещения в нежилое (ст. ст. 85, 87, 89 Жилищного кодекса РФ), вне зависимости от того, признаны ли указанные лица малоимущими, и состоят ли они на учете нуждающихся в жилых помещениях, у суда первой инстанции отсутствовали.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, соответствуют правовому регулированию спорных правоотношений, основаны на имеющихся в деле доказательствах, оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку представленным и исследованным в судебном заседании доказательствам, и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
В целом доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием для отмены судебного решения, поскольку не опровергают выводы суда, а повторяют правовую позицию стороны истцов, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в принятом решении. Они сводятся к переоценке доказательств, имеющихся в материалах дела, оценка которых произведена судом первой инстанции в соответствии с требованиями процессуального законодательства, при этом оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда города Твери от 18 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов Музыкантовой Л.Н., Музыкантовой Ю.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Кубарева
Судьи Н.В. Лозовая
А.В. Кулаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.